Функции социального обеспечения и их выполнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение адресовано всему населению страны. Оно сопровождает каждого человека с момента рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения и социального обслуживания положены такие события как:
-рождение ребенка, его болезнь;
-инвалидность;
-безработица;
-смерть;
-нуждаемость в социальной поддержке в силу иных обстоятельств, независящих от самого человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. ...3
Глава 1. Теоретические аспекты социального обеспечения………………......5
Система социальной защиты населения……………………………………5
Глава 2. Функции социального обеспечения и их выполнение………………11
2.1 Функции социального обеспечения………………………………………..11
2.2 Виды социального обеспечения в Российской Федерации………………15
2.3 Правоотношения по социальному обеспечению………………………….18
2.3 Методы права социального обеспечения………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая (функции права социального обеспечения).docx

— 63.76 Кб (Скачать файл)

Функции социального обеспечения  – это обусловленная целевым  назначением, направленность воздействовать на общество.

Существуют 5 функций социального  обеспечения:

  1. Экономическая;
  2. Социальная;
  3. Политическая;
  4. Духовно-идеологическая;
  5. Семейно-бытовая.

Экономическая функция - обеспечивает действие различных органов государства по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для выплаты пенсий, пособий, обслуживанию пенсионеров.                                        Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).

Социальная функция – отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной системы общества. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить: защитную, реабилитационную, компенсационную.9

-Защитная – обеспечивает  защиту граждан от непредвиденных, жизненных   ситуаций.

-Реабилитационная – обеспечивает  восстановление физических и  иных способностей нетрудоспособных  и приспособление их к труду  и привлечение к трудовой деятельности.

-Компенсационная – обеспечивает  возмещение утраченного заработка, либо дохода.

Эта функция реализуется  посредством воздействия системы  социального обеспечения на многие демографические процессы — на продолжительность  жизни населения, воспроизводство  населения, стимулирование рождаемости  и др. Так, крайне низкий уровень  пенсионного обеспечения, приведший  к резкому сокращению потребления  пенсионеров, стал причиной высокой  смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы  социальной помощи семье с детьми, безусловно, повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

 Политическая  функция – позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной зашиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи — бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения — граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет  свою политическую функцию, зависит  состояние социального покоя  в обществе. Социальная напряженность  в обществе на современном этапе  свидетельствует о том, что состояние  российской системы социального  обеспечения не отвечает потребностям населения.

Духовно – идеологическая – В выполнение своих по организации, упорядочению жизнедеятельности общества, воздействию на его развитие, социального управление использует субъективные факторы поведения человека и его отношения к деятельности. Эта сторона определяет содержание духовно-идеологической функции социального управления. Одним из мощных факторов, побуждающих человека к действию, является его сознание, проявляющееся в виде идеальных стремлений и становящееся идеальной силой. Овладевая миллионами людей, цели и стремления людей превращаются в материальную силу, мощное средство преобразования реальной жизни.

Ядром общественного и  индивидуального сознания выступает  мировоззрение. Оно определяет духовный мир личности, социального, общественно-политическую активность человека, характер мотивов  и стимулов трудовой деятельности, его нравственный облик. Совокупность средств, способов, форм и методов  идейно-политического образования  и воспитания, организации людей  их активного включения в общественную жизнь, составляет содержание духовно-идеологической функции социального управления.

Значение этой функции  в условиях интенсификации демократических  процессов существенно возрастает, ибо, демократия невозможна без сознательной дисциплины и ответственности. Нарастающим  демократическим процессом должен соответствовать все более высокий  уровень нравственности, пролит культуры, уважение к законам – объективной  основе организации социальной жизни. Становление правового государства  в нашей стране требует решительной  переориентации духовно-идеологической функции социального управления на воспитание зрелого правосознания, создание единой государственной системы  юр всеобуча.

Демократия опирается  на порядок более высокого уровня, на инициативность, организованность во всех делах, постоянную готовность к действию, к практической реализации знаний и убеждений.10

Семейно – бытовая  – заключается в том, что при оказании социальной помощи определенным лицам или целым семьям при выплате денежных пособий или натуральных выдач, или оказание услуг, растет благосостояние народа и государства.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная  с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько  видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» Выполнение семьей  ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Семейно – бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья.

2.2. Виды социального  обеспечения в Российской Федерации.

Виды социального  обеспечения - предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения.11

Предоставление определенного  блага нуждающемуся гражданину преследует цель:

  1. оказать человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации;
  2. обеспечить содержание человека, то есть предоставить ему необходимые и достаточные для естественного существования средства (например, комплекс услуг в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных учреждениях).

