Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:37, курсовая работа
Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга лиц.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.
Введение 2
1 Нормативно правовой акт 4
1.1 Понятие нормативно - правового акта 4
1.2 Классификация 5
1.2.1 Законы 6
1.2.2 Подзаконные акты 7
2 Основные принципы нормативно-правовых актов 16
2.1 Действия нормативно-правовых актов во времени 16
2.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве 20
2.3 Действия нормативно-правовых актов по кругу лиц 22
3 Примеры действие нормативно-правовых актов 27
Заключение 43
Библиографический список 44
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Нормативно правовой акт 4
1.1 Понятие нормативно - правового акта 4
1.2 Классификация 5
1.2.1 Законы 6
1.2.2 Подзаконные акты 7
2 Основные принципы нормативно-правовых актов 16
2.1 Действия нормативно-правовых актов во времени 16
2.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве 20
2.3 Действия нормативно-правовых актов по кругу лиц 22
3 Примеры действие нормативно-правовых актов 27
Заключение 43
Библиографический список 44
ВВЕДЕНИЕ
Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга лиц.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.
Правотворчество в российском государстве осуществляется полномочными федеральными и региональными органами государственной власти: законодательными или представительными органами, органами исполнительной власти, а на местном уровне также - органами местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления1 Из этого следует что наше государство является - правовым. В свою очередь право, как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений.
Решения правотворческих
органов и референдума
Нормативный правовой акт является наиболее распространенным источником права.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. И очень важно знать временное действие, круг компетенций и направленность нормативно – правовых актов. В нормативно – правовых актах выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.
В этих условиях очевидно, что исследование действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц - как основных источников российского права актуально и имеет большое практическое значение.
1 НОРМАТИВНО ПРАВОВОЙ АКТ
1.1 Понятие нормативно – правового акта
Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством. Как основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе. Нормативно-правовой акт - это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права.2
Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками.
Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате нормотворческой деятельности органов государства. Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъекты правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания. Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.
Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается с соблюдением определенной процедуры. Так, например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе. Статья этого Регламента закрепляет положение, что «рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях». Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.
В-третьих, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Он вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с его распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означает распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.
В-четвертых, в нормативно-правовых актах содержатся правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права.
1.2 Классификация
Классификацию нормативно-правовых актов можно произвести по различным основаниям: по юридической силе; по объему и характеру действия; по содержанию; по субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Юридическая сила нормативно-правового
акта определяет его место и значимость
в общей системе
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: Законы: Конституция, Федеральные конституционные закон, Федеральный закон, Закон субъекта Федерации; Подзаконные акты: Указы президента, Постановления правительства, Инструкции, приказы министерств и ведомств, Акты органов государственной власти субъекта, Акты органов управления субъекта РФ, Акты муниципальных органов, Локальные нормативные акты.
Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.
1.2.1 Законы
Закон - это нормативный
юридический акт высшего
Во-первых, закон - юридический
акт, притом акт-документ, в котором
фиксируются правотворческие
Во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, представительного высшего органа страны - в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;
В-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему, в принципе, "все под силу", все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;
В-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам "начинается".
Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.
Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов.
Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные.
К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации Конституция РФ от 12 декабря 1993 года3. Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.
Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.
В Российской Федерации в
настоящее время действует
В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.
Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
Текущее законодательство развивает
положения Конституции. В ряде случаев
Конституция содержит указания о
необходимости принятия того или
иного закона (например, статья 70 Конституции
РФ). Как юридическая база законодательства
Конституция суть центр всего
правового пространства. Она способствует
согласованности всего
Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.
Информация о работе Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц