Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ правовой природы административно-правовых отношений, выяснение их роли в деятельности пограничных органов.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
-дать понятие механизма административно-правового регулирования;
-определить содержание, особенности и структуру административно-правового отношения
-выделить виды административно-правовых правоотношений
-изучить основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
-выявить роль административно-правовых отношений в деятельности пограничных органов.
Введение……………………………………………………………………………2
Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы………………………………………………………………………….. .4
Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения…………………………………………………………………………..8
Виды административных правоотношений……………………………………..14
Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве…………..25
Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов……………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………………….35
з) несмотря на различный характер подчиненности во всех названных случаях (во многом она проявляется условно) сохраняется главное качество – неравенство сторон в юридическом смысле. Подчиненность, выраженная прямо, опосредствованно или малозаметно, по существу есть логическое и фактическое следствие закрепленного административно-правовыми нормами неравноправного положения управляющих и управляемых;
и) наиболее емким по своему правовому содержанию признаком, убедительно иллюстрирующим фактическую вертикальность и неравенство сторон в административно-правовых отношениях, по разному выражаемых, является следующий: все вертикальные отношения такого типа практически выражают юридическую зависимость одной стороны от другой.6
Подобная зависимость предопределяется наличием юридически-властных полномочий, необходимых для решения того или иного вопроса, только у одной стороны – соответствующего у субъекта исполнительной власти.
Таким образом, общие черты неоднозначных, вертикальных административно-правовых отношений – это осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.
Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, ибо они как бы выпадают из общего русла административно-правового регулирования. Тем не менее, возможность их возникновения существует. Сам факт признания равенства сторон в административно-правовых отношениях, казалось бы, находится в прямом противоречии как с сущностью административно-правового регулирования, так и с принципиальными особенностями административно-правовых отношений. Поэтому сама возможность их возникновения в сфере государственного управления нередко была под сомнением. Однако при условии правильного понимания сути управленческой горизонтальности противоречия и сомнения могут быть сняты. Для этого необходимо, учитывать следующие определяющие обстоятельства.
Во-первых, действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений, т.е. качество, традиционно связываемое с гражданско-правовыми отношениями, реально при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности. Во-вторых, обязательное одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно юридическому равенству сторон. В-третьих, столь же обязательно отсутствие юридически-властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.
Вычленить горизонтальные отношения из общей массы управленческих связей довольно сложно, так как они, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как вертикальные. Тем не менее, управленческая практика дает определенные основания для отнесения к их числу следующих административно-правовых отношений:
а) отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически-властного решения. Это – связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами (должностными лицами), в которые они вступают по поводу, например, подготовки принятия совместных нормативных актов управления (например, между двумя министерствами); отношения по согласованию совместных управленческих действий; отношения в связи с проведением совместных заседаний (например, коллегий двух министерств); отношения по формированию межведомственных консультативных, совещательных или координационных советов; отношения между органами исполнительной власти и, например, профсоюзными органами по поводу удовлетворения законных интересов последних (на предмет заключения или изменения тарифных соглашений) и т.п.;
б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически-властного решения. Это, например, отношения, в ходе и результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.). Примером такого управляющего воздействия может служить издание совместного приказа ФСБ РФ, МВД РФ и Министерства здравоохранения о создании Межведомственной экспертной комиссии по образцам вооружения и специальным средствам.7
Две названные группы отношений
относятся к числу
в) отношения административно-
г) отношения административно-
Однако, любые совместные действия однопорядковых и равноправных субъектов (отношения типа «субъект» – «субъект») перерастают в вертикальные административно-правовые отношения с момента, например, принятия совместного юридически-властного акта (совместный приказ). Горизонтальность их проявляется, следовательно, временно. Отсюда вспомогательный характер таких отношений.8
Так же можно провести классификацию административных правоотношений по их юридическому характеру. По этому критерию можно выделить материальные и процессуальные правоотношения.
Материальные административные
правоотношения являются основой механизма
административно-правового
Весьма своеобразным оказывается
и юридический факт, непосредственно
порождающий административно-
Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений по особенностям регулирования, которые обусловлены спецификой юридических норм, регулирующих соответствующие группы административно-правовых отношение. Если материальные нормы административного права регулируют «статические» отношения, то процессуальные нормы регулируют отношения «динамические», для которых особое значение имеют действия их субъектов.
В свою очередь действия участников административно-процессуальных правоотношений, осуществляемые в предусмотренной законом последовательности, обусловливают известную стадийность развития правоотношения.
Административно-процессуальные
правоотношения отличаются от материальных
по своему назначению. Задачи административно-процессуальных
правоотношений, равно как и любых
процессуальных правоотношений, состоят
в обеспечении реализации соответствующей
материальной нормы. Отсюда следует, что
административно-процессуальное правоотношение
в полном соответствии с диспозицией
административно-процессуальной нормы
выступает как средство осуществления
определенного материального
Но было бы неверным ограничивать
«реализующие» возможности и
пределы административно-
Являясь формой реализации материальных отношений ряда отраслей российского права, административно-процессуальные правоотношения приобретают определенные оттенки в зависимости от содержания соответствующего материального правоотношения. Примером материальных правоотношений может быть принятие решения о выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия. А порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях определяется ст. 29.7 КоАП РФ (процессуальные правоотношения).
Еще один критерий классификации – характер юридических фактов, порождающих административные правоотношения.
По характеру юридических
фактов, порождающих административно-
Административно-правовые
отношения могут возникать
Существенное значение
для действенного
4.Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве
Основанием возникновения,
изменения и прекращения
Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.
Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:
- юридические факты - это
единичные (индивидуальные) социальные
обстоятельства, они имеются в
реальности как нечто
- юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;
- в административном праве
юридические факты должны
- они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
- по своему назначению
юридические факты влекут
Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.