Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:14, курсовая работа
В процессе становления демократии в российском обществе, одна из самых главных ролей принадлежит Федеральному Собранию РФ, а именно Государственной Думе, которая является нижней палатой Федерального Собрания, а также представительным и законодательным органом власти.
Первые успехи на пути усовершенствования парламентских структур удалось поставить за более чем десятилетний опыт постсоветского становления российского парламентаризма.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государственная дума Российской Федерации: состав, полномочия, опыт функционирования
Опыт функционирования Государственной Думы в РФ…………….…….……..4
1.2.Состав Государственной Думы и ее полномочия …………………..………..8
Глава 2. Правовое положение и деятельность Государственной Думы
2.1. Компетенция Государственной Думы ………………………………..……..11
Заключение ……………………………………………………………..…………18
Глоссарий …………………………………………….…….…………..……..….. 19
Список использованных источников ………………….……………..………… 22
Приложения ………………………
2.1.
Компетенция Государственной
В Главе 5 Конституции Российской описаны основные действия по организации и деятельности Государственной Думы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Конституции, государственная власть в нашей стране осуществляется Федеральным Собранием вместе с Президентом и судами Российской Федерации. Федеральное Собрание, на федеральном уровне, представляет законодательную власть Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 101 Конституции, порядок работы, в принимаемом ею регламенте, каждая отдельная палата устанавливает самостоятельно.
Право осуществлять контроль над исполнением федерального бюджета сохранено за палатами парламента (ст.101), а полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации - также за Государственной Думой.
В статье 103 определены вопросы исключительного ведения Государственной Думы.
Государственная Дума, по своему ведению:
Во 2 и 3 части той же статьи сказано, что Государственная Дума принимает постановления по тем вопросам, которые отнесены к ее ведению Конституцией Российской Федерации, принимаемые большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.
IV Регламента Государственной Думы посвящен вопросам, относящимся к исключительному ведению Государственной Думы.
В частности, Президенту России при назначении председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы (статья 103 Конституции Российской Федерации). Кандидат, который выдвигается на должность Председателя Правительства Российской Федерации, докладывает Государственной Думе свою программу по основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации.
Если за кандидатуру, предложенную Президентом, проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы, то согласие на назначение Председателя Правительства считается полученным.
Исключительная компетенция Государственной Думы - решение вопроса о доверии Правительству, что является юридической формой ответственности Правительства перед парламентом. Большинством голосов от общего числа депутатов принимается Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации, а если Предложение о выражении недоверия Правительству не собрало большинства голосов депутатов, то оно считается отклоненным.
В том случае, если Президент Российской Федерации не согласен с решением Государственной Думы о недоверии Правительству, то Государственная Дума в течение 3 месяцев может провести голосование по вопросу о выражении недоверия Правительству повторно.
Государственная Дума назначает на должность и освобождает от нее Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный по правам человека назначается на срок, который установлен федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека» - статья 147 Регламента. Если кандидатура на данную должность отклонена палатой, то фракции и депутатские группы имеют право предложить для нового рассмотрения ту же самую кандидатуру, либо новую. Кандидатура рассматривается повторно на следующий же день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленной главой 19 Регламента.
Государственная Дума назначает на должность и освобождает от нее председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам представляются кандидатуры, назначение происходит на срок, который установлен федеральным законом о Счетной палате. Вопрос о назначении и освобождении от соответствующей должности аудитора Счетной палаты и Председателя Счетной палаты разрешается на заседании Государственной Думы большинством голосов от общего числа депутатов.
Государственная Дума имеет право на вынесение предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Данное предложение может быть внесено по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Также в предложении должны быть указаны конкретные признаки преступления, которое предписано Президенту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "е" статьи 103 Государственная Дума может вынести решение об объявлении амнистии. И следует знать, что на уровне субъектов Федерации данные решения не могут быть приняты, поскольку данный вопрос - исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы (пункт "о" статьи 71). Государственной Думой может принять постановление об объявлении амнистии, однако оно считается принятые, если за него проголосовало большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В соответствии со статьей 169 Регламента, постановление об объявлении амнистии должно быть подписано Председателем Государственной Думы, официально опубликовано в течение трех дней.
В статье 170 Регламента Государственной Думы описан порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов: "Государственная Дума рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной инициативе, или в связи с обращением Президента Российской Федерации, ибо по докладам и сообщениям Правительства Российской Федерации и комитетов палаты".
Согласно статье 183 Регламента "Государственная Дума может в случае необходимости заключать с парламентами других государств и с международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве".
В соответствии со статьей 194, Государственная Дума имеет право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации: с ходатайством по решению вопросов по делам о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, который для Российской Федерации не вступили в силу; с запросами о толковании Конституции Российской Федерации и по другим вопросам, которые относятся к ведению Государственной Думы, предусмотренные в статье 125 Конституции Российской Федерации.
Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы, данный факт указан в статье 104 Конституции Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы могут вносить на рассмотрение: законопроекты, а также поправки к ним; законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании таких законов утратившими силу.
Перед внесением законопроекта в законодательный орган происходит продолжительная работа по его подготовке. К данному процессу подготовки законопроектов субъектами права законодательной инициативы, как правило, привлекаются различные специалисты и соответствующие учреждения.
На рассмотрение в Государственную Думу вносятся все законопроекты (статья 104 часть 2 Конституции).
Процедура по принятию федерального закона Государственной Думой, в соответствии с ее Регламентом, реализовывается в трех чтениях. Во первом чтении рассматриваются основные положения законопроекта. Рассмотрение начинается с доклада инициатора проекта, далее слушаются содоклады и проводятся прения. По окончанию прений депутаты переходят к принятию решения по законопроекту, учитывая все замечания и предложения. В том случае, если решения об одобрении законопроекта и продолжается работа над ним, то проект передается на обсуждение тому комитету, который ответствен за его подготовку. После рассмотрения, комитет снова представляет в палату проект закона, но уже доработанный, и далее проводится его второе чтение на пленарном заседании. На данном этапе следует детальное постатейное рассмотрение законопроекта, каждой его статьи и поправок, внесенных депутатами. Третье чтение является завершающей стадией рассмотрения законопроекта, во время него уже вносить какие-либо поправки уже не разрешается. По сути, третье чтение состоит лишь в голосовании "за" или "против" законопроекта в целом. Государственная Дума имеет право на принятие решения о всенародном обсуждении законопроекта, который принят в первом чтении. Государственная Дума, после обсуждения закон в первом чтении, может принять его.
Для принятия федерального закона необходимо, чтобы за него проголосовало большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые федеральные законы в течение 5 дней должны быть переданы на обсуждение в Совет Федерации (статья 105 части 2 и 3 Конституции).
В Совете Федерации, в обязательном порядке, подлежат рассмотрению принятые Государственной Думой федеральные законы, которые приняты по следующим вопросам: по вопросу федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; по вопросу войны и мира.
В соответствии с Конституцией, законодательная деятельность закреплена преимущественно в Государственной Думе: в Государственную Думу вносятся законопроекты; закон, принятый Государственной Думой, может быть преодолен с несогласием Совета Федерации; сроки, в течение которых Советом Федерации должны быть рассмотрены законы, переданные ему Государственной Думой, ограничены.
Конституция Российской Федерации оглашает перечень вопросов, по которым могут быть приняты федеральные конституционные законы:
Можно считать, что Федеральный конституционный закон принят, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (статья 108 часть 2 Конституции). В это же время, чтобы федеральный закон был принят, достаточно простого большинства голосов.
В течение 14 дней принятый закон подлежит подписанию и обнародованию.
В своей работе Государственная Дума опирается не только на Конституцию Российской Федерации и Регламент, но и на законы, позволяющие осуществлять нормальное функционирование депутатам и палате в целом.
Согласно всему, что было выше сказано и рассмотрено, возможно определить роль и сущность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Определить состав, а также основные функции Государственной Думы. Главной функцией Государственной Думы является осуществление законодательной власти.
Деятельность Государственной Думы опирается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.
Следует заметить, что Государственная Дума и Совет Федерации являются палатами Федерального Собрания, их эффективное взаимодействие - это необходимость при политической стабильности в Российской Федерации, и не является важным, что каждая палата имеет свой порядок формирования, сферу своей компетенции, сроки полномочий членов палат, процедуры роспуска и режим работы.
Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определяют порядок деятельности Государственной Думы.
Изучив работу и структуру Государственной Думы, можно сказать, что существует необходимость в усовершенствовании системы выборов в Государственную Думу, а это возможно, лишь при внесении изменений в избирательную систему Российской Федерации, тогда деятельность Государственной Думы будет более эффективной.
По проделанной мною работе, можно сделать следующие выводы:
1) Государственная Дума – один из самых важных органов государственной власти, без нее не возможно функционирование Аппарата государства.
2) Для достижения успехов в деятельности всего федеративного государства, необходимо, чтобы все субъекты Федерации взаимодействовали.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Дума |
собрание |
2 |
Законодательная деятельность |
это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями. |
3 |
Законопроект |
документ с текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум. |
4 |
Политическая партия |
это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремящаяся к реализации своих целей путем борьбы за государственную власть и ее использование |
5 |
Пресса |
часть СМИ, совокупность массовых периодических печатных изданий, предназначенные для массового читателя: газет, журналов, сборников, альманахов. |
6 |
Регламент |
свод постоянных или временных правил, регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности палаты или однопалатного парламента, а также правовое положение депутата. |
7 |
Смешанная избирательная система |
избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной |
8 |
Федеральный округ |
административно- |
9 |
Федеральное Собрание |
парламент Российской Федерации |
10 |
Фракция |
группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации |