Функции социального обеспечения и их выполнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение адресовано всему населению страны. Оно сопровождает каждого человека с момента рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения и социального обслуживания положены такие события как:
-рождение ребенка, его болезнь;
-инвалидность;
-безработица;
-смерть;
-нуждаемость в социальной поддержке в силу иных обстоятельств, независящих от самого человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. ...3
Глава 1. Теоретические аспекты социального обеспечения………………......5
Система социальной защиты населения……………………………………5
Глава 2. Функции социального обеспечения и их выполнение………………11
2.1 Функции социального обеспечения………………………………………..11
2.2 Виды социального обеспечения в Российской Федерации………………15
2.3 Правоотношения по социальному обеспечению………………………….18
2.3 Методы права социального обеспечения………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая (функции права социального обеспечения).docx

— 63.76 Кб (Скачать файл)

Таким образом, муниципальное  регулирование отношений по социальной защите населения — еще одно звено  в правовом регулировании, дополняющее  централизованное и региональное регулирование.

Следовательно, можно сделать  вывод, что одним из приемов регулирования  отношений в сфере социального  обеспечения (как и в иных социальных сферах) является сочетание централизованного  регулирования с региональным и  муниципальным.

Поскольку данные отношения  по своему характеру являются распределительными, на каждом из уровней правового регулирования  осуществляется жесткое нормирование видов, условий и объемов обеспечения, т.е. регулирование пронизано императивным методом, при этом предписание как  форма выражения этого метода адресовано органам, осуществляющим социальное обеспечение, а по отношению к  гражданам регулирование допускает  и дозволение. В последнее время  дозволение как проявление диспозитивного метода в очень ограниченных пределах используется законодателем и по отношению к органам, осуществляющим социальное обеспечение. Так, эти органы могут определить конкретный вид государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ (ст. 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Формирование прав и обязанностей субъектов общественных отношений  путем закрепления их не только на федеральном, но и на региональном и  муниципальном уровнях — это, очевидно, новый прием правового  регулирования, обусловленный конституционным  разграничением компетенции органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, а самое  главное — разграничением собственности.

Большое значение на современном  этапе приобретает также локальное  регулирование, которое осуществляется на уровне конкретной организации. Локальные акты признаются источниками трудового права и права социального обеспечения, поскольку закрепляют дополнительные меры социальной защиты работника в случае нетрудоспособности, ухода на пенсию, наличия детей в его семье и т. д. Законодатель создает правовые возможности для локального регулирования, и по мере экономической стабилизации в обществе границы такого регулирования будут непрерывно расширяться. Следовательно, локальное регулирование органично дополняет централизованное, региональное и муниципальное регулирование и является еще одним новым приемом регулирования отношений по социальному обеспечению работника, его семьи.

С общеправовыми и межотраслевыми приемами регулирования неразрывно связаны, как уже говорилось, и  специфические для данной отрасли  способы регулирования. Так, рассмотренные  выше приемы формирования содержания прав и обязанностей субъектов права  социального обеспечения на отраслевом уровне дополняются таким признаком, как недопустимость, по общему правилу, договорного регулирования. В то же время нельзя игнорировать реальную действительность, свидетельствующую о том, что нередко стороны трудового правоотношения своим соглашением включают в его содержание дополнительные права работника в сфере социального обеспечения (право на получение особой выплаты в случае ухода работника на пенсию, в случае его длительной болезни, при рождении ребенка; предоставление бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение; оплата лекарств по рецептам врачей и т.д.).

Отраслевая специфика  правового регулирования проявляется  также в характере правового  положения субъектов правоотношения. Их правовое положение характеризуется  тем, что законодатель, с одной  стороны, не наделил их равенством, а с другой — не ввел для них  элементов подчиненности. Кроме  того, если сравнить соотношение прав и обязанностей одной стороны  с правами и обязанностями  другой, то выявляется еще одна специфическая  черта правового регулирования  рассматриваемых отношений: имущественные  права граждан в этих отношениях носят абсолютный характер, а их обязанности — это в основном обязанности не материального, а  процедурного либо процессуального  характера (обратиться в установленном порядке, представить необходимые документы и т.д.). Обязывающие нормы адресуются второй стороне — органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязанности.

Специфические признаки метода права социального обеспечения  характерны и для способа защиты нарушенного права граждан, а  точнее, они связаны с отсутствием  особого правового механизма  для такой защиты. Граждане могут  воспользоваться для защиты своих  прав в сфере социального обеспечения  как административным, так и судебным порядком, либо одновременно тем и  другим.

По некоторым видам  социального обеспечения жалобы граждан могут рассматриваться  функциональными органами (например, жалобы по вопросам обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособием на погребение работника рассматриваются органами Фонда социального страхования). Однако это скорее исключение из общего правила.

