Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга лиц.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Содержание работы

Введение 2
1 Нормативно правовой акт 4
1.1 Понятие нормативно - правового акта 4
1.2 Классификация 5
1.2.1 Законы 6
1.2.2 Подзаконные акты 7
2 Основные принципы нормативно-правовых актов 16
2.1 Действия нормативно-правовых актов во времени 16
2.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве 20
2.3 Действия нормативно-правовых актов по кругу лиц 22
3 Примеры действие нормативно-правовых актов 27
Заключение 43
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

Курсовая действие нормативно-правовых актов.docx

— 78.18 Кб (Скачать файл)

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства  РФ

п.1. УКАЗа Президента РФ от 23.05.96 №76310 «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются - акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются - акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.»

Акты Президента РФ, имеющие  нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе  акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Данный порядок является общим и применяется в случаях:

- если самими актами  не установлен другой порядок  вступления в силу (п. 7 Указа Президента  РФ от 23.05.96 № 763);

- в отношении актов,  принятых с 05.06.96 (дата вступления  в силу Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763). Пункт 6 Указа «Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства  Российской Федерации, в том числе  акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания».

Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда

В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ  решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Порядок вступления в силу НПА федеральных органов исполнительной власти

Если порядок вступления в силу НПА не определен в самом  акте, то в соответствии с п. 12 Указа  Президента РФ от 23.05.96 № 763 НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

НПА федеральных органов  исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер, и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16.05.97 № 490).

Порядок вступления в силу НПА Государственного таможенного  комитета РФ

Нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета (ГТК РФ), затрагивающие права  и законные интересы граждан, юридических  лиц или носящие межведомственный характер, подлежат государственной  регистрации, как и другие НПА  федеральных органов исполнительной власти. Но порядок вступления в силу НПА ГТК РФ установлен иной.

Если срок вступления в  силу НПА ГТК РФ не определен в  самом документе, то действует порядок, определенный ст. 11 Таможенного кодекса: нормативные акты ГТК РФ общего характера вступают в силу по истечении тридцати дней после их опубликования этим комитетом.

Исключения составляют следующие  случаи: - акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют (могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие до их издания); - акты законодательства РФ обязывают ГТК РФ ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.

Иные правовые акты ГТК  России (внутриведомственного характера, нормативно - технические) вступают в  силу с момента их подписания, если в самих актах не установлен более  поздний срок вступления в силу (указание ГТК РФ от 02.07.97 № 01-14/836).

Этим же указанием подтверждается, что на акты ГТК РФ в вопросах официального опубликования распространяется действующий в отношении федеральных  органов исполнительной власти порядок.

Порядок вступления в силу НПА Федеральной комиссии по рынку  ценных бумаг

До принятия Федерального закона от 26.11.98 № 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке  ценных бумаг" НПА Федеральной  комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ РФ), изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 № 662, Указ Президента РФ от 01.07.96 № 1009). Федеральный закон № 182-ФЗ установил, что постановления ФКЦБ РФ, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу. Таким образом, на НПА ФКЦБ РФ был распространен общий для НПА федеральных органов исполнительной власти порядок вступления в силу.

Постановлением Правительства  РФ от 26.12.95 № 1263 ФКЦБ РФ разрешено издание информационного бюллетеня "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг". Опубликование в этом бюллетене актов ФКЦБ РФ является их официальной публикацией.

Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России

Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или  обязанности граждан, подлежат регистрации  в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации  актов федеральных министерств  и ведомств (ст. 6 ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации", п. 6.1 Приказа ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395).

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.12.90 № 394-1 нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов Банка России.

Положение Банка России "О  порядке подготовки и вступлении в силу нормативных актов Банка  России" от 15.09.97 № 519 (Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395).

Статья 6. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции  настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным  законам.

Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России"), за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие  права, свободы или обязанности  граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном  для регистрации актов федеральных  министерств и ведомств.

Прекращение действия нормативных  актов осуществляется, как правило, следующими способами:- истечением срока действия, на который был принят НПА; - прямой отменой НПА уполномоченным органом;- фактической заменой НПА иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Как показывает правоприменительная  практика, последний из перечисленных способов прекращения действия НПА, получил наибольшее распространение. Ввиду того, что зачастую перечни актов утративших юридическую силу не составляются, либо составляются с опозданием, возникают правовые коллизии и пробелы в законодательстве.

 Вновь принятый НПА,  как правило, распространяет своё  действие на те общественные  отношения, которые возникли после  его принятия. По общему правилу – закон обратной силы не имеет. В то же время, из этого правила есть исключения:- когда в самом НПА указывается, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до момента принятия НПА;- когда НПА смягчает или отменяет ответственность за правонарушение.

Действия нормативных  актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального  принципов.

Под территориальным принципом  понимают действие НПА в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Государственной территорией  является часть земной поверхности  в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные  воды, воздушное пространство над ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В России, которая является федеративным государством (п.1. ст.1 Конституции РФ), как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

Пункт2  Ст.4 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Акты федеральных органов  власти действую в пределах территориальных границ государства.

Акты субъектов федерации  регулируют отношения в рамках их территориальных границ.

Статья 76 Конституции РФ: Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

НПА органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом споров, связанных с внешнеторговыми сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие НПА по кругу  лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако, и из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное  законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей;во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые НПА могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или УК РФ). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.); в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства: - им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.); - представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим путём.

Особую категорию адресатов  нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также  беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покивув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные  действия, стихийные бедствия), также  становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

В отличие от них, вынужденные  переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных  актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя границы  действия нормативных актов во времени, писал, что "… закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет  начальный и конечный моменты  своего действия. Вопрос, с какого времени  закон начинает применяться и  с какого времени его не следует  более применять, чрезвычайно важен  в практическом отношении".

Информация о работе Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц