Автоматизированные информационно-справочные системы правовой сфере РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

В деятельности юриста, как мы уже выяснили, информация играет основополагающую роль. В связи с этим и возникла потребность в своевременности, упорядоченности и централизации НПА, в чем и являются помощниками информационные системы. В справочно-информационных системах специалист ищет информацию, а на специализированных форумах делится своим применением таковой. Так же не малую роль играет судебная практика, т. к. информация о подобном судебном прецеденте может сильно помочь при выборе тактики защиты обвиняемого, что положительно скажется на результатах дела. Вообще всякого рода автоматизация облегчает, рутинную работу и позволяет сосредоточиться на главном.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………стр2
Глава 1. Основные понятие автоматизированных систем ……………..стр 3
Глава 2. Цели создания и задачи автоматизированных информационных систем……………………………………………………………………………………………….. стр 4
Глава 3.Классификация и виды автоматизированных информационных систем………………………………………………………………………………………………..стр5
Глава 4 Автоматизированные информационно-справочные системы правовой сфере РК…………………………………………………………………………..стр 9
4.1 Генеральная прокуратура РК……………………………………стр11
4.2 Верховный Суд РК……………………………………………….стр12
4.3 Әділет……………………………………………………………..стр14
4.4 Параграф………………………………………………………стр15
Заключение……………………………………………………………………………………..стр17
Список литературы…………………………………………………………………………..стр 18

Файлы: 1 файл

Роль автоматизированных информационнных систем в правовой системе.docx

— 48.64 Кб (Скачать файл)

В законотворческой деятельности использование автоматизированных информационно-поисковых систем также  имеет большое значение. Эти системы  играют роль незаменимого помощника  для учета предшествующего законодательства на этапе разработки новых нормативных  актов. Необходимость увязки всех вновь  создаваемых нормативных актов  с уже действующими, недопущение  повторений одних и тех же норм в различных правовых актах, признание  определенных нормативных актов  утратившими силу - работа очень  трудоемкая. Ручной отбор необходимых  правовых документов может не только занять достаточно длительное время, но и привести к тому, что многие нормативные акты останутся вне  поля зрения специалистов. Машинный поиск существенно повышает оперативность подготовки новых нормативных актов и перечней нормативных актов, утративших силу.

Наибольшее применение автоматизированные информационно-поисковые системы  находят в правоприменительной  деятельности.

Как уже отмечалось, значительно  выросло число специалистов, в  своей деятельности сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых  нормативных правовых документов из средств массовой информации требует  больших временных затрат. Эта  задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных  нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической  печати. С использованием информационно-поисковых  систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается. Более того, среди людей, работающих с правовой информацией, в последнее время сильно выросло число специалистов, не имеющих специального юридического образования. При необходимости решения конкретного правового вопроса многие из них не знают, какие конкретно нормативные правовые акты регулируют этот вопрос. Такие проблемы нередко возникают и перед юристами, не являющимися специалистами в рассматриваемой правовой области. Этих трудностей можно избежать, воспользовавшись различными поисковыми возможностями, предоставляемыми современными автоматизированными системами правовой информации. Системы классификации (хронологические, тематические, по реквизитам документов и т. п.) таких компьютерных баз позволяют на хорошем уровне решать многие задачи.

Следующий класс информационных систем предназначен для решения  на основе систематизированной правовой информации различного вида простейших логических задач. В результате работы систем этого класса, происходит не только поиск необходимой при решении задач правовой информации, как в информационно-поисковых, но и, с помощью определенных логических процедур, синтез новых сведений, не содержащихся явно в отобранной правовой информации. Автоматизированными информационно-логическими системами (АИЛС) правовой информации называются автоматизированные информационные системы, призванные на базе хранящегося в них, специально систематизированного массива правовой информации с помощью специальных логических процедур решать задачи анализа правовой информации.

Экспертные системы. Сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий являются экспертные системы (ЭС), относящиеся к системам искусственного интеллекта. Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход решения. С помощью экспертных систем решаются задачи не формализованные, слабо структурированные, алгоритмы решения которых не существуют в силу неполноты, неопределенности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них. С точки зрения систематизации законодательства в экспертных системах должна быть реализована система сведений и данных, содержащихся в нормах права, в отличие от систематизации нормативных правовых актов в информационно-поисковых системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.Автоматизированные информационно-справочные системы в правовой сфере Республики Казахстан

 

В отечественной законодательной  и правоприменительной практике в последнее десятилетие создано  около полутора десятков информационных правовых систем.

Казахстанские информационные системы:

Преимущество этой системы  в том, что все заинтересованные государственные органы смогут оперативно в режиме он-лайн получать правовую, статистическую, аналитическую и другую интересующую их информацию, находящуюся в ведении Комитета. Ранее вышеуказанная информация предоставлялась в письменном виде, что влекло в свою очередь дополнительные временные затраты на подачу запроса и на ожидание ответа.

В разделе «Специальные учеты» сотрудник государственного органа, являющийся  пользователем АИС  «Информационный сервис», сможет оформить официальный электронный запрос на физическое, либо юридическое лицо. Система предусматривает поиск  по двум направлениям  - поиск физического  лица на наличие или отсутствие судимости  и проверка лиц, претендующих на занятие  должности государственного служащего. АИС СУ содержит сведения об арестованных, осужденных, задержанных лицах, лицах, совершивших административные, коррупционные правонарушения, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными, о разыскиваемых лицах. С помощью названной системы можно осуществить проверку лица за 1 минуту одновременно по всем перечисленным учетам.

Можно предположить, что  особую заинтересованность правоохранительных органов вызовет одна из подсистем  АИС «Информационный сервис» - «Единая  унифицированная статистическая система» (далее ЕУСС). Она предусматривает  поиск имеющихся в банках данных Комитета уголовных дел по номеру книги учета заявлений и сообщений  или номеру уголовного дела, либо по фамилии, имени, отчеству. Одним из составляющих раздела ЕУСС предусмотрен подраздел  «Правовая статистика», в котором  будут размещены все электронные  формы  государственной статистической  отчетности.

В подсистеме «Обращение лиц», пользователь получит возможность  просмотра данных по обращению юридических  и физических лиц, где будет отражен  характер вопроса обращения, сроки, результаты его рассмотрения и другая интересующая информация.

Дактилоскопия является важнейшим  способом доказывания причастности лиц к преступлениям или установления личностей задержанных, а также  опознания личностей неизвестных  трупов граждан. Это один из самых  сложных и ответственных участков работы в системе правовой статистики и специальных учетов.

Возможность опознания человека по отпечаткам пальцев обустроена строением  кожи и особыми свойствами папиллярных  узоров, имеющихся на конечных фалангах пальцев рук. Папиллярные линии - это линейные утолщения эпидермиса над поверхностью кожи. На папиллярных  линиях расположены поры - это небольшие  углубления, представляющие собой наружные выходы потожировых желез, поэтому  даже легкое прикосновение руки к  предметам создает на них неокрашенный отпечаток пальца. Нельзя встретить двух и более одинаковых во всех деталях узоров ни у разных лиц, ни даже у одного и того же человека. Каждый папиллярный узор является строго индивидуальным и неповторимым. Эти свойства папиллярных узоров являются законом дактилоскопии.

Комитетом правовой статистики и специальных учетов с 1 января  2008 года введена в промышленную эксплуатацию Автоматизированная дактилоскопическая система (АДИС), с которой связаны  большие планы и надежды. Применение АДИС позволяет оперативно осуществлять обработку дактилоскопической информации при постановке на учет, уменьшение времени при установлении личности, как живых, так и неопознанных трупов по нескольким отпечаткам пальцев  рук (даже при значительных изменениях). Намного выше стала скорость и  качество исполнения запросов, ведь система  позволяет опознать личность по 30 процентам  фрагмента одного отпечатка пальца.

Основными задачами АДИС является  автоматический поиск похожих дактилоскопических объектов (каковыми являются отпечатки  пальцев и ладоней на дактилокартах и следы, изъятые с мест происшествия), в большом массиве подобных объектов. Эта задача решается путем накопления  электронной базы данных (БД) дактилокарт и следов и автоматического сравнивания каждого добавляемого в БД объекта с уже имеющимися объектами.

Накопление базы данных происходит за счет ввода в АДИС новых объектов – отсканированных с материальных носителей дактилокарт и следов, ввода дактилокарт, полученных с помощью электронных дактилоскопических сканеров, импорта объектов из других АДИС.

Пересылка дактилоскопических объектов для регистрации их в  удаленный АДИС (с районов в  областное Управление и далее  в Комитет) осуществляется в полностью  автоматизированном режиме и не требует участия оператора.

 

 

 

4.1 Генеральная прокуратура РК

 

Автоматизированная информационная система "Информационный сервис" введена в действие приказом №35 Генерального Прокурора Республики Казахстан от 27.08.2007 года «Об утверждении Правил предоставления удаленного доступа к сведениям правовой статистики и специальных учетов посредством автоматизированной информационной системы «Информационный сервис». Эта система разработана для оперативного и эффективного обеспечения субъектов правовой статистики и специальных учетов информацией о состоянии законности.

Автоматизированная  информационная система «Информационный сервис» должна объединить имеющиеся банки данных Комитета (АИС «Спецучеты», АИС «ЕУСС» АИС «ЕУОЛ») и свести их посредством Единой транспортной среды государственных  органов (защищенный канал связи), предоставив круглосуточный и бесперебойный доступ к информационным данным Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры РК без предоставления права на корректировку.

В целях реализации Закона РК «О порядке рассмотрения обращений  физических и юридических лиц» от 12 января 2007 года, приказа  Генерального Прокурора  РК от 30.05.2007 года № 20 «Об  утверждении Правил учета обращений  физических и юридических лиц» Комитетом  по правовой статистике и специальным  учетам Генеральной прокуратуры  РК разработано программное обеспечение  автоматизированной информационной системы  единого учета обращений физических и юридических лиц в государственные органы и юридические лица со стопроцентным участием государства (АИС ЕУОЛ). АИС ЕУОЛ введено в действие с 1 января 2008 года. Задача, которую решает АИС ЕУОЛ, является сбор и ведение банка данных об обращениях, сроках их регистрации, исполнения, принятых решениях, передачи обращений из одного органа в другой.

Регистрация осуществляется путем заполнения соответствующих  полей в электронной информационной учетной форме – карточке учета  обращения физического (юридического) лица либо ведомственной информационной учетной форме, включающей в себя перечень учетных сведений карточки учета обращений, в день его поступления. В соответствии с принципами «электронного  правительства» в данном случае идет процесс отказа от бумажной технологии учета и регистрации обращений.

В своих выступлениях Президент  РК неоднократно подчеркивал значимость внедрения информационных технологий и переход с бумажного на электронный документооборот. В целях реализации послания Главы государства народу Казахстана и дальнейшего повышения имиджа органов правовой статистики и специальных учетов, Комитетом планируется и в дальнейшем проводить активную работу по развитию  и внедрению автоматизированных информационных систем.

4.2 Верховный Суд РК

 

По аналогу Государственной  программы формирования «электронного  Правительства» в Республике Казахстан Верховным Судом была разработана и 9 декабря 2003 года утверждена концепция создания и развития системы «ЕАИАС СО РК».

«ЕАИАС СО РК» (Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан) - это территориально распределенная автоматизированно-информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов, обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информаций. В Концепции целевой программы были поставлены такие задачи, как: формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечение единства судебной системы Казахстана, повышение эффективности деятельности судов, а также реализация прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

В первую очередь следует  отметить, что автоматизированный учет в судах входящей корреспонденции, включая судебные дела, позволил внедрить автоматизированное их распределение  между судьями этого суда. Это, с одной стороны, позволяет обеспечить равномерное распределение исковых  заявлений, дел, жалоб, иных материалов между судьями, а с другой стороны, позволяет исключить избирательный  подход к этому вопросу и положить конец пресловутому мнению о коррупционном  вмешательстве в процедуру распределения  дел со стороны председателей  судов.

Техническая  фиксация судебного  процесса – это одно из дополнений новых информационных технологий в  деятельности судов Казахстана.

Используя эту технологию, можно проводить рассмотрение гражданских, уголовных дел, допрашивать свидетелей, потерпевших в очевидных для  суда и сторон условиях, если их явка в судебное заседание затруднительна или в силу объективных причин невозможна.

Таким образом судебная система Республики Казахстан, начиная с 1 июля 2007 года, перешла к электронному делопроизводству. Изучение международного опыта показало, что на постсоветском пространстве, да и среди большинства стран мира, только в Казахстане осуществлен полный переход делопроизводства судебной системы на электронный (безбумажный) способ его ведения по всем категориям дел. Следующим этапом реализации ЕАИАС СО РК стало создание интернет-сайта http://eaias.supcourt.kz/.

Информация о работе Автоматизированные информационно-справочные системы правовой сфере РК