Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:27, курсовая работа
Цель работы – изучить статистику уровня занятости и безработицы.
Объектом изучения данной курсовой работы являются причины и виды безработицы, исследование специфики проблемы занятости в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение «занятости и безработице»;
- рассмотреть виды занятости и безработицы;
- выявить проблемы регулирования уровня безработицы;
- рассмотреть методы борьбы с безработицей.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы……………5-12
1.1. Сущность и проблемы занятости и безработицы………………………….5
1.2. Виды и формы безработицы ………………………………………………..5
1.3. Виды и формы занятости……………………………………………………8
1.4. Социально-экономические последствия безработицы …………………..10
Глава 2. Проблемы занятости населения России на современном этапе…………………………………………………………………………..13-26
2.1.Особенности формирования российского рынка труда.……………………………………………………………………………..13
2.2. Общероссийский классификатор занятий ………………………………..15
2.3. Методы борьбы с безработицей …………………………………………..19
2.4. Государственное регулирование занятости ……………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………..29
Среди факторов, влияющих на динамику безработицы, основополагающими являются следующие:
2. Проблемы занятости населения России на современном этапе
2.1. Особенности формирования российского рынка труда
Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определённого возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55).
С мая 1993 года в России
осуществлен переход на используемую
международным сообществом
В основе формирования и
развития международного рынка труда
лежит ряд весомых
Такое “безразличие” капитала к конкретным формам трудовых затрат придало ему со временем необычайную гибкость и мобильность и в то же время заставило постоянно искать выгодные, взаимозаменяемые источники труда. Сам процесс капиталистической интернационализации производства изначально определяется уже природой самого капитала. Еще К. Маркс предсказывал в свое время, что “действительная задача буржуазного общества – это создание нового рынка и производства, покоящегося на базисе этого рынка. В данном случае имеется в виду не только рынок товаров и капиталов, но и рынок рабочей силы, хотя Маркс напрямую об этом не говорит.
Статус занятости определяется для экономически активного населения (т.е. как для занятых, так и для безработных).
Экономически активное
население (рабочая сила) – лица
в возрасте, установленном для
определения экономической
К занятым, согласно классификации
Международной организации
- выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);
- временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки и других подобных причин;
- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
Безработный – статус субъекта рынка труда, физическое лицо, не имеющее работы. По определению МОТ, безработным считается любой, кто на данный момент времени помимо своей воли не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поиском работы или предпринимали шаги к организации своего дела;
- были готовы приступить к работе.
Для отнесения к безработным должны присутствовать все три критерия. По методике МОТ, к безработным могут быть отнесены также учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить (хотя в ином случае данные категории людей формально не включаются в состав экономически активного населения), В соответствии с Законом о занятости в Российской Федерации к безработным в России также относят тех, кто проходит обучение или переподготовку по направлению службы занятости.[8]
Экономически неактивное население – население, не входящее в состав рабочей силы. Оно включает в себя:
- учащихся и студентов, слушателей и курсантов, обучающихся в дневных учебных заведениях с отрывом от производства;
- лиц, получающих пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности;
- лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками;
- лиц, отчаявшихся найти работу и прекративших ее поиск (но желающих работать);
- лиц, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда;
- других лиц, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.
Рынок труда включает не только экономические, но и социально-правовые и психологические отношения. В разных странах формирование этих отношений исторически происходило не одновременно. В результате в отдельных группах стран или отдельных странах возникли определенные различия.
2.2. Общероссийский классификатор занятий
Общероссийский классификатор занятий (далее ОКЗ) разработан в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, исходя из требований развития рыночной экономики. ОКЗ представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах осуществления рациональной политики занятости. Систематизация видов трудовой деятельности (занятий), принятая в ОКЗ, в основном соответствует Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ) и имеет иерархическую, четырехуровневую структуру.[29]
ОКЗ предназначен для решения широкого круга задач, касающихся регулирования социально-трудовых отношений, а также связанных с оценкой состояния и динамики изменений структуры рабочей силы, анализом и прогнозом показателей в сфере занятости и профессионального образования.
Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход.
Объектами классификации являются однородные, с точки зрения содержания работ, укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих.
Структурно классификатор состоит из девяти укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и базовые группы:
1. Руководители (представители) органов
власти и управления всех
2. Специалисты высшего уровня квалификации.
3. Специалисты среднего уровня квалификации.
4. Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием.
5. Работники сферы обслуживания,
жилищно-коммунального
6. Квалифицированные работники
сельского, лесного,
7. Квалифицированные рабочие
8. Операторы, аппаратчики,
9. Неквалифицированные рабочие.
В качестве признаков для определения общности (сходства) работ и группировки занятий положены характеристики занятий: содержание функций (выполняемых работ), предметы и орудия труда, масштаб и сложность руководства, конечные результаты трудовой деятельности и др., определяющие квалификацию и специализацию работников.
Критерием квалификации является уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работы определенной сложности. Указанный критерий применяют для идентификации всех видов трудовой деятельности и формирования укрупненных групп, за исключением группы: руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий.
В ОКЗ выделено четыре уровня квалификации:
- первый уровень квалификации
соответствует основному
- второй уровень квалификации
- начальному профессиональному о
- третий - среднему профессиональному образованию;
- четвертый - высшему
профессиональному образованию
и послевузовскому
При классификации занятий учитывают, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но достаточно часто его достигают опытом практической работы. Однако для занятий, требующих высокого уровня квалификации, образование и специальная подготовка имеют определяющую роль.
Критерий профессиональной специализации характеризуется сферой приложения труда. На основании этого критерия определяют тип необходимых знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения обязанностей и трудовых функций по определенным видам занятий. Его используют в качестве основы при определении видов деятельности, производственных процессов, обрабатываемых сырья и материалов, результатов труда и т.п.
На каждом последующем уровне сгруппированы виды занятий с учетом более глубокой специализации.
Подгруппы в ОКЗ сформированы на основе критерия профессиональной специализации. В одном случае это тип необходимых знаний, в другом - используемые инструменты, применяемые материалы или вид производимого продукта и оказываемых услуг. По данному критерию образованы также составные группы. Для отнесения занятий к базовым группам, кроме этого критерия, применяют и другие в зависимости от специфики конкретной группы занятий.
Если занятие охватывает широкий круг профессиональных функций, то его классификацию осуществляют с использованием принципа приоритетности. Так, в случаях, когда функции работника связаны с различными стадиями процесса производства и распределения товаров и услуг, приоритет отдают производственным функциям, если при этом такие функции как продажа, транспортное обслуживание или управление производственным процессом и т.п. не доминируют. Если для выполнения профессиональных функций необходимы подготовка различного уровня и практический опыт, то занятия классифицируют в соответствии с теми функциями, реализация которых требует более высокого уровня квалификации.[31]
2.3. Методы борьбы с безработицей