Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:18, контрольная работа
Акты государственного управления - важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Тему данной работы я считаю актуальной, т.к. Именно акты управления являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны.
Введение
Акты государственного управления - важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Тему данной работы я считаю актуальной, т.к. Именно акты управления являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны.
Управление — это искусство принимать хорошие решения и умение претворять их в жизнь. Правовые акты — основная продукция государственной администрации. Это — самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты. А огромное число и разнообразие общественных отношений, которыми государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания многих миллионов правонаделительных актов о приеме (на работу, в вузы и т. д.), о призыве на военную службу, о выделении (жилой площади, ресурсов и т. д.), о назначении (пенсий, пособий), награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и т. д. Именно рассматриваемым актам свойственен ряд особенностей, которые позволяют отграничить их от иных юридических актов — законов, актов правосудия, протестов и представлений прокуроров, гражданских и иных договоров.
С
их помощью устанавливаются новые
юридические нормы, изменяются или отменяются
старые (правотворческая деятельность),
формируются новые правоотношения, изменяются,
прекращаются ранее действовавшие (правоприменительная
деятельность).
В данной работе я хочу рассмотреть такие
вопросы как понятие, классификация и
требования, предъявляемые к актам государственного
управления.
Понятие и сущность актов государственного управления
Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти,т.е. публичного управления. В науке административного права существует множество различных точек зрения относительно определения понятия правовых актов управления. Рассмотрим их:
Во-первых, акты управления рассматриваются,как форма управленческой деятельности, т.е. внешнее практическое выражение конкретных действий и решений органов государственной администрации и иных субъектов административного права в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности.
Во-вторых, акты управления являются управленческими решениями,которые необходимы для выполнения конкретных действий лицами и органами,которым адресовано данное решение.
В-третьих, акты управления - это правовые акты. Соответственно, сюда возможно отнести и правовые акты представительных органов государственной власти, судов, прокуратуры.
В-четвертых, правовые акты управления - это действия в сфере государственного управления, выражающие волю субъектов управления по принятию управленческого решения. Т.е. акты управления выступают, как способ реализации властных полномочий.
В-пятых,
юридическим содержанием актов
управления являются правоустановительные
и правоприменительные
В-шестых, акты управления понимаются как разновидность документов (юридических или служебных),т.к. В документах содержатся документально оформленные предписания.
Стоит отметить,что мнения авторов по поводу определения понятия акта управления и его признаков неоднозначны. В качестве примера хочу привести мнения Д.Н.Бахраха и А.И.Елистратова.
Д.Н.Бахрах указывает следующие признаки акта управления:
Таким образом, по мнению Д. Н. Бахраха актом государственнго управления можно считать особый вид подзаконных, официальных юридических актов, которые принимаются субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих в себе односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.
Елистратов выделил такие признаки акта государственного управления:
1)
это акт управления, направленный
на установление, изменение или
прекращение конкретных
2)
административный акт - это акт
публичного права, т.е.
4)административный акт - правомерен, т. е.:
а) он исходит от компетентного к его совершению административного учреждения;
б) соответствует по своему содержанию, праву (законам в формальном смысле и указам);
в) соблюдает законную форму;
г) преследует законную цель.
5) административный акт устойчив (т. е. имеет законную силу),другими словами, недопустимо произвольное изменение администрацией своих актов.
Следует отметить, что правовой акт управления - это сложное, комплексное правовое явление, хотя в его определениях, данных упомянутыми авторами, можно найти много общего.
Таким образом, будучи частью сферы управления (форма управления; практическая деятельность по управлению) и частью сферы права и механизма правового регулирования (управленческий процесс), правовой акт управления вобрал в себя черты и свойства указанных двух сфер общественных отношений. Поэтому институт правового акта управления должен существовать на основе принципов права и принципов публичного управления (организации и функционирования управления) и способствовать осуществлению как функций управления (функций государства, функций исполнительной власти), так и функций правового регулирования (функций права).
Одной
из современных важнейших проблем,
которые целесообразно
В более общей теоретической и политико-правовой плоскости проблема правовых актов управления должна сегодня рассматриваться во взаимосвязи с правовой политикой и обеспечением качественной правовой жизни государства, общества, личности. Роль актов управления (как вида правовых актов) в правовой политике трудно переоценить. Ведь они способны обеспечивать проведение качественной правовой политики практически по всем ее направлениям, т. е. в сфере правотворчества, правоприменения, интерпретации, использования доктринальной формы и иных направлениях воздействия на правовую действительность.
Учитывая все выше сказанное, можно дать такое определение правового акта управления. Правовой акт управления - это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.
Юридическое значение правовых актов управления состоит в том, что они:
- могут быть правовым основанием для принятия иных актов управления (например, приказ Министерства образования и науки Украины является основанием для издания приказа ректором университета);
- нормативные правовые акты управления устанавливают, изменяют и прекращают нормы права; обеспечивают единообразное регулирование общественных отношений для неограниченного круга субъектов; определяют порядок привлечения к административной ответственности и т. д.;
- индивидуальные
правовые акты управления
- они
могут выступать юридическими
документами или
Классификация актов государственного управления
Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации. Классификация позволяет также глубже уяснить их сущность, общие и конкретные признаки. Деление актов на виды возможно в зависимости от различных оснований (критериев). В научной литературе наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:
1)по юридическим свойствам;
2)по органам, их издающим;
3)по времени действия;
4)по порядку издания.
Юридические
свойства являются главным критерием
классификации актов
1)нормативные;
2)индивидуальные;
3)смешанные.
Нормативные акты являются основным видом актов управления,которые устанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер, т. е. ориентированы на неопределенный круг лиц,т.е. не имеют конкретного адресата. Такие акты, во-первых, издаются в развитие законов, во-вторых, могут устанавливать типовые правила в сфере государственного управления (например, таможенные правила), а также определять статус органов исполнительной власти, быть направленными на охрану отношений в сфере государственного управления, т. е. иметь правоохранительный характер.
Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному органу это чаще всего регулируется положением об этом органе. Таким актам присуща стабильность, в их предписаниях могут содержаться нормы административного, гражданского, трудового, земельного, экологического и других отраслей права (кроме конституционного, уголовного и уголовно-процесуального). Нормативные акты, принятые органами исполнительной власти, являются наиболее распространёнными источниками права.
Индивидуальные акты управления являются юридическими актами, т. е. направлены на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений. Они носят правоприменителъный характер и издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц, разрешая конкретные административные дела (например, приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания и т. п.). Индивидуальные акты основываются на нормативных актах и являются единовременными, поскольку исчерпываются единовременным применением.