Действия норм административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является характеристика понятия «административно-правовая норма», присущих ей особенностей и признаков и изучение процесса реализации административно-правовых норм. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, что такое «административно-правовая норма», выделить признаки, характеризующие ее, определить ее структуру и отличительные особенности.
2. Произвести классификацию административно-правовых норм в соответствие с наиболее значимыми критериями.
3. Подробно рассмотреть процесс реализации административно-правовых норм с выделением общих этапов данного процесса.
4. Охарактеризовать действия норм административного права.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры.........................................................................................................................5
2. Классификация норм административного права
2.1. Материальные и процессуальные нормы.............................................................11
2.2. Обязывающие нормы, запрещающие нормы,
уполномочивающие нормы..........................................................................................12
2.3. Критерии классификации норм административного права
2.3.1. По адресату..........................................................................................................15
2.3.2. По территории (масштабу) действия.................................................................15
2.3.3. По объему регулирования.................................................................................16
2.3.4. По действию во времени.....................................................................................16
3. Реализация административно-правовой нормы.....................................................17
4. Действия норм административного права..............................................................20
Заключение.....................................................................................................................23
Список используемой литературы...............................................................................25

Файлы: 1 файл

АП курсовая.docx

— 47.62 Кб (Скачать файл)

Использование административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правоверных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. При этом необходимо отметить, что  в отличие от исполнения при использовании  реализуются субъективные права. Например, осуществление гражданином права  на управление транспортным средством, полученным путем выполнения соответствующей  процедуры (сдача экзамена, приобретение документов и т.д.).

Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных  действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений, так  и при рассмотрении и разрешении ряда административно-правовых споров.

 Применение административно-правовых  норм отличается от их соблюдения, исполнения и использования рядом  характерных черт.

         Во-первых, применение норм административного права выступает как организующая властная деятельность субъектов государственного управления, посредством которой упорядочивается общественная жизнь, путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений.

        Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, которые именуются правоприменительными. Правовое положение участников в этих правоотношениях различно. Активная роль в этих отношениях принадлежит субъекту правоприменения, обладающему государственно-властными полномочиями.

         В-третьих, правоприменительная деятельность всегда осуществляется в особых установленных законом формах.

В-четвертых, применение права  сопровождается всегда вынесением индивидуально-правового  акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Основными требованиями применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность и справедливость.

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование  содержащихся в них правил поведения  в интересах регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют все стороны указанных  отношений в соответствии с их административно-правовым статусом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Действия норм  административного права

 

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический  факт. Юридические факты делятся  на события и действия.

Действия являются результатом  активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

- правомерные;

- неправомерные.

Правомерные действия соответствуют  требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую  значимость.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы  вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях  они вступают в силу в срок, указанный  в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные  условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения  на определенной территории. Общим  правилом является то, что нормативный  акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с  положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие  на территории Российской Федерации, субъектов  Федерации или региона; нормы  межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц  действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых  ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также  могут иметь силу в отношении  различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их. В пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых  случаях административно-правовые нормы мо­гут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы  транспортных министерств и ведомств). Возможен их «вы­ход» и за государственные  границы Российской Федерации. Это  имеет место тогда, когда нормы  регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся  в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало  закономерным для взаимоотношений  между суверенными государствами  — членами Союза Независимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации  административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными  сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может  быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента  подписания нормативных актов, в  которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Административно-правовая норма  – это установленное или санкционированное  государством, формально определенное, юридически обязательное, охраняемое средствами государственного принуждения  правило поведения участников административно-правовых отношений с целью обеспечения  публичных прав и свобод человека и гражданина, нормального функционирования гражданского общества и государства.

Административно-правовым нормам свойственные черты, присущие нормам других отраслей права. Так, их устанавливает  или санкционирует государство; они определяют и закрепляют права  и обязанности субъектов права; являются общеобязательными и формально  определенными правилами поведения; могут быть обеспечены принудительной силой государства; закрепляются в  актах, которые издают компетентные государственные органы.

Вместе с тем, административно-правовые нормы характеризуются определенными  особенностями, которые позволяют  выделить их среди норм других отраслей права в зависимости от предмета их регулирования, метода административного  права (в большинстве случаев  такие нормы имеют императивный характер), административно-правовые нормы  нередко устанавливают в процессе реализации исполнительной власти и  непосредственно ее субъектами.

Характер отношений, урегулированных  административно-правовыми нормами, определяет их структуру. Классическая модель правовой нормы предусматривает  обязательное наличие трех взаимоувязанных  частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза указывает на фактические  условия, в которых действует  норма права. В диспозиции формулируется  именно правило поведения. Санкция  содержит указание на принудительные меры, которые подлежат применению в случае нарушения установленного правила.

Главной социальной целью  административно-правовых норм является организация управленческих отношений. Локальные цели административно-правовых норм: информационные, охранительные, поощрительные и социально-нравственные. Реализация целевых установок достигается с помощью выполнения нормами административного права определенных функций.

Для воплощения норм административного  права в жизнь необходимо обеспечить безусловное соответствие поведения  субъектов административного права  требованиям правовой нормы. Поэтому  правомерные действия субъектов, которые  отвечают предписаниям норм административного  права и состоят в использовании  права, выполнении или соблюдении юридических  обязанностей в сфере государственного управления, определяют реализацию этих норм. Реализация таких норм осуществляется в четырех формах: соблюдение, использование, выполнение и применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всеобщем референдуме 12 декабря 1993 года.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31 января 2012 г) / Справочная правовая система Консультант Плюс.
  3. Административное право : учебник / Б.В. Россинский. – М. : Норма, 2009.
  4. Дмитриев Ю. А. Административное право Российской Федерации: учеб. для юрид. вузов /Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – М.: Гарант, 2008.
  5. Лапина М.А. Административное право. – М.: Консультант Плюс, 2009.
  6. Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты административно-правовой нормы // Административное право и процесс. – 2011. – № 12.

 


Информация о работе Действия норм административного права