И наконец, особенности метода связаны со спецификой санкций, применяемых  в праве социального обеспечения  к субъектам отношений. В этой отрасли не предусмотрены репрессивные санкции; за правонарушения к гражданам  применяются санкции двух видов: право восстановительные и право  ограничительные. Причем в отличие, например, от трудового права, предусматривающего, как правило, ограниченную материальную ответственность работника в  случае причинения по его вине материального  ущерба работодателю, нормы права  социального обеспечения обязывают  гражданина, причинившего материальный ущерб вследствие злоупотребления  с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемых выплат или право на их получение, возместить такой ущерб в полном размере.

Право ограничивающие санкции  допускают приостановление реализации права на некоторые виды социального  обеспечения на определенный срок. Так, работник, нарушивший режим, установленный  для него врачом, может быть лишен  пособия по временной нетрудоспособности со дня допущенного нарушения  и на определенный срок. Право ограничивающие санкции могут быть применены  к лицу, признанному безработным, если он не выполняет своих обязанностей, в виде уменьшения размера пособия  по безработице либо приостановления  его выплаты на определенный срок. В то же время закон не допускает  такого право ограничения по отношению  к гражданину — субъекту пенсионного  либо любого другого правоотношения по социальному обеспечению. В связи  с этим можно сделать вывод  о довольно узком применении право  ограничивающих санкций.

Таким образом, к признакам  метода права социального обеспечения  можно отнести следующие: императивно-диспозитивное  регулирование; сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; недопустимость, как правило, договорного регулирования; обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями, не зависящими от воли людей); относительная автономность субъектов по отношению друг к другу; абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение; административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан; применение право восстановительных и право ограничивающих санкций.

Заключение.

При написании данной курсовой работы, я ставила перед собой  цель сделать анализ функций социального  обеспечения.

В соответствии с поставленной целью, решила следующие задачи:

-изучила сущность и  принципы социальной защиты населения  Российской Федерации;

-рассмотрела принципы  государственной социальной политики;

-произвела характеристику  функций социального обеспечения,  поддержки и защиты граждан;

-изучила субъективные  структуры социально незащищенных  групп;

-рассмотрела органы социальной  защиты в Российской Федерации;

-произвела характеристику  системы социального страхования  и социального обеспечения в  России;

-рассмотрела достоинства  и недостатки адресной социальной  политики.

Поставленные цель и задачи достигались при помощи таких  методов исследования, как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.

В данной курсовой работе раскрыла пять основных функций социального  обеспечения: экономическую, политическую, социальную, семейно-бытовую, духовно-идеологическую.

Социальное обеспечение-форма  выражения в социальной политике, направленная на материальное обеспечение  определенных граждан,  в случае наступления социально значимых событий, с целью выравнивания социального  положения граждан по сравнению  с остальными членами общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Основные источники

  1. Азарова Е.Г. Комментарий к Федеральному закону РФ «О государственной социальной помощи». [Текст]:/ Е.Г. Азарова М., 2006г.  – 214 стр.
  2. Братыгин С.К. Право социального обеспечения: учеб. пособие. [Текст]:/ С.К. Братыгин М., 2008г.- 489 стр.
  3. Бурджалова Ф.Э. Современная социальная политика: учебное пособие. [Текст]:/ Ф.Э. Бурджалова М., 2001г. – 280 стр.
  4. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие. [Текст]:/ М.О. Буянова  М., 2000г. – 510 стр.
  5. Выдрин И.В. Социальное право России: учеб. пособие. [Текст]:/ И.В. Выдрин М., 2009г. – 418 стр.
  6. Голенко Е.Н. Право социального обеспечения: Учебник. [Текст]:/ Е.Н. Голенко М., 2003г. – 560 стр.
  7. Гусов К.Н.  Право социального обеспечения России: учебник, 4-е издание переработанное и дополненное. [Текст]:/ К.Н. Гусов М., 2008г. – 640 стр.
  8. Ершов В.А. Право социального обеспечения: учеб. пособие. [Текст]:/ В.А. Ершов М., 2008г. – 510 стр.
  9. Захаров М.Л. Комментарий к Федеральному закону РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». [Текст]:/ М.Л. Захаров М., 2005г.-276 стр.
  10. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник. [Текст]:/ М.Л. Захаров М., 2005г. – 519 стр.
  11. Карпович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. [Текст]:/ В.Д. Карпович  М., 2007г. – 214 стр.
  12. Кирпота Т.Д. Государственное регулирование экономики и региональная экономическая политика: Учебное пособие. [Текст]:/ Т.Д. Кирпота М., 2003г. – 390 стр.
  13. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления: учебное и научно-практическое пособие. [Текст]:/ В.А. Козбаненко М.,  2008г. – 320 стр.
  14. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. [Текст]:/ Е.Е. Мачульская М., 2006г. – 518 стр.
  15. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие + практикум. [Текст]:/ Е.Е. Мачульская М., 2006г. – 490 стр.

