Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:18, контрольная работа
Акты государственного управления - важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Тему данной работы я считаю актуальной, т.к. Именно акты управления являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны.
Смешанные акты управления – это такие акты, в которых переплетаются нормы и индивидуальные установления (например, акт устанавливает статус какого-либо государственного органа, а затем назначает руководителя этого органа).Акты смешанного характера мы можем наблюдать, анализируя, например, приказы федеральных министров. Причем эти акты по своемусодержанию чаще всего являются нормативными, поскольку они рассчитаны на неопределенное время и на неопределенный круг лиц, однако в преамбуле приказа нередко называется фамилия и инициалы руководителя департамента (управления), который должен совершить определенные действия для реализации данного приказа (например, обеспечить заказ на изготовление бланков лицензий и других документов).
Теперь рассмотрим классификацию актов управления в зависимости от органов,их издающих.Каждый вид органа исполнительной власти издает акты определенного вида. Вот как выглядит классификация правовых актов по видам:
Президент издает указы и распоряжения;
Федеральные органы исполнительной власти РФ, Правительство - постановления и распоряжения;
Министры — приказы, распоряжения, указания, инструкции;
Органы исполнительной власти субъектов Федерации – постановления, рас
поряжения, приказы.
Постановления (Правительства, государственных комитетов, федеральных комиссий) имеют нормативный характер, разъясняют наиболее существенные вопросы. Постановления Правительства могут быть отменены указом Президента РФ. Распоряжения (Правительства РФ, Президента РФ) издаются по оперативным, текущим вопросам для конкретизации законов. Приказы - обязательные предписания, осуществляемые в порядке реализации единоначалия (издают министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти). Правила утверждаются постановлениями, приказами, регулируют деятельность государственного органа. Федеральные органы исполнительной власти не могут издавать правовые акты в форме писем и телеграмм.
По сроку действия акты управления делятся на акты с неопределенным сроком действия (бессрочные), срочные и временные.
По порядку издания акты управления подразделяются на коллегиальные (принятые простым или квалифицированным большинством) или единоличные.
Кроме
перечисленных критериев
Также
акты управления подразделяются на акты
федеральные,региональные, акты субъектов
РФ, муниципальные и локальные,-в зависимости
от действия в пространстве. Например:
действующие в масштабе Российской Федерации,
и акты, действующие в масштабе федерального
округа, республики, края, области, автономного
округа, города федерального значения,
а также административно-
По
характеру компетенции
Как
видно выше,акты государственного управления
классифицируются по множеству критериев,
это связано с мнениями различных авторов.
Некоторые,например,предлагают делить
акты по наименованию,по характеру компетенции,по
функциональной роли и т.д. Конечно,
ключевым критерием является деление
по юридическим свойствам.
Требования,предъявляемые к актам государственного управления
Правовой акт управления должен приниматься в строгом соответствии с требованиями принципа законности, на основе и во исполнение законов, т. е. на всех этапах их подготовки и принятия должны создаваться условия для их действия и достижения соответствующих целей управления. Если акт управления не соответствует закону, то он должен быть отменен в рамках существующих процедур,т.е. такой акт не имеет юридической силы. Понятие «законность правовых актов управления» конкретизируется следующими требованиями:
1)акт
управления не должен
2)акт управления должен быть издан полномочным органом и в пределах его компетенции.Правовой акт управления не должен ограничивать либо нарушать предусмотренную в законодательных и иных нормативных актах компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы публичного управления; в случае нарушения требования юридической обоснованности административного акта возникает формальное несоответствие положений законов и самого акта управления, а также опасность нарушения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Право принимать административные акты имеют только те субъекты управления, которым поручено это делать или которым предоставляется такая возможность законодательством (или возлагается такая обязанность). Требования наличия компетенции субъекта управления в вопросах издания административного акта некоторыми авторами считается главнейшим, так как нормы о компетенции определяют подведомственность дел, объектов и полномочия субъектов публичного управления;
3)
акт управления должен
4) акт управления должен быть издан по установленной форме и подписан надлежащими должностными лицами (руководителем юридической службы и руководителем этого же органа исполнительнойвласти или его заместителем).
Форма акта (структура, язык, стиль изложения, реквизиты) активно воздействуют на содержание. Она побуждает субъекта управления с особой тщательностью подходить к решению дела. Так, требование мотивировать решение по делу заставляет субъекта управления основательно изучить причины, обусловившие принятие акта.
Требование делать в акте ссылку на закон побуждает субъекта управления тщательно относиться к акту с точки зрения его законности. Требование подписи акта определяет ответственность руководителя органа за его содержание.
Процесс разработки акта управления федерального органа исполнительной власти до вступления его в законную силу проходит определенные стадии:
1) подготовку проекта акта и его согласование;
2) подписание (утверждение) акта;
3)
государственную регистрацию
4) официальное опубликование и вступление акта в силу.
Подготовка
проекта нормативного правового
акта возлагается на одно или несколько
структурных подразделений
В процессе работы над проектом правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство РФ, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
Срок подготовки проекта и издания правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ,постановлений и распоряжений Правительства РФ, как правило,не должен превышать одного месяца, если не установлен другойсрок.
Проект нормативного акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласованиеявляется обязательным в соответствии с законодательством РФ,а также если в нормативном акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование оформляется визами, включающими в себя наименование должности руководителя министерства или его заместителя и личнуюподпись визирующего, расшифровку подписи и дату на оборотной стороне последнего листа акта.Одновременно с разработкой проекта нормативного акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
Нормативные акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими органами.Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нового нормативного акта. Подготовленный проект нормативного акта до его подписаниядолжен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. Нормативные акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем.
Подписанный нормативный акт должен иметь следующие реквизиты:
- наименование органа, издавшего его;
- наименование вида акта и его название;
- дату подписания и его номер;
-наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная
регистрация актов
Государственная регистрация нормативного акта включает в себя:
- юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;
- принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
- присвоение регистрационного номера;
- занесение
в государственный реестр
Подлежащие
государственной регистрации
Государственная регистрация нормативных актов производится в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях – до одного месяца.
Нормативные акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Минюстом России издавшему их органу с указанием причин отказа.
В
течение суток после
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.