Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 19:46, курсовая работа
Административное право является одной из главных отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в самой многосторонней социальной сфере - сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
Введение
Глава 1. Общая характеристика административного процесса.
1.1 Понятие и основные черты административного процесса.
1.2 Принципы административного процесса.
Глава 2. Структура и стадии административного процесса.
Глава 3. Субъекты административного процесса
3.1 Понятие субъекта административного процесса.
3.2 Граждане как субъекты административного процесса.
3.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного процесса.
3.4 Предприятия и учреждения как субъекты административного процесса.
Глава 4. Правовое регулирование административного процесса.
Заключение
Список использованной литературы.
Система административно-процессуальных
норм образует административно-процессуальное
право, которое можно определить как отрасль
российского права, регулирующую общественные
отношения, возникающие в связи с разрешением
административных дел в сфере публичного
управления. Факт существования административно-
Правовое регулирование административно-процессуальной
деятельности придает ей юридический
характер и создает основу для возникновения
в рамках административного процесса
особого вида правовых отношений – административно-процессуальные
правоотношения, которые понимаются как
урегулированные нормами административно-
Объектом, то есть то, по поводу чего сложились административно-процессуальные отношения, следует признать поведение (действия и бездействия) деятельность субъектов правоотношения в качестве участников процесса разрешения административного дела, участников административного производства (процедуры). Это традиционный для процессуальных отраслей права подход к определению объекта процессуальных отношений. Административно-процессуальные отношения устанавливаются между субъектами, имеющими права и обязанности в качестве участника административного процесса разрешения административного дела.
Субъектами административно-процессуальных отношений могут быть все субъекты материальных административных правоотношений: индивидуальные и коллективные субъекты. В административном процессе они приобретают статус участников административного производства. Следует иметь ввиду, что внешне состав субъектов административных правоотношений и участников административного процесса, то есть разбирательства по административному делу, могут не совпадать. Причина состоит в том, что в производстве по делу могут участвовать представители субъектов правоотношений (представители граждан, государственных органов и т.д.) и иные участники, действующие в интересах обладателя материальным правом, и одновременно являющегося субъектом административных правоотношений, или участвующие в процессе в иных целях (например, осуществления прокурорского надзора).
Содержание административно-процессуальных
отношений составляют процессуальные
права и обязанности субъектов правоотношений,
участников производства по административному
делу. Они устанавливаются административно-
Объем процессуальных правомочий у участников административного процесса не одинаков, что предполагает выделение нескольких групп участников: органы и должностные лица ведущие (организующие) производство по административному делу и принимающие по нему решение; участники производства, заинтересованные в определенном результате разрешения административного дела (заявитель заинтересованного лица, потерпевший, защитник и иные); участники, содействующие выяснению истины по делу (эксперты, переводчики, специалисты и другие); иные участники административного процесса (например, прокурор).
Административно-процессуальные отношения возникают с момента вступления субъекта правоотношений в производство по административному делу, то есть с момента действий или событий, которые свидетельствуют о начале реализации субъектом в добровольном или принудительном порядке процессуальных прав и обязанностей. Юридическими фактами, подтверждающими возникновение административно-процессуальных отношений, соответственно могут быть, например, добровольная подача жалобы, заявление о регистрации и так далее. Или принудительное, например, привлечение в качестве лица, совершившего дисциплинарный проступок, или эксперта, свидетеля по делу.
Административно-процессуальная деятельность занимает наряду с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, пожалуй, ведущую роль в реализации функций, возложенных на органы внутренних дел. Они направлены как на внутренние элементы системы органов внутренних дел, так проявляется и во внешней управленческой, или, как принято говорить применительно к органам внутренних дел, административной деятельности. В деятельности ОВД имеют место различные виды производств, что определяется разнообразием разрешаемых административных дел. Это служебно-кадровые, дисциплинарные и поощрительные производства; производства по регистрации граждан по месту их жительства и пребывания, мигрантов, оружия, транспорта; лицензирование частной деятельности и охранной деятельности, иные разрешительные процедуры; масса контрольно-надзорных производств и процедур, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности; производства по жалобам граждан; основное юридическое производство – производство по делам об административных правонарушениях. Нормотворческие и иные административно-правового статуса органы внутренних дел и их должностные лица во внешней административной деятельности выступают в качестве властных участников, уполномоченных вести производство по административным делам и принимать по ним решения. При обжаловании действий органа внутренних дел или должностного лица, они участвуют в административном процессе в качестве заинтересованной стороны.
Заключение
В заключение следует сказать, что административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, ежедневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.
В административном праве особое место занимает административный процесс, особенности и принципы которого мы подробно рассмотрели в данной работе. Подведем итог всему вышеизложенному.
1. Административный процесс – это совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.
2. Принципами административного процесса являются: принцип законности, принцип объективной истины, принцип равенства граждан перед законом и органом, решающим дело, принцип гласности, принцип национального языка, принцип оперативности, принцип экономичности, принцип ответственности за ненадлежащее ведение процесса.
3. Участники административного процесса — это лица, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.
4. Административная правосубъектность включает в себя:
правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - это способность лица иметь, в силу административно-процессуальных норм, субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность — это установленная
административно-
5. Конкретными видами участников административного процесса являются:
■ граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, граждане СНГ, иностранные граждане, а также лица без гражданства;
■ государственные органы, предприятия и учреждения.
■ государственные служащие;
■ общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
■ служащие общественных и иных негосударственных формирований.
Административный процесс находится в настоящее время на стадии совершенствования, его разработке уделяется большое внимание, т.к. именно административный процесс лежит в основе регулирования государственной управленческой деятельности, которая охватывает все сферы жизни общества: хозяйственную, социально-культурную, административно-политическую.
Список использованной литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят Гос. Думой 30 декабря 2001 г.. N 195-ФЗ (с изм. от 20.10.2010 г.)// Собрание законодательства РФ.- 2002. - N 1.-Ст.1.
Специальная литература:
3. Анисимов, А.П. Земельно-правовая ответственность за нарушение правового режима земель поселений/ А.П. Анисимов // Журнал российского права. N 2. 2004.
4. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. – М.: Юрист, 2004.
5. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. – М.Эксмо, 2006.
6. Дмитриев Ю.А.Административное право: Учебник. – М.: Эксмо, 2005.
7. Дмитриев Ю.А. Общая теория права. – М.: Юрист, 1996.
8. Макарейко Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзаменов. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
9. Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России: Учебник. - М.: Проспект, 2006.
10. Смоленский М.Б. Административное право: Учебник для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
11. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. –СПб.: Пресс, 2004.
12. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М.: Юрист, 2001.