- В зависимости от действия в пространстве
(территории действия) можно выделить:
- административные акты, которые распространяют
свое действие в пределах определенной территории (Российской Федерации, субъекта РФ; муниципального образования);
- административные акты локального характера
(распространяются на часть территории,
на одно административное учреждение,
на конкретный трудовой коллектив и т. д.). Локальные правовые акты управления могут приниматься органами исполнительной власти для регламентации внутриорганизаци-онных отношений.
- В зависимости от даты начала действия
акта их можно разделить на акты, которые вступают в силу:
- немедленно, т. е. с момента их подписания;
- с даты, указанной в самом акте;
- в срок, указанный в другом административном
акте;
- с момента государственной регистрации
и опубликования в нормативно установленном
порядке.
- В зависимости от действия во времени
(срока действия) акты управления могут быть:
- бессрочные, т. е. когда срок действия
актов точно не установлен, их можно применять
в течение неограниченного срока, они
действуют до того момента, пока не будут
в законном порядке отменены;
- срочные, т. е. акты, в которых установлен срок их действия. По истечении
данного срока акт управления утрачивает
свою силу;
- временные, т. е. акты управления, действующие
в течение неопределенного, но, как правило,
непродолжительного времени.
- В зависимости от формы выражения выделяются:
- словесные (письменные и устные) акты
управления;
- конклюдентные акты управления.
Письменный административный акт
представляет собой оформленный в соответствии
с предъявляемыми требованиями письменный
документ, в котором содержатся требования,
предписания, положения, правила и т. д. Устные
административные акты (ими являются,
как правило, приказы, распоряжения, команды,
указания и т. п.) не требуют соответствующего
письменного оформления, так как они предназначены
для быстрого и оперативного вмешательства
в текущее управление в целях решения
каждодневных управленческих задач и
выполнения самых общих функций управления.
Все большее применение находит конклюдентная
форма правовых актов: дорожные знаки,
специальные сигналы и обозначения, звуковой
и шумовые сигналы и т. д. В данном случае
волеизъявление властвующего субъекта
находит свое выражение в конкретных жестах,
знаках, сигналах. Например, к таким актам
можно отнести: сигналы и специальные
знаки на воздушном, железнодорожном,
морском и речном транспорте, которые
применяются в целях обеспечения безопасного
движения различных транспортных средств;
«зеленый коридор» в международных аэропортах,
когда пассажир выбирает по своему
усмотрению путь таможенного досмотра
(в данном случае конклюдентный акт выражен
в форме предложения, а не распоряжения,
указания или запрета); жесты сотрудника
ГИБДД, регулирующего порядок движения
транспорта и пешеходов. Все эти и другие
конклюдентные административные акты
должны быть обязательно исполнены
теми, кому они адресованы, так как
они влекут юридические последствия
в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения этих указаний или запретов.
При их осуществлении возникают, изменяются
или прекращаются административно-правовые
отношения.
- В зависимости от характера компетенции органов, принимающих
правовые акты управления, выделяются:
- акты управления органов общего управления
(постановления Правительства РФ, правительств
республик — субъектов РФ, областной или
краевой администрации). Эти акты всегда
издаются органами государственного управления
общей компетенции, т. е. они регламентируют
важнейшие вопросы государственного управления
во всех отраслях и сферах управления,
имеют всегда более важное значение, чем
акты подчиненных органам общей компетенции
других органов управления (федеральных министерств,
других ведомств, отделов и управлений
администраций). В этих актах реализуются,
как правило, самые общие функции и решаются
самые главные задачи публичного управления;
- акты управления органов отраслевого
управления (приказы федерального министра,
председателя государственного комитета,
руководителей федеральных служб и федеральных
надзоров). Эти административные акты
регламентируют общественные отношения
или разрешают возникающие в сфере управления
споры (дела) только в какой-то конкретной отрасли государственного управления;
- акты управления органов межотраслевого
(надведомственного) управления (например,
приказы Госстандарта России). Эти акты
принимаются органами межотраслевой компетенции
и направлены прежде всего на решение вопросов, имеющих важнейшее
значение для нескольких отраслей или
сфер государственного управления. Данные
административные акты имеют важное практическое
значение и подлежат обязательному исполнению
всеми, кому они адресованы: гражданам,
федеральным министерствам, другим ведомствам,
органам регионального государственного
управления;
- акты управления, издающиеся контрольно-надзорными
органами (инструкции федеральных госгортехнадзора,
госэнергонадзора, санитарно-эпидемиологического
надзора и т. д.). В этих нормативных правовых актах
содержатся важнейшие положения о существе
надзорной деятельности, пределах и задачах
осуществления надзора, порядке осуществления
контрольно-надзорной деятельности, процедуре
применения мер административного принуждения за неисполнение законных предписаний
или при совершении административных
правонарушений.
