Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:17, контрольная работа
Говоря об индивидуальных субъектах административно-правовых отношений, следует различать такие правовые термины, как личность и гражданин. Еще в 1967 г. И. Е. Фарбер разграничил понятия «права человека» и «права гражданина» по признаку наличия их государственного признания, а поскольку в праве различаются права человека (личности) и гражданина, то справедливо было бы предположить, что это не тождественные термины. Под личностью понимается физическое лицо, т. е. человек. Гражданство в свою очередь – категория политико-правовая. Гражданин – это лицо, находящееся в постоянных, устойчивых правовых связях с государством.
1. Физические лица как субъекты административного права 3
2. Понятие и признаки административных правонарушений 16
Список литературы 42
Содержание
1. Физические лица как
субъекты административного
Говоря об индивидуальных
субъектах административно-
Отсюда следует, что личность – более широкое понятие, чем гражданин. Личность может быть как гражданином РФ (обычным, почетным, с двойным гражданством), так и лицом без гражданства, иностранным гражданином (ближнего и дальнего зарубежья).
Естественно, гражданин обладает бóльшим объемом прав в сфере государственного управления, чем иностранные граждане и лица без гражданства. Лица, не являющиеся гражданами РФ, не имеют некоторых прав и обязанностей, которыми обладают граждане Российской Федерации.
Вместе с тем следует
иметь в виду, что в некоторых
законах и подзаконных актах
термин «гражданин» может
В административно-правовых отношениях термин «гражданин» также имеет несколько другой смысл, чем указанный выше. Под гражданином в административно-правовых отношениях понимается не просто физическое лицо, находящееся в постоянных, устойчивых правовых связях с государством. В ряде случаев такие лица в административно-правовых отношениях могут реализовывать свои государственно-властные полномочия, и тогда в этих правоотношениях они будут выступать от имени государства как должностные лица органа государственной власти, но не как граждане.
В. И. Новоселов предлагал
гражданином в административно-
На наш взгляд, неточность
вышеприведенных определений
Для определения гражданина в административно-правовых отношениях основное значение имеет не наличие устойчивых правовых связей с органом государственной власти, а наличие или отсутствие у личности государственно-властных полномочий2.
Лицо выступает в административно-правовых отношениях как гражданин тогда, когда он выступает от себя лично. В административно-правовых отношениях лицо может выступать и не от себя лично, а от имени органов государственной власти. Это происходит лишь в случаях, когда лицо имеет соответствующие государственно-властные полномочия.
Отсюда следует, что лица, не наделенные государственно-властными полномочиями, в административно-правовых отношениях всегда выступают от своего имени, т. е. как граждане. Лица же, наделенные такими полномочиями, в одних административно-правовых отношениях могут выступать от своего имени, а в других – нет. Поэтому дать определение гражданина как субъекта административно-правовых отношений вообще невозможно.
Таким образом, более
точным нам представляется следующее
определение: гражданин в административно-
Прежде чем рассматривать содержание административно-правового статуса граждан, необходимо уяснить его значение. Слово «статус» произошло от латинского status – состояние, положение. Отсюда правовой статус – правовое положение (т. е. положение, урегулированное нормами права), административно-правовой статус – правовое положение в сфере государственного управления или положение, урегулированное нормами только административного права.
Правовое положение
граждан в сфере
Основным элементом
правового статуса граждан
Некоторые ученые (А. П. Алехин, Л. Д. Воеводин, А. И. Иерусалимов, А. И. Лепешкин и др.) одним из элементов правового статуса называют юридические гарантии этих прав и обязанностей, установленные государством. Несомненно, юридические гарантии очень важны, но более правильной является точка зрения, согласно которой такие гарантии элементом правового статуса гражданина не являются. «Это либо принципы, либо черты, либо предпосылки правового статуса, которые безусловно характеризуют положение личности в обществе, пронизывают данное понятие, но не выступают в качестве самостоятельных элементов». Действительно, гарантии определяют лишь качество уже имеющихся прав, но не их объем, а потому являются элементом не правового, а фактического положения граждан.
«Гражданин является субъектом государственного управления, и нормы права закрепляют его специфический статус в данной области, основанный на общем статусе, но во многих чертах отличающийся от него, прежде всего, большей конкретностью.
Правовой статус граждан в государственном управлении – это конкретизация общего правового статуса граждан применительно к особенностям (задачам, целям, условиям) государственного управления как одного из видов государственной деятельности», – обоснованно отмечает В. И. Новоселов.
