Акты государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

Акты государственного управления - важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Тему данной работы я считаю актуальной, т.к. Именно акты управления являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны.

Файлы: 1 файл

контрольная по административному праву.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

    Введение

    Акты  государственного управления - важное средство практической реализации целей  и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Тему данной работы я  считаю актуальной, т.к.  Именно акты управления являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны.

    Управление  — это искусство принимать  хорошие решения и умение претворять их в жизнь. Правовые акты — основная продукция государственной администрации. Это — самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты. А огромное число и разнообразие общественных отношений, которыми государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания многих миллионов правонаделительных актов о приеме (на работу, в вузы и т. д.), о призыве на военную службу, о выделении (жилой площади, ресурсов и т. д.), о назначении (пенсий, пособий), награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и т. д. Именно рассматриваемым актам свойственен ряд особенностей, которые позволяют отграничить их от иных юридических актов — законов, актов правосудия, протестов и представлений прокуроров, гражданских и иных договоров.

    С их помощью устанавливаются новые  юридические нормы, изменяются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее действовавшие (правоприменительная деятельность). 
В данной работе я хочу рассмотреть такие вопросы как понятие, классификация и требования, предъявляемые к актам государственного управления. 

    Понятие и сущность актов  государственного управления

    Правовые  акты управления являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти,т.е. публичного управления. В науке административного права существует множество различных точек зрения относительно определения понятия правовых актов управления. Рассмотрим их:

    Во-первых, акты управления рассматриваются,как  форма управленческой деятельности, т.е. внешнее практическое выражение конкретных действий и решений органов государственной администрации и иных субъектов административного права в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности.

    Во-вторых, акты управления являются управленческими решениями,которые необходимы для выполнения конкретных действий лицами и органами,которым адресовано данное решение.

    В-третьих, акты управления - это правовые акты. Соответственно, сюда возможно отнести  и правовые акты представительных органов государственной власти, судов, прокуратуры.

    В-четвертых, правовые акты управления - это действия в сфере государственного управления, выражающие волю субъектов управления по принятию управленческого решения. Т.е. акты управления выступают, как способ реализации властных полномочий.

    В-пятых, юридическим содержанием актов  управления являются правоустановительные и правоприменительные предписания, соответственно, акты управления-это  и есть те самые предписания.

    В-шестых, акты управления понимаются как разновидность документов (юридических или служебных),т.к. В документах содержатся документально оформленные предписания.

    Стоит отметить,что мнения авторов по поводу определения понятия акта управления и его признаков неоднозначны. В качестве примера хочу привести мнения Д.Н.Бахраха и А.И.Елистратова.

    Д.Н.Бахрах указывает следующие признаки акта управления:

    1. принимаются при осуществлении государственной административной власти, являясь при этом правовой формой исполнительно-распорядительной деятельности
    2. подзаконны, т. е. издается на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, а кроме того, любых других актов, обладающих более высокой юридической силой;;
    3. имеют официальный характер акта администрации (издание от имени государственного органа, выражение воли государства, наличие служебных последствий);
    4. реализуют властные полномочия при наличии одностороннего властного волеизъявления,т.е. носит императивный и обязательный характер, определяет правила должного поведения людей. При несоблюдении этого акта применяются меры государственного принуждения (например, меры административной ответственности);
    5. имеют правовой характер, если принимаются в установленном порядке и оформляются надлежащим образом,по форме акты могут быть письменные (большинство), устные, в форме конклюдентных действий (например, жест инспектора ГИБДД).
    6. влекут юридические последствия (устанавливают, изменяют, отменяют нормы права; влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений; служат юридическими фактами).

      Таким образом, по мнению Д. Н. Бахраха актом государственнго управления можно считать особый вид подзаконных, официальных юридических актов, которые принимаются субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих в себе  односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.

      Елистратов выделил такие признаки акта государственного управления:

    1) это акт управления, направленный  на установление, изменение или  прекращение конкретных юридических  отношений,т.е. цель такого акта,по его мнению, возникновение юридических отношений.

    2) административный акт - это акт  публичного права, т.е. принимается  в целях общественного служения, относится к осуществлению публичных  служб; 

    1. административный акт относится к категории государственных актов, т. е. он относится к служебной деятельности должностных лиц;

         4)административный акт - правомерен, т. е.:

                    а) он исходит от компетентного к его совершению административного учреждения;

                    б) соответствует по своему содержанию, праву (законам в формальном смысле и указам);

                    в) соблюдает законную форму;

                    г) преследует законную цель.