- В зависимости от уровня органов,
принимающих акты управления, и их
названия различают:
- акты управления, издаваемые Президентом
РФ. В соответствии с конституционными нормами Президент РФ принимает
указы (ст. 83 Конституции РФ) и распоряжения
(ст. 90 Конституции РФ);
- акты Правительства РФ {постановления
и распоряжения) (ст. 15 Конституции РФ);
в соответствии с Типовым регламентом
внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 28
июля 2005 г. № 452, федеральные органы исполнительной
власти издают нормативные правовые акты
в виде приказа или в ином установленном
законодательством РФ виде в соответствии
с утверждаемыми Правительством РФ правилами
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти
и их государственной регистрации. В соответствии
с действующими Правилами подготовки
нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной
регистрации, утвержденными постановлением
Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №
1009, федеральные органы исполнительной
власти (федеральные министерства, федеральные
службы, федеральные агентства) могут
издавать: постановления, приказы,
распоряжения, правила, инструкции, положения
(издание нормативных правовых актов в
виде писем и телеграмм не допускается).
- акты правительств республик, входящих
в состав Российской Федерации (постановления
и распоряжения);
акты губернаторов, глав администраций,
председателей правительств субъектов
РФ (постановления и распоряжения). Новым
видом подобных актов стали указы (например,
мэра г. Москвы). Образованные в структуре
областных и краевых администраций органы
(отделы, управления, главные управления,
департаменты и т. п.) вправе издавать приказы,
распоряжения и т. д.
- В зависимости от способа принятия акта выделяют:
- коллегиальные акты, которые принимаются
коллегиальным органом на специальном
заседании в итоге проведенного голосования, например Правительством РФ.
Как правило, коллегиальные акты управления
издаются в форме постановлений, направленных
на решение главных, важных и общих вопросов
администрирования. Эти же органы управления
без коллегиального обсуждения могут
готовить распоряжения по менее сложным вопросам
так называемого организационного или
текущего управления;
- единоличные акты, которые встречаются
на практике намного чаще коллегиальных,
так как само законодательство предусматривает
возможность издания должностными лицами актов управления. Следует подчеркнуть, что часто единоличный акт (или постановление, подписанное одним должностным лицом) тем не менее является результатом коллективного обсуждения, анализа и согласования.
- В зависимости от степени соответствия
законам (соблюдение требований принципа
законности), юридической значимости
и действительности административные акты можно разделить на:
- правомерные, или законные (правильные,
социально значимые, необходимые, обоснованные,
приносящие обществу, государству и гражданам социальную пользу), акты
управления — это административные акты,
отвечающие всем требованиям, которые
предъявляются к ним, с тем чтобы обеспечить
их законность, обоснованность, целесообразность
и эффективность. Несмотря на очевидную
правомерность и законность того или иного административного
акта, соответствующие субъекты всегда
имеют возможность его обжалования в административном
или оспаривания в судебном порядке;
- оспоримые акты управления — акты спорного
характера, или неправомерные (незаконные). Как писал А. И. Елистратов, «в тех
случаях, когда юридическая несостоятельность
акта не является очевидной, когда точное
установление недостатков акта, поражающих
его правовую силу, требует известного
исследования, административный акт почитается
возникшим и действительным впредь до его
отмены в порядке обжалования или по почину
самой администрации. В таких случаях
говорят об опровержимости или устранимости
запятнанного юридическими недостатками
акта». В этой связи автором отмечалась
известная презумпция правомерности административных
актов, исходящих от государственных учреждений.
Поэтому для «лишения несовершенного
акта юридической силы в большинстве случаев
требуется особое постановление компетентного
учреждения, констатирующего недействительность дефектного акта»;
- ничтожные административные акты (противоправные;
недействующие) — это акты, которые недействительны
и незаконны с момента их издания или принятия,
ибо абсурдность, неприемлемость и несоответствие
публичным интересам, отсутствие юридической обработки акта настолько очевидны,
что не требуют юридической квалификации
и специального доказывания этого факта.
С формальной точки зрения ничтожными
будут являться те административные акты,
которые нарушают правовые нормы, ясно
и недвусмысленно устанавливающие соответствующие правила поведения,
общезначимые положения или требования;
не имеют законных оснований и предпосылок
для издания административного акта, т.
е. сама его социальная значимость и необходимость
не вытекает из каких-либо документов
или нормативных актов; были приняты лицом
или органом публичной власти, не имеющими
на то полномочий и компетенции; содержат
требования о совершении правонарушения.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
(ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства
РФ, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Смоленский, М.Б. Административное право
для бакалавров : учебник / Смоленский М.Б., Алексеева
М.С. – М.: Феникс, 2015. – 284с.
- Конин, Н.М. Административное право России
: учебник / Н.М. Конин – 2-е издание – М.:
Проспект, 2014. — 552 с.
- Кононова П.И. Административное право
России : учебник / П. И. Кононов, В.Я. Кикотя,
И.Ш. Килясханова. – ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012.-687
с.
- Волков, А.М. Административное право :
учебник / Волков А.М., Дугенец А.С. – М.:
Форум, 2013. – 317с.
- Акопов, Л.В. Административное право :
учебник / Акопов Л.В., Смоленский М.Б. –
3-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2013. – 352с.