Формирование Федерального собрания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы явились следующие:
• анализ современного конституционно-правового института парламента в России - Федерального собрания;
• характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения;
• определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..…4
1 Понятие парламента. Двухпалатная структура Федерального
Собрания ...………..............................................................................................6
1.1 Общие сведения о парламенте ...………………………………..…..6
1.2 Двухпалатность Российского парламента ...……………………….7
2 Порядок формирования палат Федерального
Собрания РФ ...…………………………………………………………………...10
2.1 Порядок формирования Государственной Думы ...…..……..…..10
2.2 Порядок формирования Совета Федерации ..……………..........16
3 Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы
Федерального собрания РФ……………………………………………………….21
3.1 Компетенция Совета Федерации…………………………………..22
3.2 Компетенция Государственной Думы……………………………..27
Заключение ...…………………………………………………………………….…32
Библиографический список ...………………………………………………….….33

Файлы: 1 файл

ПОРГ.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………..…4

1 Понятие парламента. Двухпалатная структура Федерального

 Собрания ...………..............................................................................................6

     1.1 Общие сведения о парламенте ...………………………………..…..6

     1.2 Двухпалатность Российского парламента ...……………………….7

2 Порядок формирования палат Федерального

Собрания РФ ...…………………………………………………………………...10

     2.1 Порядок формирования Государственной Думы ...…..……..…..10

     2.2 Порядок формирования Совета Федерации ..……………..........16

3 Компетенция Совета  Федерации и Государственной  Думы 

Федерального собрания РФ……………………………………………………….21

              3.1 Компетенция Совета Федерации…………………………………..22

              3.2 Компетенция Государственной Думы……………………………..27

Заключение ...…………………………………………………………………….…32

Библиографический список ...………………………………………………….….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конституция играет огромную роль в жизни каждого государства, что определяется ее особым местом в правовой системе страны, она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и взаимоотношений государства и личности. Конституция каждой страны вызывает интерес граждан, политиков. Особенно это относится к России. Конституция Российской Федерации принималась в особых условиях и закрепила отказ от принципов социалистического строя. Она установила новый характер политической власти, зафиксировала иные формы собственности. В связи с этим изучение ее содержания представляется весьма важным.

Одной из незыблемых правовых основ стабильности конституционного строя, закрепленной в Конституции  России 1993 г. (ст.10), является проведение в жизнь принципа осуществления  государственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы. Не умаляя значения исполнительной и судебной властей, следует признать, что "первой среди равных", несомненно, является законодательная власть. Ей, по Конституции, отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в "тройственном союзе" разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них.

Предметом рассмотрения настоящей курсовой работы является сущность и основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Целями курсовой работы явились следующие:

    • анализ современного конституционно-правового института парламента в России - Федерального собрания;
    • характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения;
    • определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА. ДВУХПАЛАТНАЯ СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

 

1.1 Общие сведения о парламенте

 

          Парламент-общее название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах.

Парламент считается  представительным органом, то есть представляющим волю населения, является его легитимным представителем. Это качество парламента вытекает из способа его формирования - путем всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президенту).

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат  парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выбору могут проходить как по пропорциональной, так и по мажоритарной системе. Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.

Парламент может быть как однопалатным, так и двухпалатным и многопалатным.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

В Российской Федерации  парламентом является Федеральное Собрание. Оно играет роль представительного и законодательного органа России. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Главные функции парламента:

  1. представление многонационального народа России с учетом федеративного устройства государства;
  2. законодательная деятельность на федеральном уровне.
  3. Принципы деятельности парламента РФ:
  4. независимость от других органов государственной власти;
  5. невмешательство в работу других органов государственной власти;
  6. взаимодействие с другими органами государственной власти в рамках компетенции.

