Доказательства по делам об административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть поводы и основания для возбуждения дела об административных правонарушениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить сущность возбуждения дела об административном правонарушении;
рассмотреть поводы и основания для возбуждения дела об административном правонарушении;
ознакомится с порядком возбуждения дела об административном правонарушении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возбуждение дела об административном правонарушении………………...5
1.1 Сущность возбуждения дела об административных правонарушениях....................................................................................................5
1.2 Поводы и основания к возбуждению дела об административном правонарушении…………………………………………………………………..7
2. Порядок возбуждения дела об административном правонарушении..........10
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников и литературы…………………………...20

Файлы: 1 файл

упр.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

В протокол заносятся сведения о  лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому  лицу помимо его фамилии, имени и  отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего  возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних. В протоколе указываются и  иные необходимые сведения.

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у  него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также  по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление  и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного  средства и изъятие вещей и  документов.

Аналогичная ситуация характерна и  для юридического лица, в отношении  которого возбуждено дело. Сведения о  наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости  дополняются иными сведениями.

В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного  правонарушения. Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку  по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Указание на время совершения правонарушения имеет  важное значение в силу того, что  постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных  случаях - не позднее одного года) со дня совершения правонарушения.

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его  правильной квалификации, т.е. определения  статьи Особенной части КоАП РФ или  статьи закона субъекта РФ, которой  предусмотрена административная ответственность  за подобные действия (бездействие).

В протоколе указывается статья Особенной части КоАП РФ или статья закона субъекта РФ, устанавливающая  ответственность за совершенное  нарушение.

В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического  лица или законного представителя  юридического лица, в отношении которых  возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в  соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств  по делу. Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение.5

В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

Оформление протокола об административном правонарушении завершается его  подписанием лицом, составившим  протокол, а также лицом, в отношении  которого возбуждено дело (имеется  в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном  процессуальном документе делается соответствующая запись об этом.

В ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ в качестве общего правила устанавливается, что протоколы  об административных правонарушениях  вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать  дела в соответствии с главой 23 КоАП РФ (ст. 23.3-23.65). В ч. 2, 3 и 5 ст. 28.3 КоАП РФ перечисляются должностные лица федеральных органов исполнительной власти и некоторых организаций (например, члены избирательных комиссий, инспектора Счетной палаты РФ, должностные  лица государственных внебюджетных фондов), которым в пределах их компетенции  предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, составы которых предусмотрены  конкретными статьями КоАП РФ и рассмотрение дел о которых согласно главе 23 КоАП РФ отнесено к подсудности  судьей (ст. 23.1), к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2) и должностных  лиц иных органов административной юрисдикции. Например, должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и т.д.6

Кроме того, в ч. 2, 3 и 5 ст. 28.3 КоАП РФ перечислены должностные лица некоторых  федеральных органов и организаций, которым вообще не предоставлено  право рассматривать дела об административных правонарушениях, но которые в силу присущих им контрольно-надзорных полномочий обязаны оперативно реагировать  на факты нарушения правил, находящихся  в сфере их компетенции, и поэтому  обладают правом возбуждать дела об административных правонарушениях и направлять их по подсудности или подведомственности. К таким органам относятся, например, органы ведомственной охраны, внутренних войск, Счетная палата РФ, органы государственных  внебюджетных фондов, органы управления архивным фондом и некоторые другие органы.

Ст. 28.4 КоАП РФ определяет полномочия прокурора по возбуждению дел  об административных правонарушениях. Статья 28.2 КоАП РФ обязывает любое должностное лицо, в том числе и прокурора, соблюдать предусмотренные в ней требования к содержанию протокола об административном правонарушении, поскольку постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении.7

Сроки вынесения постановления  прокурора определены в ст. 28.5 КоАП РФ. В качестве общего правила установлено, что постановление должно быть направлено немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Более длительные сроки установлены в связи с необходимостью выяснения ряда обстоятельств (до двух суток) и в связи с проведением административного расследования (по окончании расследования).

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление  по делу по общему правилу может  быть вынесено не позднее двух месяцев  со дня совершения нарушения. Поэтому  протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после  выявления факта совершения правонарушения.

Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о  юридическом лице, в отношении  которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой  информации могут потребоваться  дополнительные меры по формированию доказательственной базы. В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ по некоторым  категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться  осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных  со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено  проведение административного расследования, срок которого не может превышать  одного месяца с момента возбуждения  дела. Однако в исключительных случаях  указанный срок может быть продлен  вышестоящим должностным лицом. После окончания административного  расследования составляется протокол об административном правонарушении либо вносится постановление о прекращении  производства по делу.8

В специально установленных КоАП РФ случаях предусмотрено осуществление  производства по делу об административном правонарушении в особом, упрощенном порядке: без составления протокола  об административном правонарушении. Это касается случаев, когда за совершение относительно незначительного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа.

Если протокол об административном правонарушении не составляется, то уполномоченным на то должностным лицом непосредственно  на месте совершения нарушения оформляется  предупреждение, которое нельзя путать с устным замечанием, либо налагается и взимается административный штраф.

В случае совершения административного  правонарушения в области дорожного  движения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление о наложении  административного штрафа оформляется  в порядке, предусмотренном ст. 32.3. Это означает, что привлеченному  к ответственности лицу выдается постановление-квитанция установленного образца. Однако при этом штраф на месте совершения нарушения не взимается. Сумма штрафа добровольно вносится или перечисляется лицом, привлеченным к ответственности, в банк или  иную кредитную организацию, а при  неуплате - взимается в принудительном порядке.

Если нарушитель оспаривает факт совершения нарушения, его юридическую оценку и (или) назначенное наказание либо отказывается уплатить штраф на месте  совершения нарушения, то происходит переход  к обычному производству по делу об административном правонарушении. В  этом случае составляется протокол об административном правонарушении.

После того как протокол (постановление  прокурора) об административном правонарушении составлен, оформлены другие материалы  дела, они направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать  данное дело. Протокол (постановление  прокурора) должен быть направлен на рассмотрение в течение суток с момента его составления.9

Возможна ситуация, когда при  подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола  и других материалов дела об административном правонарушении. Имеются в виду следующие  случаи: составление протокола и  оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола  и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Тогда в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ выносится определение  о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые  составили протокол.

При возвращении соответствующих  процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются  в срок не более 3 суток со дня  их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих  дело.

После устранения соответствующих  недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них  изменениями и дополнениями повторно направляются судье, в орган, должностному лицу, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией  административного производства и  представляет собой совокупность действий, направленных на установление факта  административного правонарушения и определения подведомственности дела.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным  лицом, уполномоченным составлять протоколы  об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

  1. Если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных ст. 28.1 КоАП РФ;
  2. Достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В каждом случае вопрос о достаточности  данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным лицом по своему внутреннему убеждению, но для получения дополнительных сведений и материалов может потребоваться  административное расследование.

Частью 4 ст. 28.1 КоАП РФ определены действия, с момента совершения которых  дело об административном правонарушении считается возбужденным. Момент возбуждения дела об административном правонарушении зависит от характера правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента:

1. составления первого протокола  о применении мер обеспечения  административного производства, предусмотренных  КоАП;

2. составления протокола об административном  правонарушении или вынесения  прокурором постановления о возбуждении  дела об административном правонарушении;

3. вынесения определения о возбуждении  дела об административном правонарушении  при необходимости проведения  административного расследования;

Информация о работе Доказательства по делам об административных правонарушений