Виды социального обеспечения  делятся на две группы:

  1. Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления
  • имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;
  • помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование;
  • помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.12
  1. Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку: а) необходимые и б) достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как био социального организма невозможно. Социально-обеспечительное содержание предоставляется тем, кто еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить.

Отличие социально-обеспечительной  помощи от социально-обеспечительного содержания состоит в том, что  она не предоставляется на постоянной основе, а если это и имеет место  быть, то соответствующие средства или мероприятия предоставляются  или осуществляются наряду, а не вместо утраченного или еще не приобретенного самостоятельного источника  средств к существованию. Главное  отличие этих видов социального  обеспечения состоит в том, что  помощь, по общему правилу, имеет: а) временный  характер; б) не является основным или  ведущим источником средств к  существованию.

К социально-обеспечительной  помощи относятся:

1) пособия;

2) компенсации;

3) льготы;

4) некоторые виды социальных  и медицинских услуг за счёт  средств фонда обязательного  медицинского страхования;

5) предоставление предметов  первой необходимости (одежда  обувь, продукты питания) малоимущим  гражданам и семьям.

Социально-обеспечительное  содержание сводится к двум видам: 
1) пенсии;

2) часть социальных услуг,  оказываемых стационарными учреждениями  социального обслуживания населения. 

Основанием деления видов  социального обеспечения является их форма: денежная:

1) все виды и разновидности  пенсий;

2) пособия во всех их  разновидностях;

 Натуральная: 

1) содержание граждан  пожилого возраста и инвалидов  в домах (интернатах, пансионатах)  для престарелых и инвалидов; 

2) санаторно-курортное лечение,  иные виды медицинских услуг;

3) предметы первой необходимости; 

4) компенсации, например, в виде предоставления жилья,  утраченного в связи со стихийными  бедствиями, радиационными катастрофами  и т.д.;

5) льготы, в частности,  бесплатное обеспечение лекарственными  препаратами, внеочередное бытовое  обслуживание и т.д.

Таким образом, законодательство закрепляет лишь шесть видов социального  обеспечения:

1) пенсии;

2) пособия; 

3) социально-обеспечительные  компенсации;

4) льготы;

5) социальные и медицинские  услуги;

6) предметы первой необходимости. 

Каждый из указанных видов, как правило, состоит из определенного  числа разновидностей. Причем, если виды социального обеспечения имеют  устойчивый, стабильный характер, то их разновидности постоянно изменяются, варьируются в зависимости от конкретных политических, экономических  и других условий, в которых находится  государство на определенном этапе  его исторического существования.

2.3. Правоотношения по  социальному обеспечению.

Правоотношение — одно из важнейших звеньев правового  механизма, обеспечивающего реальную жизнь права как регулятора общественных отношений. Правоотношения входят в  систему общественных отношений  (экономических, политических, социальных, нравственных и т. д.), но занимают в ней особое место.

Правоотношения представляют собой форму тех индивидуально-волевых  общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию и «выражают  особую общественную связь между  лицами, связь через права и  обязанности»13. Поскольку участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов, одной из важнейших предпосылок существования правоотношений является наличие трех элементов: нормативной базы, юридических фактов и субъектов права. Сочетание этих элементов необходимо не только для возникновения, но и для изменения и прекращения правоотношения.

В теории права к признакам  правоотношения относят также индивидуализацию, которая выражается в том, что  участники правоотношения четко  определены нормой права и ею же очерчено их поведение. При этом индивидуализация может быть как двусторонней, когда  поименно определены обе стороны, так  и односторонней. В последнем  случае индивидуализирована лишь одна сторона — управомоченный субъект.

В зависимости от степени  индивидуализации правоотношения делят  на относительные и абсолютные. Правоотношения по социальному обеспечению безусловно являются относительными, поскольку  все участники таких отношений  четко определены законом и никакие  другие лица (органы) прав и обязанностей в них не имеют14.

Правовые отношения всегда носят волевой характер, который  выражается в том, что они связаны, во-первых, с государственной волей, выраженной в праве, и, во-вторых, с  индивидуальной волей, поскольку правоотношение реализуется по воле его участников. Значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается именно по воле их субъектов.

Правоотношения по социальному  обеспечению также носят волевой  характер: в нормах права, регламентирующих распределение части валового внутреннего  продукта в форме материальных благ и услуг через систему социального  обеспечения, выражена воля государства, в связи с чем эти отношения  им охраняются. Кроме того, для возникновения  такого правоотношения необходимо, наряду с другими юридическими фактами, и волеизъявление. Причем в отличие  от иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, для  возникновения правоотношения по социальному  обеспечению не требуется волеизъявления обоих его субъектов, а достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение. Второй субъект на основании такого волеизъявления и при наличии соответствующих юридических фактов обязан предоставить требуемый вид социального обеспечения.

Информация о работе Функции социального обеспечения и их выполнение