      5) административный акт устойчив (т. е. имеет законную силу),другими словами, недопустимо произвольное изменение администрацией своих актов.

    Следует отметить, что правовой акт управления - это сложное, комплексное правовое явление, хотя в его определениях, данных упомянутыми авторами, можно  найти много общего.

    Таким образом, будучи частью сферы управления (форма управления; практическая деятельность по управлению) и частью сферы права и механизма правового регулирования (управленческий процесс), правовой акт управления вобрал в себя черты и свойства указанных двух сфер общественных отношений. Поэтому институт правового акта управления должен существовать на основе принципов права и принципов публичного управления (организации и функционирования управления) и способствовать осуществлению как функций управления (функций государства, функций исполнительной власти), так и функций правового регулирования (функций права).

    Одной из современных важнейших проблем, которые целесообразно исследовать  в рамках правового института  актов управления, является создание концепции стабильности административного нормотворчества, изучение основных положений управленческого процесса, выявления динамической характеристики нормативных правовых актов в сфере публичного управления, рассмотрение множества факторов, влияющих на результативность и постоянство административного правотворчества.

    В более общей теоретической и  политико-правовой плоскости проблема правовых актов управления должна сегодня  рассматриваться во взаимосвязи  с правовой политикой и обеспечением качественной правовой жизни государства, общества, личности. Роль актов управления (как вида правовых актов) в правовой политике трудно переоценить. Ведь они способны обеспечивать проведение качественной правовой политики практически по всем ее направлениям, т. е. в сфере правотворчества, правоприменения, интерпретации, использования доктринальной формы и иных направлениях воздействия на правовую действительность.

    Учитывая  все выше сказанное, можно дать такое  определение правового акта управления. Правовой акт управления - это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.

    Юридическое значение правовых актов управления состоит в том, что они:

      - могут быть правовым основанием для принятия иных актов управления (например, приказ Министерства образования и науки Украины является основанием для издания приказа ректором университета);

      -  нормативные правовые акты управления устанавливают, изменяют и прекращают нормы права; обеспечивают единообразное регулирование общественных отношений для неограниченного круга субъектов; определяют порядок привлечения к административной ответственности и т. д.;

    - индивидуальные  правовые акты управления выступают  юридическими фактами возникновения,  изменения и прекращения общественных  отношений субъектов государственного  управления (например, издание распоряжения о принятии на государственную службу является основанием возникновения нового статуса лица - статуса государственного служащего);

    - они  могут выступать юридическими  документами или доказательствами  в юридическом процессе (например, распоряжение об увольнении государственного служащего с должности является основанием для возбуждения судебного дела о восстановлении на работе и т. д.);

  • правовые акты управления выступают правовыми средствами проведения административной реформы, осуществления кадровой политики, юридической защиты прав и свобод граждан и т. д.
 
 

 

    Классификация актов государственного управления

    Правовые  акты управления многочисленны и  разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации. Классификация  позволяет также глубже уяснить их сущность, общие и конкретные признаки. Деление актов на виды возможно в зависимости от различных оснований (критериев). В научной литературе наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:

    1)по  юридическим свойствам;

    2)по  органам, их издающим;

    3)по  времени действия;

    4)по  порядку издания.

    Юридические свойства являются главным критерием  классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права  и их место в механизме правового регулирования. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на:

    1)нормативные;

    2)индивидуальные;

    3)смешанные.

      Нормативные акты являются основным видом актов управления,которые устанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер, т. е. ориентированы на неопределенный круг лиц,т.е. не имеют конкретного адресата. Такие акты, во-первых, издаются в развитие законов, во-вторых, могут устанавливать типовые правила в сфере государственного управления (например, таможенные правила), а также определять статус органов исполнительной власти, быть направленными на охрану отношений в сфере государственного управления, т. е. иметь правоохранительный характер.

    Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному органу это чаще всего регулируется положением об этом органе. Таким актам присуща стабильность, в их предписаниях могут содержаться нормы административного, гражданского, трудового, земельного, экологического и других отраслей права (кроме конституционного, уголовного и уголовно-процесуального). Нормативные акты, принятые органами исполнительной власти, являются наиболее распространёнными источниками права.

    Индивидуальные акты управления являются юридическими актами, т. е. направлены на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений. Они носят правоприменителъный характер и издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц, разрешая конкретные административные дела (например, приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания и т. п.). Индивидуальные акты основываются на нормативных актах и являются единовременными, поскольку исчерпываются единовременным применением.

Информация о работе Акты государственного управления