Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:14, курсовая работа
В процессе становления демократии в российском обществе, одна из самых главных ролей принадлежит Федеральному Собранию РФ, а именно Государственной Думе, которая является нижней палатой Федерального Собрания, а также представительным и законодательным органом власти.
Первые успехи на пути усовершенствования парламентских структур удалось поставить за более чем десятилетний опыт постсоветского становления российского парламентаризма.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государственная дума Российской Федерации: состав, полномочия, опыт функционирования
Опыт функционирования Государственной Думы в РФ…………….…….……..4
1.2.Состав Государственной Думы и ее полномочия …………………..………..8
Глава 2. Правовое положение и деятельность Государственной Думы
2.1. Компетенция Государственной Думы ………………………………..……..11
Заключение ……………………………………………………………..…………18
Глоссарий …………………………………………….…….…………..……..….. 19
Список использованных источников ………………….……………..………… 22
Приложения ………………………
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государственная дума Российской Федерации: состав, полномочия, опыт функционирования
Опыт функционирования Государственной Думы в РФ…………….…….……..4
1.2.Состав Государственной Думы и ее полномочия …………………..………..8
Глава 2. Правовое положение и деятельность Государственной Думы
2.1.
Компетенция Государственной
Заключение
……………………………………………………………..…………
Глоссарий
…………………………………………….…….…………..…….
Список использованных источников ………………….……………..………… 22
Приложения ……………………………………………………………….…… 23
В процессе становления демократии в российском обществе, одна из самых главных ролей принадлежит Федеральному Собранию РФ, а именно Государственной Думе, которая является нижней палатой Федерального Собрания, а также представительным и законодательным органом власти.
Первые успехи на пути усовершенствования парламентских структур удалось поставить за более чем десятилетний опыт постсоветского становления российского парламентаризма.
В последнее время, в периодической прессе, опубликовано не малое число научных работ в виде монографий и отдельных статей, относительно проблем становления парламентаризма, партий и многопартийности в современном Российском государстве, влияния избирательной системы на процесс становления российских политических партий и формирования на их основе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также деятельности парламентских фракций в Государственной Думе.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию на 2003 г. указал, что партийное строительство является государственной задачей, а также особо уделил внимание о необходимости становления развитой партийной системы.
В России процесс переход от политических партий к инструменту политической воли граждан, инструменту демократических выборов, проходит достаточно сложно и противоречиво. Существующие партии не отражают реальной социальной структуры общества, не представляют интересы большинства населения, и это проявляется как при формировании Государственной Думы, так и при осуществлении ею законодательной деятельности.
1.1 Опыт функционирования Государственной Думы в РФ
Создание Государственной Думы, как представительного законодательного учреждения, было провозглашено согласно манифесту Николая II от 06.08.1905 «Учреждение Государственной Думы». Однако первоначально, Государственная Дума создавалась как совещательный представительный орган. И 17.10.1905 был издан манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», согласно которому Дума получила законодательные права.
Государственная Дума избиралась сроком на пять лет. Император мог распустить Думу до окончания срока. В Государственную Думу входило 524 человека, а с 1907 года – 442 человека. Если Государственная Дума хотела принять законопроект, то на заседании по его принятию должно было присутствовать не менее 1/3 от общего числа ее членов. Руководство деятельности Государственной Думы осуществляли председатель и его товарищи, избравшиеся из числа депутатов, путем закрытым голосованием сроком на один год, по окончанию которого могли переизбираться.
В случае чрезвычайных обстоятельств, царь, в перерывах между сессиями Государственной Думы, мог издавать по представлению правительства законодательные акты, и далее вносить их на одобрение в Государственную Думу. В это же время, законопроекты, которые прошли одобрение Думы, отправлялись в Государственный Совет на рассмотрение, а затем на утверждение царю. Законодательные акты, которые не были вынесены на обсуждение, либо не были утверждены Государственной Думой, не имели силы. Одним из самых важных направлений деятельности Государственной Думы являлись вопросы Государственного управления.
Государственная Дума создавала Комиссии, которые были необходимы для предварительной разработки подведомственных дел Государственной Думы, решения хозяйственных и других важных вопросов. Путём общего тайного голосования на собрании Думы избирались Комиссии Государственной Думы. Фракционному составу палаты соответствовал состав комиссий. Если член комиссии отстранен, то новые члены избирались из числа депутатов фракций.
Для изучения опыта функционирования Государственной Думы необходимо рассмотреть период с 1993 по 2005 год.
Четыре раза созывалась Государственная Дума за период с 1993 по 2005 гг. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого Созыва проводились по смешанной системе:
35 общественных объединений заявили о выдвижении списков кандидатов в депутаты Государственной думы по общефедеральному округу.
