Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:17, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является характеристика понятия «административно-правовая норма», присущих ей особенностей и признаков и изучение процесса реализации административно-правовых норм. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, что такое «административно-правовая норма», выделить признаки, характеризующие ее, определить ее структуру и отличительные особенности.
2. Произвести классификацию административно-правовых норм в соответствие с наиболее значимыми критериями.
3. Подробно рассмотреть процесс реализации административно-правовых норм с выделением общих этапов данного процесса.
4. Охарактеризовать действия норм административного права.
Введение...........................................................................................................................3
1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры.........................................................................................................................5
2. Классификация норм административного права
2.1. Материальные и процессуальные нормы.............................................................11
2.2. Обязывающие нормы, запрещающие нормы,
уполномочивающие нормы..........................................................................................12
2.3. Критерии классификации норм административного права
2.3.1. По адресату..........................................................................................................15
2.3.2. По территории (масштабу) действия.................................................................15
2.3.3. По объему регулирования.................................................................................16
2.3.4. По действию во времени.....................................................................................16
3. Реализация административно-правовой нормы.....................................................17
4. Действия норм административного права..............................................................20
Заключение.....................................................................................................................23
Список используемой литературы...............................................................................25
Административно-правовые нормы, однако, не могут быть сведены к чисто «аппаратным». Роль этих норм значительно более многообразна, что прямо вытекает из сущности и назначения государственно-управленческой деятельности как формы практической реализации исполнительной власти. Соответственно аппарат управления «живет» не только и не столько интересами собственного бытия. Он повседневно связан как с нижестоящими звеньями, так и со всеми иными сторонами, действующими в сфере государственного управления, либо так или иначе затрагивающими ее интересы. В первом случае имеются в виду различного рода государственные по своему характеру образования (предприятия, корпорации, учреждения и т.п.), а во втором — негосударственные образования политического, социально-культурного, коммерческого типа, а также, что особенно важно подчеркнуть, граждане.
Следовательно, регулирующее
воздействие административно-
2. Классификация норм административного права
2.1. Материальные и процессуальные нормы
Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.
Материальные административно-
Процессуальные
порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
В соответствии со сложившимися
в юридической теории и практике
представлениями о процессе и
процессуальной деятельности следует
акцентировать внимание преимущественно
на их юридической сущности, как это имеет
место, например, в отношении уголовного
и гражданского процесса. На подобной
базе можно выделить административно
- юрисдикционные нормы, регламентирующие
порядок рассмотрения и разрешения преимущественно
во внесудебной форме различного рода
административно-правовых споров. Имеется
в виду реализация административной юрисдикции,
т.е. принадлежащих соответствующим органам
управления (должностным лицам) полномочий
по самостоятельной правовой оценке поведения
лиц или организаций и по применению в
необходимых случаях установленных мер
административно-
Налицо, следовательно, правоохранительный аспект административно-юрисдикционных норм.
Но управленческая деятельность не сводится только к юрисдикционной. Существенна значимость, Например, подготовки и принятия управленческих решений, регистрационных, разрешительных и иных функций, широко используемых в процессе государственно-управленческой деятельности. Это также процессуальные действия. В силу этого административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего, практической работы аппарата управления, можно выделить в особую группу — административно-процедурные нормы. Это, например, нормы, содержащиеся в утвержденном Правительством Российской Федерации 28 января 1993 года Регламенте заседаний Правительства, определяющем основы формирования их плана, порядок их подготовки и проведения, оформления принятых решений.
2.2. Обязывающие нормы, запрещающие нормы,
уполномочивающие нормы
Важное значение имеет
классификация административно-
а) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.
В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.
В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых управленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля !991 года «О милиции» говорится, что в соответствии с возложенными на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст. 10);всего предусматриваются 24 варианта таких действий. По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта государственно-управленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних)2 и т.п. Это — специальный запрет;
в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.
г) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти, так называемых экономических рычагов (методов) управления. Например, чаще всего в таком аспекте говорится об установлении налоговых и иных льгот, освобождении от налогообложения, применении льготного кредитования и т.п.;
д) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.
2.3. Критерии классификации норм административного права
2.3.1. По адресату
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;
б) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;
г) административно-правовой статус общественных объединений;
д) отдельные стороны
е) административно-правовой статус граждан.
2.3.2. По территории (масштабу) действия
По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть:
а) общефедеральными (действующими на всей территории страны);
б) региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ);
в) территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера);
г) местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией);
д) локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).
2.3.3. По объему регулирования
По объему регулирования (по сфере применения, по уровню обобщенности диспозиции) нормы административного права подразделяются на:
а) общие, регулирующие отношения, общие для всех отраслей и сфер государственного управления.
б) специальные – носят более конкретный характер, регулирующие более узкий круг общественных отношений.
в) исключительные – предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.
2.3.4. По действию во времени
По времени действия нормы
административного права
Действие новой нормы во времени можно охарактеризовать как:
– перспективное – на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, нормы, усиливающие наказание);
– немедленное – на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу (например, норма, увеличившая срок военной службы, была распространена и на военнослужащих, которые были призваны ранее, но не были демобилизованы к дате ее вступления в силу);
– с обратной силой – на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, нормы, устраняющие или смягчающие ответственность).
3. Реализация административно-правовой нормы
Реализация административно-
В теории административного права выделяются четыре формы реализации правовых норм: а) соблюдение; б) применение; в) исполнение; г) использование.
Соблюдение административно-
Применение административно-правовых норм осуществляется соответствующими субъектами исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Важно отметить, что правоприменение в административном праве непосредственно связано с функционированием механизма исполнительной власти. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Исполнение административно-