Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа
Целями курсовой работы явились следующие:
• анализ современного конституционно-правового института парламента в России - Федерального собрания;
• характеристика Федерального собрания с точки зрения его структуры и принципов построения;
• определение основных полномочий федерального собрания и порядка его формирования.
Введение …………………………………………………………………………..…4
1 Понятие парламента. Двухпалатная структура Федерального
Собрания ...………..............................................................................................6
1.1 Общие сведения о парламенте ...………………………………..…..6
1.2 Двухпалатность Российского парламента ...……………………….7
2 Порядок формирования палат Федерального
Собрания РФ ...…………………………………………………………………...10
2.1 Порядок формирования Государственной Думы ...…..……..…..10
2.2 Порядок формирования Совета Федерации ..……………..........16
3 Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы
Федерального собрания РФ……………………………………………………….21
3.1 Компетенция Совета Федерации…………………………………..22
3.2 Компетенция Государственной Думы……………………………..27
Заключение ...…………………………………………………………………….…32
Библиографический список ...………………………………………………….….33
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами страны, считаются приписанными к этому округу.
Этот порядок избрания депутатов государственной Думы был впервые введен в действие на очередных выборах в Думу в 2007 г. Ранее депутаты избирались по одномандатным округам (один депутат от каждого округа - так называемая мажоритарная система), а другая половина - по единому федеральному избирательному округу, когда депутаты определялись пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение (так называемая пропорциональная система). Изменение закона исходит из того, что новый порядок выборов даст значительный стимул становлению в стране прочной партийной системы, приведет к сокращению числа мелких политических партий, улучшит распределение мандатов и представительство региональных групп кандидатов.
Для проведения голосования
и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов
Государственной Думы образуются избирательные
участки. Их образует глава местной администрации
по согласованию с соответствующей территориальной
избирательной комиссией не позднее чем
за 50 дней до голосования с учетом местных
и иных условий в целях создания максимальных
удобств для избирателей. Избирательный
участок должен включать не более 3 тыс.
избирателей, обычно он находится в границах
административно-
Списки избирателей составляютс
Подготовку и проведение
выборов депутатов
Избирательные комиссии формируются и действуют в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и другими федеральными законами. Все решения и действия любой избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию и суд.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, в случае регистрации получает право назначить одного члена каждой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Выдвижение кандидата в депутаты. Кандидаты в депутаты выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Политическая партия вправе выдвинуть в составе своего списка гражданина, не являющегося членом данной партии (таких лиц должно быть не более 50%). Поэтому каждый гражданин вправе обратиться в региональное отделение партии с предложением включить его в список.
Решение о выдвижении списка принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Выдвижение осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов. Федеральный список разбивается на региональные группы, которые образуются пропорционально численности избирателей. Региональная часть каждого списка должна охватывать все субъекты РФ, а в общефедеральную часть списка включается не более трех кандидатов. Всего же в списке должно быть не более 500 человек.
Утвердив федеральный
список партии, последняя представляет
его и все необходимые
В поддержку списка партии ее участники собирают подписи избирателей (не менее 200 тысяч) или вносят избирательный залог (15% от предельных расходов из средств избирательного фонда). Но те партии, которые уже представлены в Думе, от того и другого освобождены. Центральная избирательная комиссия регистрирует списки кандидатов и передает их в СМИ.
После регистрации все кандидаты приобретают права, необходимые им для ведения предвыборной кампании (освобождаются от работы с компенсацией, бесплатно пользуются транспортом и др.). Кандидаты в депутаты, замещающие государственные или муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущество своего должностного или служебного положения.
Кандидаты в депутаты
после регистрации не может быть
привлечен к уголовной
Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает бюллетень в форме, устанавливаемой Центральной избирательной комиссией, в котором в определенном порядке перечислены все списки кандидатов. Избиратель вправе выбрать тот список, за который он желает проголосовать.
Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию, и так вплоть до центральной избирательной комиссии, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов. Однако в целях установления общественного контроля за подсчетом голосов один экземпляр протокола любой избирательной комиссии предоставляется для ознакомления доверенным лицам, наблюдателям и др.
Центральная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися в случае, если:
Центральная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными:
К распределению депутатских
мандатов допускаются только федеральные
списки, которые получили семь и
более процентов голосов
Распределение депутатских мандатов начинается с того, что сумма голосов избирателей, поданных по федеральному округу за федеральные списки, делится на 450, т.е. число распределяемых мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится на это избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.
Если же после указанных действий остаются нераспределенные мандаты, то производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первого деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.
Поскольку федеральный список разбит на региональные группы, то после определения депутатов по определенной части списка производится распределение мандатов внутри федерального списка, т.е. между региональными группами. Если в результате всех этих действий Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные мандаты передаются спискам кандидатов, не допущенных к их распределению. Эти мандаты распределяются пропорционально полученному числу голосов избирателей. Если же выборы признаны несостоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы не позднее чем через четыре месяца.
Центральная избирательная комиссия регистрирует депутатов и выдает им удостоверения.
2.2 Порядок формирования Совета Федерации
Согласно Конституции РФ (ч.2 ст.95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В то же время ч.2 ст.96 указано, что формирование Совета Федерации устанавливается федеральным законом [1, с.32].
Эти конституционные положения позволяют сделать два очевидных вывода. Во-первых, в Совете Федерации должно насчитываться по два представителя от каждого субъекта РФ, вследствие чего и председатель палаты должен быть избран из этого числа членов. Во-вторых, поскольку в одной и той же статье Конституции законодатель указал, что совет Федерации "формируется", а Государственная Дума образуется путем "выборов", то тем самым он с очевидностью установил, что порядок образования Совета Федерации отличается от порядка образования Думы. Однако без ответа оставались существенные вопросы: кто и каким образом в субъектах РФ назначает или избирает этих двух представителей двух ветвей государственной власти. Должны ли они избираться населением каждого субъекта РФ или делегироваться главой администрации и органом законодательной власти. Если остановиться на выборности населением, то возникает дополнительная необходимость обеспечить, чтобы такие выборные лица выражали точки зрения законодательной и исполнительной власти. Но как этого добиться? Эти вопросы вызвали острую дискуссию в парламентских кругах, которая, затянувшись до конца 1995 г., когда срок полномочий Совета Федерации первого созыва истекал, едва не привела к параличу всей федеральной парламентской системы. Постепенно всем стало ясно, что провести выборы членов Совета Федерации в субъектах Федерации синхронно с выборами депутатов Государственной Думы уже по времени невозможно, а избранная в установленный срок Государственная Дума второго созыва не могла бы начать функционировать, пока не образован Совет Федерации.
В этих условиях, после рассмотрения в государственной Думе многих вариантов законопроектов, Думой был принят весьма лаконичный Закон (всего четыре статьи), ставший известным по имени его инициатора как "Закон Чилингарова".
Закон установил, что в Совет федерации в качестве представителей от каждого субъекта РФ должны входить глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Это положение было коренным образом изменено Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Закон устанавливает общие требования к членам Совета Федерации и порядок избрания (назначения) представителей от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Членам Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации - представитель от представительного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании этого органа путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двух палат законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ новый член Совета Федерации - представитель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.
Кандидатура для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа вносятся на рассмотрение этого органа этого председателем.
В двухпалатном законодательном органе кандидатуры вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не позднее трех месяцев назначается высшим должностным лицом на срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.