В 1993 году был сформирован первый состав Государственной Думы, он избирался на основании и в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, который утвержден Указом Президента Российской Федерации от 01.10.1993.
Согласно данному Положению, выборы депутатов Государственной Думы производились гражданами Российской Федерации при тайном голосовании на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Право избирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, который достиг возраста 18 лет.
Изменение роли и функций Государственной Думы начались с принятия Конституции 1993 года. Согласно предыдущей Конституции за Государственной Думой закреплялось право на разрешения практически всех вопросов, которые относятся к ведению Российской Федерации, а в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению Государственной Думой, ограничен и четко оговорен. Распорядительные функции исключены из сферы ведения Государственной Думы.
По состоянию на 12.12.1993 в составе Государственной Думы было 444 депутата. По общефедеральному избирательному округу – 225, по одномандатным избирательным округам - 219. Не состоялись выборы в пяти округах, а в одном выборы не проводились (Чеченская республика).
Преодолевшие пятипроцентный барьер, избирательные блоки имели право
получения мандатов по общефедеральному округу.
В самом начале работы Государственной Думы первого созыва представительская функция верховенствовала над законодательной функцией.
В первую очередь, Государственная Дума первого созыва принимала законы, которые определяли порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, а также те законы, которые обеспечивали правовые гарантии конституционных прав и свобод.
461 закон Государственная Дума первого созыва приняла за два года своей работы, однако только 310 из них вступили в силу.
В 1995 году во всех избирательных округах состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. При этом Государственной Думой первого созыва было передано около 500 законопроектов в разной стадии рассмотрения депутатам следующего созыва. В связи с этим была образована специальная комиссия, которая обеспечивала преемственность в законотворчестве.
1036 законов приняла Государственная Дума второго созыва, но них лишь 749 вступили в законную силу.
19 декабря 1999 года состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва.
6 фракций и 3 депутатские группы было зарегистрировано в Государственной Думе третьего созыва. Для объединения усилий те депутаты, которые состояли в разных фракциях и депутатских группах, вместе с комитетами и комиссиями образовали несколько межфракционных депутатских объединений, таких как «Энергия России», «Солидарность», «Сибирское соглашение» и другие.
Около 2100 законопроектов было рассмотрено Государственной Думой третьего созыва. Президент Российской Федерации, из общего числа законов, которые были приняты в этом созыве, подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов.
Немаловажную роль в законотворческой деятельности Думы сыграл Президент Российской Федерации В.В.Путин.
7 декабря 2003 года на основании Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва (приложение А – структура).
Законодательное обеспечение важных направлений стратегического развития страны, другим словом рост экономики, борьба с бедностью, модернизация системы обороны и безопасности - это основной приоритет деятельности Государственной Думы.
Государственные Думы всех созывов, а именно их деятельность, направлена на развитие всех сфер жизни общества и государства.
В 2008 году была избрана Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, сроком полномочий на пять лет.
1.2.Состав Государственной Думы и ее полномочия.
Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации - парламент Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации – верхняя палата, и Государственной Думы – нижняя палата, однако формально, данное неравенство не установлено (Конституцией).
Государственная Дума и Совет Федерации различны по своим статусам, данные статусы закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Государственная Дума, а именно ее деятельность, основывается на принципах многопартийности и политического многообразия, коллективном, свободном обсуждении и разрешении вопросов.
Государственная Дума, посредством депутатов, представляет интересы всех граждан Российской Федерации, и их место проживания на территории России не имеет никакого значения.
450 депутатов входит в состав Государственной Думы. Согласно статье 101 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума в начале первой сессии образует комитеты из числа депутатов палаты.
В обязательном порядке Государственная Дума образует следующие комитеты:
Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека;
Однако тут существует ограничение, а именно - общее количество комитетов не должно превышать 15, дополнительно, при необходимости могут образовываться и другие комитеты.
В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы следующие комитеты:
Государственная Дума имеет право на создание комиссий ограниченных по деятельности определенным сроком или конкретной задачей, а по истечении срока, (установленного) либо при выполнении задания, порученного палатой, комиссия прекращает свою работу.
Комитеты формируются Государственной Думой по принципу пропорционального представительства фракций и групп депутатов.
Число депутатов, входящих в состав каждого комитета, определяется Государственной Думой, однако их число не может быть менее 25 депутатов палаты.
Комитет имеет право на образование подкомитетов. Подкомитеты более детально рассматривают вопросы.
В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы:
Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания определяется порядок деятельности комитетов.
Согласно статье 28 Регламента, фракцией называют депутатское объединение в Государственной Думе, которое сформировано на основе избирательного объединения, прошедшее в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам. Депутаты, которые не вошли во фракции, могут образовать депутатские группы, обладающие равными правами, а те депутаты Государственной Думы, которые не вошли ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в будущем могут войти в любое из них с согласия его членов.