 

Дополнительная  литература

  1. Азарова Е.Г. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства. [Текст]:/ Е.Г. Азарова М., 2001г. -289 стр.
  2. Бабицкий Б.В. Безнравственный закон. // Социальная защита. [Текст]:/ Б.В. Бабицкий М., 2000г.-445 стр.
  3. Бабич А.М. Экономика социального страхования. [Текст]:/ А.М. Бабич М., 2004г.-301 стр.
  4. Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. [Текст]:/ К.С. Батыгин М., 2003г.-360стр.
  5. Доброхотова Е.Н. Советское право социального обеспечения. Учебное пособие. [Текст]:/ Е.Н. Доброхотова М., 2000г.-459 стр.
  6. Дорохина Л.П. Уровень жизни населения.// Экономика и жизнь. [Текст]:/ Л.П. Дорохина М., 2006г.-234 стр.
  7. Козбаненко В.А. Право социального обеспечения России: учебник. [Текст]:/ В.А. Козбаненко М.,  2005г. – 520 стр.
  8. Кукушина В.В. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы. [Текст]:/  В.В.Кукушина М., 2004г. – 400 стр.
  9. Кукушина В.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие + практикум. [Текст]:/ В.В.Кукушина М., 2003г.-283стр.
  10. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. учеб. Пособие. [Текст]:/ Е.Е. Мачульская М., 2008г. – 380 стр.
  11. Никонов Д.А. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. [Текст]:/ Д.А. Никонов М., 2007г. – 490 стр.
  12. Романова Е.В. Право социального обеспечения. [Текст]:/ Е.В. Романова М., 2005г. – 290 стр.
  13. Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. [Текст]:/ А.В. Стремоухов М., 2007г. – 490 стр.
  14. Толмачев И.А. Право социального обеспечения: учеб. пособие. [Текст]:/ И.А.Толмачев М., 2008г. – 510 стр.
  15. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. [Текст]:/ Э.Г. Тучкова М., 2005г. – 519 стр.

Нормативный материал

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
  2. Федеральный закон от 12 января 1995 «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995 – №3 – 168.
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995 – №48 – Ст. 4563.
  4. Федеральный закон от 10 октября 1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – №43. – Ст. 4904.
  5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. – №29 – Ст. 3699.
  6. Федеральный закон от 27 октября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по РФ» // СЗ РФ, 1999, №46.
  7. Федеральный закон от 5 апреля 2003 года «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ 2003 – №44 – Ст. 4219.

Интернет-ресурсы

 

  1. http://allpravo.ru
  2. http://www.rg.ru
  3. http://www.asvser.chat.ru
  4. http://www.rusarchives.ru
  5. http://www.consultant.ru
  6. http://www.garant.ru

1 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие + практикум. [Текст]:/ Е.Е. Мачульская М., 2006г. – 490 стр.

2 Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие. [Текст]:/ М.О. Буянова  М., 2000г. – 510 стр.

3 Кирпота Т.Д. Государственное регулирование экономики и региональная экономическая политика: Учебное пособие. [Текст]:/ Т.Д. Кирпота М., 2003г. – 390 стр

4Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления: учебное и научно-практическое пособие. [Текст]:/ В.А. Козбаненко М.,  2008г. – 320 стр.

5 Азарова Е.Г. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства. [Текст]:/ Е.Г. Азарова М., 2001г. -289 стр.

6Федеральный закон от 10 октября 1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – №43. – Ст. 4904.

7 Никонов Д.А. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. [Текст]:/ Д.А. Никонов М., 2007г. – 490 стр.

8 Кукушина В.В. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы. [Текст]:/  В.В.Кукушина М., 2004г. – 400 стр.

9 Дорохина Л.П. Уровень жизни населения.// Экономика и жизнь. [Текст]:/ Л.П. Дорохина М., 2006г.-234 стр.

10 Бабицкий Б.В. Безнравственный закон. // Социальная защита. [Текст]:/ Б.В. Бабицкий М., 2000г.-445 стр.

11 Толмачев И.А. Право социального обеспечения: учеб. пособие. [Текст]:/ И.А.Толмачев М., 2008г. – 510 стр

12 Федеральный закон от 5 апреля 2003 года «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ 2003 – №44 – Ст. 4219.

13 Доброхотова Е.Н. Советское право социального обеспечения. Учебное пособие. [Текст]:/ Е.Н. Доброхотова М., 2000г.-459 стр.

14 Козбаненко В.А. Право социального обеспечения России: учебник. [Текст]:/ В.А. Козбаненко М.,  2005г. – 520 стр.

15 Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. [Текст]:/ Э.Г. Тучкова М., 2005г. – 519 стр.

16 Романова Е.В. Право социального обеспечения. [Текст]:/ Е.В. Романова М., 2005г. – 290 стр.

 

17 Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. [Текст]:/ А.В. Стремоухов М., 2007г. – 490 стр.

 


Информация о работе Функции социального обеспечения и их выполнение