Административно-правовой статус гражданина характеризуется наличием тех же элементов, которые определяют его общий правовой статус в обществе. Исходя из специфики деятельности органов исполнительной власти, лишь гражданство как элемент административно-правового статуса не имеет принципиального значения, поскольку нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере организации и деятельности исполнительной власти, обычно распространяется на всех лиц: граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. Законодатель, оперируя термином «граждане», имеет в виду обычно все названные группы.
Перед рассмотрением непосредственно содержания административно-правового статуса граждан необходимо более подробно поговорить о его элементах. Итак, следует выделить два основных элемента: 1) комплекс прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления; 2) наличие административной правоспособности и административной дееспособности.
Комплекс прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления определяется разнообразными по юридической силе нормативными актами: а) международными правовыми актами, ратифицированными РФ; б) Конституцией РФ; в) Законами РФ; г) всевозможными подзаконными актами.
По мнению В. И. Новоселова, «в состав правового статуса входит также еще один особый элемент: права-обязанности. Дело в том, что среди правовых категорий имеется одна специфическая категория – права, являющиеся в то же время обязанностями (право на труд и обязанность трудиться; право на образование и обязанность получить установленный минимум образования; право получить паспорт и обязанность иметь паспорт и т.д.)». На наш взгляд, нельзя согласиться с указанным мнением. Следует различать разные по объему действия. Конституционной обязанностью являлось получение основного общего образования. Получение среднего профессионального и высшего образования было конституционным правом и т. д. Равные же по объему действия не могут быть одновременно правом и обязанностью лица, поскольку эти понятия взаимоисключающие.
Административная
Административная
Условием реализации административной правоспособности является наличие у гражданина административной дееспособности. Административная дееспособность гражданина – признаваемая за ним государством способность своими действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные на него обязанности административно-правового характера.
Административная
На основе правоспособности дееспособные граждане реализуют свои субъективные права, выполняют свои обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.
Что касается такого элемента правового статуса, как гражданство, то он полностью охватывается первым элементом – комплексом прав и обязанностей (поскольку гражданство, как было отмечено, это не что иное, как устойчивая правовая связь человека с обществом, осуществляемая через взаимные права и обязанности).
Любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих юридических обязанностей, а следовательно, ее роль – гарантировать выполнение субъектами права своих юридических обязанностей. Отсюда вытекает, что юридическая ответственность является составной частью такого элемента, как юридические гарантии прав и обязанностей граждан.
Несмотря на то обстоятельство, что юридические гарантии прав и свобод граждан в качестве самостоятельного элемента их административно-правового статуса нами не признаны, они являются очень важным элементом юридической системы любого общества3.
Режим охраны законности и прав граждан невозможен без развернутой системы гарантий. Говоря о системе гарантий прав граждан, в юридической литературе авторы предлагают различные способы их классификации: общие и специальные; государственные и общественные; прямые и косвенные; судебные, внесудебные. К числу общих гарантий обычно относят экономические, политические, идеологические, а к специальным – юридические.
Так, В. А. Патюлин обоснованно относил к политическим гарантиям «степень демократизации общественной жизни, состояние законности, методы и формы деятельности государственного аппарата», к экономическим – «материальные условия жизни общества на том или ином этапе его развития», к идеологическим – «общественное мнение,... правосознание советских граждан».
Изменения в политической жизни общества привели и к изменениям значимости перечисленных гарантий. Следует признать, что повысилась роль идеологических и некоторых политических гарантий, тогда как другие политические и экономические гарантии свою ведущую роль утратили. Так, демократизация общественной жизни, изменение общественного мнения и правосознания граждан гарантируют соблюдение прав и свобод граждан, а политическая нестабильность оказывает отрицательное влияние на состояние законности в обществе; обозначившееся снижение общего жизненного уровня основных слоев населения делает труднодоступным использование юридической помощи адвокатов. Для нас наиболее интересны именно юридические гарантии прав граждан, а из юридических – административно-правовые, т. е. закрепленные нормами административного права.
Перед непосредственным
исследованием административно-
Под процессуальными гарантиями в юридической литературе понимаются либо установленные законом средства, при помощи которых участвующие в процессе граждане могут защищать свои права и интересы, либо гарантии для предупреждения осуждения и наказания невиновных, для ограждения обвиняемого от несправедливого осуждения, а наряду с ним гарантии против принятия в отношении обвиняемых излишних мер процессуального принуждения. М. А. Чельцов под процессуальными гарантиями понимает «средства, с помощью которых все граждане могут осуществлять свои права и защищать их в случае их нарушения». А. Л. Цыпкин считает, что процессуальные гарантии – это «законы, устанавливающие права участвующих в процессе лиц и ограждающие защиту их законных интересов».
Информация о работе Физические лица как субъекты административного права