Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 19:46, курсовая работа
Административное право является одной из главных отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в самой многосторонней социальной сфере - сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
Введение
Глава 1. Общая характеристика административного процесса.
1.1 Понятие и основные черты административного процесса.
1.2 Принципы административного процесса.
Глава 2. Структура и стадии административного процесса.
Глава 3. Субъекты административного процесса
3.1 Понятие субъекта административного процесса.
3.2 Граждане как субъекты административного процесса.
3.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного процесса.
3.4 Предприятия и учреждения как субъекты административного процесса.
Глава 4. Правовое регулирование административного процесса.
Заключение
Список использованной литературы.
Применение норм административного права
- очень многообразная и обширная деятельность
исполнительно-распорядительных органов
государственной власти и некоторых иных
полномочных органов. Она охватывает все
категории индивидуально конкретных дел,
которые входят в компетенцию названных
органов, независимо от их отраслевой
принадлежности. Иными словами, административный
процесс осуществляется там, где у компетентного
органа государственного управления возникает
необходимость решить индивидуальное
дело, урегулировать конкретное отношение
управленческого характера, получить
юридический результат. Следовательно,
административный процесс одновременно
является выражением управленческой деятельности
органов государственной власти и формой
реализации норм административного права.
Границы административно-процессуальной
деятельности определяются рамками административного
процесса и разрешают не все индивидуальные
дело, а только определенные, на которые
распространяется установленный административно-
Административный процесс не относится
к числу административно-правовых форм
государственного управления, так как
поглощается по своему юридическому содержанию
такой формой, как издание индивидуальных
правовых актов. Применение норм административного
права осуществляется в порядке, урегулированном
нормами административного права. В соответствии
с этими нормами органы государственного
управления разрешают подведомственные
им дела. Например, административно-процессуальные
нормы регулируют порядок рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан,
порядок разрешения организационных дел
в аппарате управления, порядок применения
мер административных взысканий и др.
Административный процесс - это не только
определенная процедура применения соответствующих
норм права в сфере государственного управления,
но и деятельность, в ходе которой возникают
отношения, регулируемые нормами административно-
Таким образом, административный процесс,
подобно процессам гражданскому и уголовному,
состоит из двух элементов, в равной степени
регулируемых нормами административно-
1.2 Принципы административного процесса
Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы конкретизируются и приобретают специфические оттенки. Попробуем разобраться в основных принципах административного процесса.
Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса (уголовного, административного и гражданского), он состоит не только в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в надлежащем применении этих актов. Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение для административного процесса, в ходе которого как раз и происходит применение норм материального права.
Принцип гласности процесса. Этот принцип предполагает ознакомление широких слоев граждан с решением тех или иных вопросов, входящих в компетенцию соответствующих органов государственного управления и обеспечивает сторонам в административном процессе возможность беспрепятственно знакомиться со всеми материалами по делу, документами и т. д., что является одним из существенных условий правильного рассмотрения и разрешения административных дел. Он предполагает открытое рассмотрение административных дел, проведение процесса в нерабочее время, нередко по месту работы, жительства или учебы правонарушителя.
Принцип процессуального равенства сторон. Данный принцип осуществляется во всех видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного положения, нормы закона распространяются в равной степени. Содержание данного принципа находит свое отражение в закреплении определенного правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей как участников определенного вида правовых отношений. Данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне, которая в ней нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны должным образом использовали принадлежащие им права и исполняли возложенные на них обязанности.
Принцип компетентности.
Он означает то, что далеко не все субъекты
исполнительной власти наделены полномочиями
административно-
Принцип охраны интересов
государства и личности означает необходимость
надлежащего использования сторонами
административно-
Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел.
Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела.
Принцип экономичности выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса административно-юрисдикционных действий, включая исполнение принятого решения.
Принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т. п.(10,с.207-219)
Глава 2. Структура и стадии административного процесса.
