Анализ власти и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель настоящей курсовой работы – полное и всестороннее изучение и анализ власти и права. Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
дать общую характеристику власти и права;
рассмотреть свойства и особенности права, а также понятие и признаки власти;
изучить разделение властей как соотношение власти и права;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ И ПРАВА

1.1 Соотношение понятий власти и права

1.2 Понятие, свойства и особенности права

1.3 Понятие и признаки власти. Государственная власть

ГЛАВА 2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК СООТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ И ПРАВА

ГЛАВА 3. ВЛАСТЬ И ПРАВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

Реализация на практике соответствующих идей создает тот стрежень, который положен в основу конституционного механизма осуществления власти, составными которого есть высшие органы.

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ВЛАСТЬ И ПРАВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Центральное значение среди правовых проблем, связанных с философией права, принадлежит группе вопросов об отношениях права и власти.

Существует ряд теорий, согласно которым право – это фактически то же, что власть. Но подобная интерпретация представляется не совсем верной. Нельзя смешивать или путать право с властью. Власть является необходимым условием права, без которого его существование не представляется возможным. В то время как право не может существовать без власти, власть вполне может обойтись без права, поскольку может выражаться в чистом произволе, с которым право совершенно несовместимо. Но в таком случае существует опасность непринятия её населением страны со всеми вытекающими отсюда последствиями10.

Власть выражает себя в командах, непосредственно подкрепляемых силой. Но такие команды не могут составлять никакой системы ни в смысле последовательности, не в смысле стабильности. Команды власти могут противоречить друг другу и меняться, обгоняя само время. Именно поэтому приказ суверена не может считаться правом и, безусловно, этим не может исчерпываться само право.

Даже в обстановке, когда правовые положения, нормы и принципы прямо отражают условия жизнедеятельности людей, соответствуют их интересам и поддерживаются обычаем, религиозным верованием, - даже в этом случае необходимы обеспечивающие и страховочные механизмы, которые гарантировали бы в любых ситуациях строгость и неукоснительность действия права. Основу таких механизмов составляет не что иное, как сила, которая может быть применена лишь властью. Здесь и далее понятием «власть» охватываются не все виды господства, а только господство в области организации общественных отношений и управления, то есть, система подчинения, при которой воля одних лиц (властвующих) является императивно обязательной для других лиц (подвластных).

В первобытном обществе в качестве носителей власти, имевшей непосредственно общественный характер, выступали родовые и племенные собрания, вожаки, воины – предводители и в не меньшей мере – старики (старейшины), нередко обладавшие в данной общности тираническими прерогативами.

С наступлением эры цивилизации с целью упорядочения резко усложнившихся общественных отношений потребовались более мощные институты регуляции. И именно тогда, с появлением государства и письменности, стало формироваться позитивное право – право, выраженное в юридических источниках и поддерживаемое предельно могучей властью – властью политической, государственной. Такая власть концентрируется в аппарате, обладающем инструментами навязывания воли властвующих, прежде всего – инструментами принуждения, а также институтами, способными придать воле властвующий общеобязательный характер. Наиболее пригодными для таких целей, наряду с церковными установлениями, оказались законы, учреждения юрисдикции, иные институты позитивного права, которые были объявлены «элементами государственности»11.

Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем, она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, порой вынуждена считаться с волей и интересами подвластных12.

Воля и интересы властвующих групп, слоев или классов, однако, не являются безграничными. Их эгоизм, как справедливо подмечал Г. Шершеневич, должен подсказывать им «благоразумие и умеренность в правовом творчестве». Помимо использования силовых средств, они могут охранять свои интересы также с помощью права, «тесно сплетая» свои интересы с интересами подвластных, «по возможности, не доводя последних до сознания противоположности»13.

Власть может быть разумной, естественной, легитимной, законной, правовой, моральной, нравственной и т. д., но она же может быть и неразумной, противоестественной, нелегитимной, беззаконной, неправовой, аморальной и безнравственной.

Законная власть, то есть власть дозволенная или предписанная позитивным правом - это уже субъективное право влиять на поведение других людей. Содержанием такого права вполне может быть произвол. Но если осуществление власти регламентировано, то власть уже не является произвольной, но может являться моральной (если она регламентирована моральным чувством, совестью носителя власти), традиционной (если она регламентирована обычаем), правовой (если регламентирована правом).

