Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:14, лекция
Проблема определения природы аграрного права в российской правовой доктрине.
Предмет и метод аграрного права.
Принципы аграрного права.
Источники аграрного права
Субъекты аграрных правоотношений – это, прежде всего, собственники, которые самостоятельно или благодаря объединению своего капитала (создание юридических лиц кооперативного и корпоративного типов) наделяют созданные ими юридические лица полномочиями субъектов аграрных и других правоотношений.
В зависимости от сферы деятельности, цели, заданий, функций субъекты аграрных правоотношений делятся на три группы:
Объекты аграрных правоотношений многогранны. К ним, прежде всего, относятся объединения общеаграрных имущественных, земельных управленческих и трудовых общественных отношений как базовых. Своеобразными объектами в базовых аграрных правоотношениях выступают различные проявления последних, в частности финансово-кредитные, хозяйственно-договорные, социально-бытовые и другие общественные отношения, которые исходят из цели, предмета деятельности и функций субъектов аграрного предпринимательства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие аграрного права.
2. Система аграрного права.
3. Принципы аграрного права
4. Место правовых
актов субъектов Российской
5. Понятие аграрных правоотношений.
Глава 2. Государственное регулирование агропромышленного производства
Правовое регулирование государственного управления в аграрной сферы традиционно составляет самостоятельный институт аграрного законодательства. Регулирование экономических отношений, воздействие на рынок, преимущественно в целях сглаживания его негативных проявлений, является одной из основных функций государства как социального и правового.
Основные направления государственного регулирования и управления не всегда одинаковы для различных отраслей экономики и зависят от многих параметров: уровень развития рынка; состояние отрасли экономики и состояние экономики государства в целом и др. Все это должно учитываться при осуществлении правового регулирования экономических отношений и находить выражение в содержании нормативных правовых актов, закрепляющих основы государственной политики в области экономики.
Согласно ст.1 Федерального закона от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства», ныне утратившего силу, под государственным регулированием агропромышленного производства понималось экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
В указанном законе были определены задачи государственного регулирования данной сферы отношений, каковыми являются: стабилизация и развитие агропромышленного производства; обеспечение продовольственной безопасн6ости РФ; улучшение продовольственного обеспечения населения; поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и др.
В любом государстве,
чтобы законодательное
Так, для государственного
регулирования переходного
В качестве основных особенностей сельскохозяйственного сектора принято выделять его государственную, социальную и экономическую значимость. Сельское хозяйство является поставщиком практически всех основных отраслей производства, наполняет товарами продовольственных рынок.
К специфическим чертам данной отрасли следует отнести существенное влияние на производство природно-климатических условий, использование земли как основного ресурса, многоотраслевой характер предприятия. В качестве негативных отличий – низкая инвестиционная привлекательность агарного сектора, вызванная высокой капитало- и энергоемкостью. Все эти факторы обуславливают важность участия государства в регулировании аграрной экономики в целях создания условий для инвестиционной привлекательности отрасли, повышение конкурентоспособности, обеспечения продовольственной безопасности и т.д. Наряду с этим Российское сельское хозяйство отличается затянувшимся кризисным состоянием, которое является дополнительным основание для государственного вмешательства.
Особенности аграрного сектора определяют и направления воздействия государства. К ним в настоящее время следует отнести:
Реализация указанных направлений государственного регулирования обеспечиваются при помощи определенных методов, наиболее важная часть, которых находит правовое выражение.
К методам государственного регулирования аграрных отношений принято относить: регулирование цен; реализацию бюджетной, налоговой и кредитной политики; антимонопольное регулирование; разработку и реализацию программ в области АПК; применение балансового метода, предполагающего определение объемов и структуры потребностей сельского хозяйства.
Практически все методы предполагают косвенное регулирование аграрных отношений. Однако до последнего времени прямое государственное регулирование было преобладающим подходом при участии государства в аграрном секторе. Прямой и косвенные методы регулирования экономикой предполагают применение разных методов правового регулирования.
Прямой метод, заключающий в прямом бюджетном финансировании отрасли или конкретных товаропроизводителей, участии государственных или муниципальных структур в производстве и управлению отрасли, применяется по средством административно-правового императивного регулирования.
Косвенный метод воздействует на рыночные механизмы без прямого участия в них государства с использованием рыночных способов отношений. Для успешной реализации этих методов предполагается специальное правовое регулирование гражданско-правовых отношений, так как именно нормы о договорах, об организационных правовых формах субъектов товарного производства и др. опосредуют, прежде всего, рыночные отношения. При разработке косвенных методов не предполагалось прямое участие государства в процессе регулирования рынка.
В качестве субъектов, ответственных за осуществление поддержки и государственного регулирования АПК, законодательство установило РФ, субъекты Федерации и органы местного самоуправления. Общий механизм программного регулирования допускает принятие не только федеральных, но и региональных и местных целевых программ в области поддержки сельского хозяйства.
Что касается прямого воздействия на развитие аграрной сферы, помимо регулирования интервенций и госзакупок, немаловажную роль играют и иные законодательно закрепленные меры поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя. Наиболее важную роль играют меры налогообложения и обеспечения аграрной сферы земельными ресурсами.
Так, в РФ действуют
нормы о специальном
Более сложно складывается
процесс регулирования
Таким образом, в области законодательного регулирования аграрных отношений в последнее время увеличилось количество нормативных правовых актов уровня закона, регулирующих отношения в области государственного регулирования сельского хозяйства. С точки зрения методов государственного регулирования аграрных отношений данное обстоятельство можно рассматривать, как переход к косвенным методам регулирования.
Законодательство дает
определение
Из всех основных направлений государственного регулирования и управления сельским хозяйством и основных методов их реализации действуют лишь те, которые не только предусматривают прямое воздействие на АПК со стороны государства, но и отвечают основным принципам такого прямого воздействия.
Таким образом, на сегодняшний день можно выделить лишь несколько направлений государственного регулирования, которые остаются востребованными:
В основу построения организационной
структуры государственного регулирования
и совершенствования
Головным органом управления агропромышленным комплексом, осуществляющим государственное регулирование АПК, обеспечивающим единство системы органов государственного управления АПК, взаимодействие и координацию их деятельности, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 24 марта 2006 г.№164 «Об утверждении Положении о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляющим функции:
Информация о работе Аграрное право и аграрное законодательство