Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:37, реферат
Должностное лицо - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе [5, ст. 1.3].
1.Что означает термин «должностное лицо»?..........................................................3
2.Сущность доказывания. Понятие и виды доказательств………………………11
3.Задача……………………………………………………………………………...174.Составьте проект административного дела по фабуле задачи………………..19
Список использованных источников……………………………………………...22
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Что означает термин
«должностное лицо»?...........
2.Сущность доказывания.
Понятие и виды доказательств……
3.Задача…………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
1.ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО»?
Должностное лицо - физическое
лицо, постоянно, временно или по специальному
полномочию выполняющее организационно-
По мнению Звоненко Д.П. в
административном праве понятие "должностное
лицо" обобщает лиц, постоянно, временно
или в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющих функции представителя
власти. Такое лицо должно быть распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
от него в служебной зависимости. Следовательно,
должностные лица должны иметь право в
пределах своей компетенции совершать
юридически значимые действия, например
издавать нормативно-правовые акты, давать
обязательные указания, нанимать и увольнять
работников, управлять государственным
имуществом, распоряжаться денежными
средствами и т.д. На основании этого должностными
признаются лица, выполняющие организационно-
Должностное лицо является субъектом более половины правонарушений, его роль в административном праве огромна. Вопросы ответственности должностных лиц имеют большое значение при обеспечении законности, а также в механизме государственного управления [4, с.120].
В соответствии со статьей 1
Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N
165-З "О борьбе с коррупцией"
к государственным должностным
лицам относятся: Президент Республики
Беларусь, депутаты Палаты представителей,
члены Совета Республики Национального
собрания Республики Беларусь, депутаты
местных Советов депутатов, осуществляющие
свои полномочия на профессиональной
основе, а также иные государственные
служащие, лица, занимающие должности
в государственных организациях, Вооруженных
Силах Республики Беларусь, других войсках
и воинских формированиях Республики
Беларусь и относящиеся в соответствии
с законодательством Республики Беларусь
к должностным лицам. К лицам, приравненным
к государственным должностным лицам
(приравненные к ним лица), относятся: члены
Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь, депутаты местных
Советов депутатов, осуществляющие свои
полномочия на непрофессиональной основе,
граждане, зарегистрированные в установленном
законом порядке кандидатами в Президенты
Республики Беларусь, кандидатами в депутаты
Палаты представителей, члены Совета Республики
Национального собрания Республики Беларусь,
местных Советов депутатов; лица, постоянно
или временно либо по специальному полномочию
занимающие в негосударственных организациях
должности, связанные с выполнением организационно-
Исходя из изложенного можно разделить должностных лиц на лиц, занимающих должности в государственных органах и лиц, занимающих должности в негосударственных организациях. Субъектами первого вида в основном являются лица, выполняющие управленческие функции, носящие главным образом государственно-управленческий характер. Исходя из анализа уголовного закона, можно назвать по крайней мере два признака, отличающих этих лиц.
Во-первых, речь в нем идет
именно о лицах, занимающих должности
в государственных
Во-вторых, предполагается,
что лица, занимающие такие должности,
выполняют организационно-
Понятие «должностное лицо» весьма часто встречается в различных актах Республики Беларусь: в Конституции, Трудовом кодексе. Уголовном кодексе. Кодексе об административных правонарушениях. Определяющим в понятии должностного лица является характер выполняемых функций. Представители власти наделены властными полномочиями, правом давать в пределах своей компетенции обязательные указания или применять принудительное воздействие к лицам, не находящимся у них в служебном подчинении. Иные должностные лица осуществляют функции, связанные с руководством деятельностью подчиненных им работников либо с распоряжением материальными ценностями. Должностные функции, в отличие от функций производственно-технического характера, связаны обычно с совершением юридически значимых действий независимо от того, выполняются ли они в порядке трудовой деятельности по найму, за вознаграждение или на общественных началах, безвозмездно как выборным лицом, например, народным заседателем, общественным инспектором. Понятие должностного лица должно включать несколько его признаков:
Следовательно, в зависимости от характера деятельности к должностным лицам могут быть отнесены:
1) представители органов
государственной власти, в том
числе служащие контрольно-
2) служащие, обладающие распорядительными
и организационными
3) функционеры политических
движений и партий, общественных
объединений, фондов, обладающие
распорядительными и
4) служащие общественных
и негосударственных
5) собственники и служащие
негосударственных (
Анализ законодательства свидетельствует, что субъектами административной ответственности могут быть не все должностные лица, а лишь руководители предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений, главные (старшие) специалисты, а также государственные служащие, в обязанности которых входит обеспечение соблюдения различных правил мерами административного принуждения, применяемыми к лицам, не подчиненным им по службе (например, работники надзорных инспекций) К ним не следует относить должностных лиц, несущих за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность по специальным положениям и уставам (начальствующий состав органов внутренних дел, государственной безопасности, должностные лица Вооруженных Сил Республики Беларусь, судьи и прокуроры)
Объем и характер государственно-властных
полномочий должностных лиц неодинаков.
Наиболее широкими полномочиями наделены
руководители государственных органов,
предприятий, учреждений и организаций.
Они издают правовые акты (приказы,
распоряжения и т.п.), совершают регистрационные
действия, ведают денежными и материальными
средствами, пользуются правом найма
и увольнения, применяют меры поощрения
и налагают дисциплинарные взыскания
на подчиненных им работников. Поэтому
в науке административного
Именно потому, что они наделены более широкими, чем другие работники, правами, могут действовать от имени организации внутри или вне ее, закон устанавливает для них повышенную ответственность за правонарушения, совершенные ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей [1, с. 293].
Из анализа актов текущего
административного
Первый подход заключается в том, что в соответствующем нормативно-правовом акте прямо указываются категории работников, относимых к должностным лицам. Так в статье 8 Закона Республики Беларусь от 11 июня 1998 г. О государственной охране выделяется особая категория служащих (должностных лиц), жизнь которых подлежат государственной защите в связи с их служебной деятельностью: Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При необходимости по решению Президента Республики Беларусь государственная охрана может быть предоставлена и иным должностным лицам государственных органов Республики Беларусь [8, ст.8].
Подобный подход использован в Законе Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», где указана следующая категория должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, подлежащих защите: должностные лица Комитета государственного контроля и его территориальных органов, налоговых органов, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, лесного хозяйства, а также Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, осуществляющие государственный контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами актов законодательства, выявление правонарушений и уполномоченные составлять протоколы о правонарушениях либо рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания; прокуроры, иные должностные лица прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, а также другие должностные лица, осуществляющие в пределах своей компетенции в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь досудебное производство, должностные лица оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должностные лица исправительных учреждений, судебные исполнители, а также военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел, принимающие непосредственное участие в пресечении преступлений, совершаемых незаконными вооруженными формированиями и иными организованными группами и (или) их объединениями (преступными организациями) [7, ст. 2].
Второй подход связан с
перечислением в нормативно-
Определение должностного лица,
сформулированное в УК Республики Беларусь,
неприемлемо для
2.СУЩНОСТЬ ДОКАЗЫВАНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.
В процессе производства по делам об административных правонарушениях важную роль играет определение обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (предмет доказывания), а также сбор и оценка доказательств [9, с.480].
В производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения [1, с.293].