Тотальная власть - это возможность влиять не только на всё поведение, но и на всю целиком активность другого человека. Чем детальнее право регламентирует проявления человеческой активности, тем оно тоталитарнее.

В соответствии с религиозной формой власти люди добровольно подчиняются власти, поскольку усматривают в этом ясный смысл, диктуемый той идеей, которой они одержимы.

Нравственная власть является, по мнению Ю. В. Тихонравова, властью жертвенной. Поскольку нравственность в определенных ситуациях жертвовать собственными интересами ради интересов других людей, нравственная власть превращается в самоотреченное служение, когда правитель жертвует собой ради тех, кем он правит (последний царь Афин Кодр, например).

Если посмотреть на рассматриваемую проблему с противоположной стороны, то несложно заметить, что право является основным и порой единственным препятствием на пути самовозрастания и ожесточения власти. Объяснить это можно двумя основными причинами:

законы, юрисдикционная, правосудная деятельность, крайне необходимые и незаменимые институты, при помощи которых власть оказывается способной с наибольшим эффектом проводить свою политику, имеют по своей и сути иное, «свое» назначение. Право призвано утверждать начала справедливости, гарантированной свободы поведения, защищать интересы человека, что не всегда находится в согласии с притязаниями и устремлениями власти.

право относится к числу внешних социальных факторов, которые благодаря своим свойствам способны свести власть к социально оправданным величинам, снять крайние, социально опасные, разрушительные проявления власти.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что право и власть столь взаимосвязаны и взаимообусловлены, что ни противопоставлять, ни пытаться выяснить, что над чем доминирует, нет смысла. В конечном итоге решающую роль играют природа и характер существующего в данном обществе строя, культура политического режима и особенно – «величина» власти, уровень и объем её концентрации в функционирующих государственных учреждениях и институтах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сущность права не может быть раскрыта без анализа государственной власти. Из этого следует, что любые попытки решать политические и правовые вопросы без взаимодействия с проблемами власти не будут иметь успеха. Власть - это основа политики и права. Через власть проявляется их единство. Ею же определяется качество, характер данного единства. Свойства и особенности права проявляются во власти.

 Законодательная  власть редко вспоминает о  проблемах и интересах конкретных  лиц. Политические амбиции мешают  принятию общественно-полезных законов. Складывается парадоксальная ситуация: чем больше принимается законов, тем больше хаос воцаряется  в общественных отношениях и  ниже становится правовая дисциплина.

Власть, проблемы власти и права всегда остаются актуальными, так как затрагивают все аспекты деятельности человека, организаций и государства. От неё зависит всё – наше настоящее и будущее, судьбы организаций, государств и отдельных личностей. И можно сказать, что грядущая судьба государственности связана с изучением, освоением власти и её проблем, а так же осуществлением властных полномочий. Еще раз следует подчеркнуть, что любое совместное действие обязательно предполагает определенное соотношение между властью, авторитетом, с одной стороны, и согласием с нею, ее легитимным признанием, с другой.

В современным условиях идет процесс развития власти, в котором можно выделить ряд главных тенденций. Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признания ее законного характера обществом. Третья тенденция проявляется в злоупотреблении властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании власти. Четвертая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти.

Обобщая все что, было сказано выше можно сделать вывод: право и власть, которая как видно из вышесказанного, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения придает им статус политических, является источником и основой этой политики, т.е. власть - первооснова права.

 

 

 

 

 

 

 

1 Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000. – с.13

2 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Теория государства и права. - М.: Проспект, 1996. – с.36

3 Корельский В.М., Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма - Инфра-М, 1998. – с.72

4 Корельский В.М., Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма - Инфра-М, 1998. – с.78

5 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000. – с.65

6 см. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000. – с.67-68

7 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, Тейс. 1996. – с.47

8 см. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, Тейс. 1996. – с.58

9 см. Шабуров А.С. Философия права. Учебник для вузов, М., Юридическая литература, 1997. – с.39

10 Шабуров А.С. Философия права. Учебник для вузов, М., Юридическая литература, 1997. – с.51

11 Алексеев С. С. Философия права: История и современность. С. 66.

12 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, Тейс. 1996. С. 288.

13 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., 1910. С. 310.


Информация о работе Анализ власти и права