Под структурой административного процесса понимается совокупность составляющих его элементов. Это процессуальные действия и группы действий, объединённые по каким-либо общим основаниям и признакам. В административном праве нет единства мнений относительно структуры административного процесса. Критериев построения структуры несколько:
в зависимости от объема и степени реализации процессуальной формы, полноты законодательного регулирования процессуальных действий;
в зависимости от содержания процессуальных действий и юридических дел;
в зависимости от последовательности совершения действий, цельности и завершенности отдельных групп процессуальной деятельности.
В административном процессе нет единой процессуальной формы, в которой бы могли осуществляться все составляющие его виды деятельности. Существенные отличия правотворческой, правонаделительной и юридической деятельности находят выражение в различном порядке ведения юридических дел, особенностях процедур и совокупности требований, предъявляемых к действиям участников процесса. И это вполне обоснованно, поскольку речь идет о разных способах осуществления публичной власти. Поэтому, административные дела, разрешаемые в рамках единого административного процесса отличаются и по содержанию, целям, результатам, и по процессуальным правилам ведения дела. Сходные по своим характеристикам дела относятся к конкретному виду производства.
Административные процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые называются также видами административного процесса. Каждая группа производств имеет сходство процессуальной формы и юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак – вид процессуальной деятельности: правотворческая, правонаделительная, юрисдикционная.
Административно-
по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
по принятию приказов, постановлений, инструкций и иных нормативных актов министров и других центральных федеральных органов исполнительной власти;
по принятию нормативных актов главами исполнительной власти и правительствами субъектов федерации;
по изданию локальных нормативных актов руководителями государственных учреждений и организаций;
по изданию нормативных актов органами и должностными лицами местного самоуправления.
Административно-
регистрационные производства (граждан по месту жительства и пребывания, мигрантов, транспортных средств, оружия и т.п.);
лицензионно-разрешительные (решения на занятие отдельными видами деятельности, допусков к деятельности, на использование объектов, квотирование и т.д.);
производства по стандартизации,
сертификации, аттестации товаров и услуг,
аккредитация учреждений, производства
по присуждению ученых званий и ученых
степеней, нострификационные производства,
производства по установлению инвалидности
и иные экспериментально-
производства по распределению ресурсов, государственных услуг, помощи (денежных средств, квартир и т.п.) и приватизационные производства и иные правопредставительственные производства;
конкурсные производства (по размещению государственных заказов, часть приватизационных производств и иные);
кадровые производства (приём и увольнение со службы, призывные, аттестационные, иные служебные);
производство по заявлениям граждан и обращениям организаций по реализации принадлежащих им прав в сфере публичного управления;
производства по применению мер поощрения (внеслужебных отношений) и другие производства (процедуры), возникающие в связи с необходимостью реализации законных субъектных прав и обязанностей участников материальных правоотношений в специальной административно-процессуальной форме.
Административно-юрисдикционные производства – деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. К ним относятся производства
по делам об административных правонарушениях;
дисциплинарное производство;
по административным жалобам граждан;
производство по административно-правовым спорам, (процедуры разрешения служебных споров, производство по оспаривании действий и без действий органов и должностных лиц органов публичной власти);
исполнительное производство;
производство по реализации института материальной ответственности;
контрольно-надзорные производства;
оперативно-розыскное производство;
производство по применению мер административного принуждения, не связанных с наказанием (помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания, применение мер принудительного лечения, помещения в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и т.д.)
Возможна классификация видов административно-процессуальной деятельности таким образом, при котором более совершенные административных дел, имеющие высокую степень нормативного обеспечения, относятся к административным производствам, все иные – к административным процедурам. Производств при подобной группировке оказывается менее десяти, а ограничение их от процедур весьма условно и динамично.
Административная деятельность осуществляется непрерывно. Несмотря на самые разнообразные отклонения, она подчиняется определенному ритму. Это проявляется в последовательном повторении одних и тех же стадий процесса. Для достижения целей субъект власти в определенной последовательности совершает ряд операций. Административный процесс носит ярко выраженный цикличный характер, он складывается из относительно замкнутых циклов.