Что означает термин «должностное лицо»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Должностное лицо - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе [5, ст. 1.3].

Содержание работы

1.Что означает термин «должностное лицо»?..........................................................3
2.Сущность доказывания. Понятие и виды доказательств………………………11
3.Задача……………………………………………………………………………...174.Составьте проект административного дела по фабуле задачи………………..19
Список использованных источников……………………………………………...22

Файлы: 1 файл

конторольная.docx

— 49.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Что означает термин  «должностное лицо»?..........................................................3

2.Сущность доказывания.  Понятие и виды доказательств………………………11

3.Задача……………………………………………………………………………...174.Составьте проект административного дела по фабуле задачи………………..19

Список использованных источников……………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО»?

 

Должностное лицо - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе [5, ст. 1.3].

По мнению Звоненко Д.П. в административном праве понятие "должностное лицо" обобщает лиц, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющих функции представителя власти. Такое лицо должно быть распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Следовательно, должностные лица должны иметь право в пределах своей компетенции совершать юридически значимые действия, например издавать нормативно-правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами и т.д. На основании этого должностными признаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.

Должностное лицо является субъектом более половины правонарушений, его роль в административном праве  огромна. Вопросы ответственности  должностных лиц имеют большое  значение при обеспечении законности, а также в механизме государственного управления [4, с.120].

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З "О борьбе с коррупцией" к государственным должностным  лицам относятся: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам. К лицам, приравненным к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), относятся: члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения. К иностранным должностным лицам относятся: должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов [3].

Исходя из изложенного можно разделить должностных лиц на лиц, занимающих должности в государственных органах и лиц, занимающих должности в негосударственных организациях. Субъектами первого вида в основном являются лица, выполняющие управленческие функции, носящие главным образом государственно-управленческий характер. Исходя из анализа уголовного закона, можно назвать по крайней мере два признака, отличающих этих лиц.

Во-первых, речь в нем идет именно о лицах, занимающих должности  в государственных организациях, структурах (государственных органах, государственных учреждениях, в  Вооруженных Силах Республики Беларусь и воинских формированиях Республики Беларусь

Во-вторых, предполагается, что лица, занимающие такие должности, выполняют организационно-распорядительные функции (распорядительные полномочия). Данные функции в теории управления традиционно относятся к функциональной структуре управления (функции распорядительства) [2, с.9].

Понятие «должностное лицо»  весьма часто встречается в различных  актах Республики Беларусь: в Конституции, Трудовом кодексе. Уголовном кодексе. Кодексе об административных правонарушениях. Определяющим в понятии должностного лица является характер выполняемых функций. Представители власти наделены властными полномочиями, правом давать в пределах своей компетенции обязательные указания или применять принудительное воздействие к лицам, не находящимся у них в служебном подчинении. Иные должностные лица осуществляют функции, связанные с руководством деятельностью подчиненных им работников либо с распоряжением материальными ценностями. Должностные функции, в отличие от функций производственно-технического характера, связаны обычно с совершением юридически значимых действий независимо от того, выполняются ли они в порядке трудовой деятельности по найму, за вознаграждение или на общественных началах, безвозмездно как выборным лицом, например, народным заседателем, общественным инспектором. Понятие должностного лица должно включать несколько его признаков:

  • наделенность управленческими функциями;
  • наличие обязанностей по обеспечению качества труда других лиц;
  • наличие властных полномочий [10, с.134].

Следовательно, в зависимости  от характера деятельности к должностным  лицам могут быть отнесены:

1) представители органов  государственной власти, в том  числе служащие контрольно-надзорных  органов, обладающие властными  полномочиями внешнего характера  по реализации государственных  функций. Именно к этой категории  служащих целесообразно применять  понятие «публичное должностное  лицо» (глава администрации, прокурор, судья, служащие Национального  банка Республики Беларусь - т.е.  лица, имеющие распорядительные  и контрольные полномочия);

2) служащие, обладающие распорядительными  и организационными полномочиями  на промышленных, строительных, транспортных  предприятиях, учреждениях культуры  и т.д.;

3) функционеры политических  движений и партий, общественных  объединений, фондов, обладающие  распорядительными и организационными  полномочиями;

4) служащие общественных  и негосударственных коммерческих  организаций (предприятий), наделенные  органами государственной власти  властными полномочиями по реализации  тех или иных государственных  функций (страховые общества по  выдаче льготных кредитов, аудиторы  и работники аудиторских фирм, проводящие аудиторские проверки  и дающие заключения и т.д.);

5) собственники и служащие  негосударственных (коммерческих) предприятий  и организаций, обладающие властными  полномочиями в связи с реализацией  их уставных функций и основных  направлений деятельности.