Конституция 1993 г. Внесла принципиальные изменения в понимание  структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается теперь не как обязательный признак формального федеративного устройства, а как фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права и самодеятельность народа и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания, их различная компетенция. Отсюда специальная неповторимая роль каждой палаты, которые в совокупности обеспечивают выражение разнообразных интересов народа и в то же время - единство Российской Федерации.

 

1.2 Двухпалатность российского парламента

 

Двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к  признанию того, что одна палата признается первой, а другая - второй или одна - нижней, а другая - верхней. Такое деление обычно связывают  с тем, что первая, или нижняя, палата играет более значимую роль в законодательном процессе. Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента, и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. В то же время нельзя не заметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с нее начинается законодательный процесс), которая поэтому (а еще вследствие того, что является ареной активной межпартийной борьбы) более заметна в общественной жизни. Это очевидное обстоятельство привело к тому, что как в неофициальных, так порой и в официальных кругах Совет Федерации стали называть второй палатой, или сенатом. Широко признано также, что Совет Федерации как орган менее политизированный и к тому же отражающий официальное мнение субъектов РФ олицетворяет более спокойный, непартийный подход к законотворчеству, нейтрализует возможность принятия законов без учета интересов всех регионов нашей обширной страны. Конституция РФ делит между палатами функцию назначения ряда высших должностных лиц в государстве, устанавливает особые полномочия каждой палаты в определенных областях. Сложившийся за время деятельности Федерального Собрания механизм преодоления разногласий между палатами способствует предотвращению конституционных кризисов и возникновения тупиковых ситуаций [14, с.51].

Двухпалатная структура  Федерального Собрания эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения. Будучи представлены в палатах, эти группы получают возможность достижения компромисса между собой и властью, не прибегая к "улице", т.е. внепарламентской оппозиции. Палаты снимают остроту как политических, так и межрегиональных противоречий, содействуя устойчивости государственного корабля. Федеральное Собрание состоит из палат, взаимно уравновешивающих друг друга и в своей совокупности уравновешивающих исполнительную и судебную власть.

Состав палат, как и  принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации  входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - четыре года, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Следует помнить, что  Совет Федерации первого Созыва и Государственная Дума первого  созыва избирались на два года (1993-1995), что было установлено в разделе "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ. Это было вызвано  необходимостью обеспечить плавный переход от старой конституционной системы к новой, с тем чтобы сначала выявить жизнеспособность нового парламента и критерии оценки депутатов. В декабре 1995 г. Совет Федерации уже не избирался, а был сформирован на новой основе (депутаты, как и предусмотрено Конституцией РФ, стали именоваться членами Совета Федерации), а депутаты Государственной Думы были избраны на срок четыре года.

Кардинальная реформа  была проведена Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. (ныне действует в редакции от 25 июля 2006 г.), который отменил представительство субъектов РФ в Совете Федерации в лице глав исполнительной власти (президентов, губернаторов) и глав законодательных субъектов РФ и установил, что представителями субъектов в Совете Федерации выступают лица, назначенные главами исполнительной власти и избранные законодательными органами. Тем самым создавались условия для превращения Совета Федерации в постоянно действующий орган.

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ  ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ  РФ

 

2.1 Порядок формирования Государственной Думы

 

Выборы депутатов Государственной  Думы строятся на основе Федерального закона "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", многие положения которого повторяют или конкретизируют нормы более общего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [10, с.256].

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном федеральными законами. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года.

В равной степени всеми  избирательными правами обладают граждане РФ, проживающие или находящиеся  в период подготовки или проведения выборов за пределами территории российской Федерации. Не имеют этих прав граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации и общественные движения не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую подготовке и проведению выборов.

Проведение выборов  в сроки, установленные Конституцией РФ и федеральным законом является обязательным. Выборы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем выборов является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. В случае если Президент РФ не назначит выборы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума.

При роспуске Государственной  Думы в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов  Государственной Думы нового созыва, Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. В случае если Президент РФ, распустив Государственную Думу, не назначит новые выборы, выборы назначаются центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в последнее воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.

Информация о работе Формирование Федерального собрания