Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:42, контрольная работа
Термин «источник права» может иметь несколько значений. В смысле технического термина под источником права понимаются способы выражения юридических норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях – всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм. В нормативных юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общеобязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, то есть то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, судебная практика и т. д.).
Нормативный правовой акт является наиболее распространенным его источником права.
Введение
1. Нормативно-правовые акты и их виды……………………………………..4
2. Действие нормативно-правовых актов во времени…………………..……12
3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве………………..….13
4. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц…………………..….14
5. Практика проблемы реализации нормативно-правовых актов в РФ…..…15
Заключение
Список использованной литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра юридической психологии и правоведения
ПРАВОВЕДЕНИЕ
на тему:
«Действие нормативного правового акта»
(Фамилия И.О.)
группа________ № зачет. книжки_________________
Подпись: ______________________________
Преподаватель: ______________________________
(Фамилия И.О.)
Должность: ______________________________
уч. степень, уч. звание
Оценка: _____________Дата _____________________
Подпись: ______________________________
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Нормативно-правовые акты и их виды……………………………………..4
2. Действие нормативно-правовых актов во времени…………………..……12
3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве………………..….13
4. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц…………………..….14
5. Практика проблемы реализации нормативно-правовых актов в РФ…..…15
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
В соответствии с Конституцией РФ1 наше государство является – правовым. В свою очередь право, как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников право имеет и другие истоки его формирования, то есть систему факторов, характеризующих его содержание и формы выражения.
Источник – это основные начала, исходные положения. Обычно различают источники права в широком и узком смысле слова. В научной литературе дискуссионным остается также вопрос о том, какие, помимо формально юридических источников, есть еще источники права.
Термин «источник права» может иметь несколько значений. В смысле технического термина под источником права понимаются способы выражения юридических норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях – всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм. В нормативных юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общеобязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, то есть то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, судебная практика и т. д.).
Нормативный правовой акт является наиболее распространенным его источником права.
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИХ ВИДЫ
Действительно, нормативно-правовой акт является основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большая распространенность по сравнению с другими формами права связана с усилением роли государства в управлении общественно значимых отношений, а способность быстро реагировать на изменение потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний помогают их развитию.
Нормативно-правовой акт – основной источник права не только в Российской Федерации, он стал таковым практически во всех странах мира.
К нормативно-правовым актам относят конституции, другие законы, решения органов исполнительной власти.
Именно в нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в определенный исторический период.2
Переход к всеобщему правовому регулированию осуществлялся эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось только на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти, тогда как частные имущественные и семейные отношения оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Однако со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становятся, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
Вообще, нормативно-правовой акт обладает рядом преимуществ; во – первых, это очень удобная форма права, ведь, как я уже отмечала, нормативно – правовой акт позволяет быстро реагировать на изменение потребностей жизни. Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра – они объединены Конституцией, и не могут ей противоречить. Эта особенность позволяет направить развитие общества в одно русло.
В-третьих, нормативно-правовые акты позволяют наиболее точно фиксировать нормы права, поскольку имеют письменное закрепление.
Так же стоит отметить несколько признаков нормативно-правовых актов: 3
Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Оно бывает двух видов: непосредственное и опосредованное правотворчество.
Непосредственное
Опосредованное, или государственное правотворчество, заключается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему относится так же нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством.
1) вид акта;
2) наименование органа, его принявшего;
3) заголовок;
4) дата принятия акта;
5) номер акта;
6) сведения о должностном лице, подписавшем акт. (Например, Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 Опубликован в Российской газете 1995, 16 мая).
Каждый нормативно-правовой акт непременно должен обладать всеми этими реквизитами. Исключение делается только в отношении заголовка. Некоторые акты, например распоряжения правительства РФ, принимаются без заголовка.
Официальные реквизиты выполняют несколько функций. Они индивидуализируют нормативный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-правовых актов, словом, играют ту же роль, что и имя, фамилия человека. Данные характеристики содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. И, наконец, официальные реквизиты удостоверяют подлинность нормативно-правового акта. Содержат все необходимые сведения о том, что правотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо реквизитов порождает сомнения в подлинности нормативного акта.
Кроме того, каждый нормативно- правовой акт подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные части. Выделяют: преамбулу, статьи и пункты главы, разделы, части, примечания и приложения.
В преамбуле определяются цели задачи нормативного акта, она представляет собой вступительную часть акта. Нормы права формулируются в статье либо в пункте. Статьи подразделяются на части, а пункты – на абзацы и подпункты. Если объем нормативно-правового акта достаточно большой, то статьи и пункты объединяются в главы, а те в свою очередь - в разделы. Для примера: Уголовный кодекс Российской Федерации состоит из двух частей, двенадцати разделов, тридцати четырех глав и трехсот шестидесяти статей.
Примечания используются для разъяснения текста соответствующей статьи либо для изложения положений, не связанных с темой нормативно-правового акта. Например, к ст.158 о краже УК РФ. В приложениях обычно помещаются формы документов, таблицы.
Понимание нормативно-правового акта, как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует его основное предназначение – закреплять властные веления государства в форме нормы права, вносить коррективы в систему права. Но! Не всякий правовой акт, содержащий нормы права, является нормативным. И, наоборот, в систему нормативно – правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственно нормы права.
Можно выделить два вида правовых актов, которые содержат нормы права, но не являются нормативными.
Первый вид – это акты органов исполнительной власти, которыми до сведения подчиненных им органов, учреждений доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ. Издание таких актов раньше широко практиковалось в СССР, т. к значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась госорганам в нескольких экземплярах. Получив такой акт, министерство должно было довести его до сведения всех исполнителей, входящих в систему данного министерства. Тогда министр издавал приказ, который начинался со слов: «Принять к сведению и неукоснительному руководству Постановление Министров СССР (далее приводились реквизиты), которым устанавливается, что…».
В настоящее время, когда
все нормативно-правовые акты Президента
и Правительства РФ публикуются
в источниках официального опубликования,
необходимость в издании
Второй вид – правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения содержания действующих нормативно-правовых актов. Они составляют особую систему актов нормативного толкования, которые имеют общеобязательное значение. Но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения, которого они разъясняют. Например, актом нормативного толкования может служить постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющим судам, как следует понимать и применять ту или иную статью Конституции РФ и федеральных законов.
Нормативно-правовые акты следует отличать от актов, не имеющих нормативного характера, или индивидуальных актов.
Правоприменительный индивидуальный
акт можно охарактеризовать как
официальное решение государств
Существенное отличие
индивидуального
Таким образом, из всего вышесказанного, нормативно-правовой акт – это официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену, утверждение правовых норм.
Виды нормативно-правовых актов.
Понятие нормативно-правового акта охватывает все многообразие правовых норм, регулирующих бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации и сделать ее удобной для научного и практического употребления.