Анализ законодательства свидетельствует, что субъектами административной ответственности могут быть не все  должностные лица, а лишь руководители предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений, главные (старшие) специалисты, а также государственные  служащие, в обязанности которых  входит обеспечение соблюдения различных  правил мерами административного принуждения, применяемыми к лицам, не подчиненным  им по службе (например, работники надзорных  инспекций) К ним не следует относить должностных лиц, несущих за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность по специальным положениям и уставам (начальствующий состав органов внутренних дел, государственной безопасности, должностные лица Вооруженных Сил Республики Беларусь, судьи и прокуроры)

Объем и характер государственно-властных полномочий должностных лиц неодинаков. Наиболее широкими полномочиями наделены руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Они издают правовые акты (приказы, распоряжения и т.п.), совершают регистрационные  действия, ведают денежными и материальными  средствами, пользуются правом найма  и увольнения, применяют меры поощрения  и налагают дисциплинарные взыскания  на подчиненных им работников. Поэтому  в науке административного права  довольно распространено мнение, что  различие между должностными лицами и иными служащими заключается  в том, что первые имеют властные (распорядительные) полномочия, а вторые - нет.

Именно потому, что они  наделены более широкими, чем другие работники, правами, могут действовать  от имени организации внутри или  вне ее, закон устанавливает для  них повышенную ответственность  за правонарушения, совершенные ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей [1, с. 293].

Из анализа актов текущего административного законодательства следует, что в нем существует двоякий подход, позволяющий выявить  содержание понятия «должностное лицо».

Первый подход заключается  в том, что в соответствующем  нормативно-правовом акте прямо указываются  категории работников, относимых  к должностным лицам. Так в  статье 8 Закона Республики Беларусь от 11 июня 1998 г. О государственной охране   выделяется особая категория служащих (должностных лиц), жизнь которых  подлежат государственной защите в  связи с их служебной деятельностью: Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При необходимости  по решению Президента Республики Беларусь государственная охрана может быть предоставлена и иным должностным  лицам государственных органов  Республики Беларусь [8, ст.8].

Подобный подход использован  в Законе Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», где указана следующая категория должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, подлежащих защите: должностные лица Комитета государственного контроля и его территориальных органов, налоговых органов, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, лесного хозяйства, а также Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, осуществляющие государственный контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами актов законодательства, выявление правонарушений и уполномоченные составлять протоколы о правонарушениях либо рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания; прокуроры, иные должностные лица прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, а также другие должностные лица, осуществляющие в пределах своей компетенции в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь досудебное производство, должностные лица оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должностные лица исправительных учреждений, судебные исполнители, а также военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел, принимающие непосредственное участие в пресечении преступлений, совершаемых незаконными вооруженными формированиями и иными организованными группами и (или) их объединениями (преступными организациями) [7, ст. 2].

Второй подход связан с  перечислением в нормативно-правовых актах признаков правового положения  должностных лиц путем определения  их конкретных полномочий. Нередко  «наборы» такого рода признаков, содержащиеся в разных правовых актах, практически  совпадают. Иногда имеет место фиксация в значительной степени индивидуальных признаков этой категории служащих. Причем в одних случаях акцентируется  внимание лишь на некоторых из всех возможных полномочий, присущих должностному лицу, в других - содержится достаточно полное, специальное описание таких полномочий.

Определение должностного лица, сформулированное в УК Республики Беларусь, неприемлемо для административного  права. Оно не совпадает с принятыми  в теории административного права, а также в практике административно-правового  регулирования подходами к определению  субъектного состава рассматриваемой  категории лиц. Для административного  права, права управления, представляется неоправданным искусственное разграничение  понятий «управленческие функции» и «организационно-распорядительные функции», примененное в уголовном  законодательстве. Непродуктивными выглядят и попытки заимствования данного определения, сформулированного применительно к охранительному по своей основной направленности уголовному законодательству, для административного права, выполняющего преимущественно функции позитивного регулирования управленческих общественных отношений [4, с.124] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СУЩНОСТЬ ДОКАЗЫВАНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.

 

В процессе производства по делам об административных правонарушениях  важную роль играет определение обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (предмет доказывания), а также сбор и оценка доказательств [9, с.480].

В производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения [1, с.293].

Информация о работе Что означает термин «должностное лицо»