Государственная политика в сфере развития Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ государственной политики и планирования развития Дальнего Востока России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и принципы государственной политики;
- рассмотреть стратегические цели и главные задачи государственной политики в сфере развития Дальнего Востока России;
- изучить стратегические ориентиры и перспективы развития Дальнего Востока России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие государственной политики………………………………………….4
2. Программа социально-экономического развития Дальнего Востока……..8
3.Перспективы развития Дальнего Востока…………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

государственная политика в сфере ДВ.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

Энергетики и региональные органы власти понимают, что для  реализации этих и множества других масштабных проектов существующих генерирующих и сетевых мощностей явно недостаточно.

Согласно прогнозам темпы  роста электропотребления на Дальнем  Востоке в период до 2015 года составят от 3 до 4,2 процента в год. В 2009 году уровень электропотребления превысил абсолютный максимум электропотребления, достигнутый в 1990 году.

Реализовывать мега проекты  и решать стратегическую задачу создания достойных условий для жизни  и труда в регионе приходится в меняющихся экономических условиях, которые корректируют планы и  требуют повышенного внимания к реализации масштабных федеральных проектов. И без того существующие трудности с привлечением частных инвесторов в энергетику региона усугубились проблемами на мировых финансовых рынках, удорожанием кредитных ресурсов и значительным сокращением спектра возможностей по привлечению средств.

"Огромные расстояния, низкая плотность населения, сложные  климатические условия, отсутствие конкурентного рынка электроэнергии определяют специфику электроэнергетики Дальнего Востока", – говорит управляющий консультант компании «Branan» Алексей Знаменский. "Свободного рынка в регионе не предвидится. Как минимум до 2015 года дальневосточные энергетические компании будут работать по регулируемым тарифам", - отмечает аналитик компании "Тройка Диалог" Александр Котиков. Этим объясняется низкая инвестиционная привлекательность энергетики Дальнего Востока для частного бизнеса и выбор другой схемы реформирования энергетики региона: в отличие от других частей страны, где были созданы конкурирующие между собой частные генерирующие компании (ОГК и ТГК), в энергосистеме Востока с учетом региональной специфики было принято стратегически правильное решение о централизации энергетических активов.

Однако в то время как  в энергетику России приходили частные  инвесторы, в том числе иностранные, энергетические компании Дальнего Востока развивались исключительно за счет собственных и заемных средств.

Сегодня электроэнергетика  Дальнего Востока практически полностью  находится под контролем трех государственных компаний – ОАО "РАО Энергетические системы Востока" (холдинг, контролирующий тепловую генерацию, распределительные сети и сбыт), ОАО "ФСК ЕЭС" (магистральные электрические сети), ОАО "РусГидро" (крупные гидроэлектростанции).

"Серьезной проблемой  дальневосточной энергетики является  низкая энергетическая эффективность  в силу хронического недофинансирования  отрасли. Потери в электрических сетях в целом по Дальнему Востоку составляют 16,7 процента, тогда как в целом по стране средний уровень потерь находится на уровне 12 процентов. Износ энергетического оборудования на Дальнем Востоке уже сейчас превысил 60 процентов, на некоторых электростанциях до сих пор используется оборудование, введенное более 40 лет назад. Техническое состояние сетей не позволяет обеспечить надежное электроснабжение. Большое количество аварийных отключений происходит из-за перегруза линий, разрушения опорных изоляторов, прохождения циклонов. Также значительные расстояния определяют высокую долю топливной составляющей в тарифе, многие станции работают на дорогостоящем мазуте", – рассказывает директор Центра экономики электроэнергетики Института экономики естественных монополий Академии народного хозяйства при правительстве РФ Борис Файн.

Несмотря на все эти  трудности, энергетики решают задачу обеспечения  потребителей электроэнергией, однако средств, получаемых от операционной деятельности, хватает только на поддержание текущего состояния генерирующих мощностей и сетевого хозяйства. Средств на инвестиции в новое эффективное оборудование, развитие сетей, строительство подстанций нет.Преодоление существующих проблем возможно только путем комплексной, согласованной реализации целенаправленных инвестиционных программ ОАО "РАО ЭС Востока", ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "РусГидро".   

По объему ВВП Дальневосточный  федеральный округ занимает последнее, седьмое место в России. ВВП на единицу территории здесь в 17 раз ниже среднероссийского показателя.

Это стало результатом  быстрых темпов падения ВВП (в  два раза выше, чем на остальной  территории страны), а затем его  медленного увеличения (на треть ниже среднероссийского показателя). Сказались и высокие энерготарифы. Если в среднем по России они составляют 1,1 руб./кВт, то на Дальнем Востоке – 1,7 руб./кВт. Одна из причин этого заключается в том, что энергия вырабатывается на оборудовании, износ которого достигает 90 %. На увеличении себестоимости производства энергии отражается также размер средней зарплаты, который в этом регионе на треть выше с учетом северных и дальневосточных коэффициентов.

Кроме того, существуют большие  проблемы с транспортировкой топлива в отдаленные населенные пункты. Ведь процесс занимает подчас три года: сначала топливо доставляется до места перегрузки, затем по зимнику до ближайшей дороги или судоходной реки. За это время цены на топливо успевают значительно вырасти. Высокая транспортная составляющая при доставке энергоресурсов на Дальний Восток удорожает выработку энергии. Аналогичная ситуация сложилась с тарифами за теплоснабжение и жилищные услуги, которые соответственно в 2,2 и 2,4 раза выше среднероссийских.

В связи с этим возрастает роль государственных органов на местах, грамотно выстроенная стратегия  привлечения ресурсов как отечественных, так и иностранных инвесторов.

В 2012 году было образовано Министерство по развитию Дальнего Востока, которое  возглавил полномочный представитель  президента РФ по ДФО Виктор Ишаев.3 

В 2009 году была утверждена стратегия социально-экономического развития дальнего востока и байкальского региона на период до 2025 года.4

Проект Государственной  программы «Социально-экономическое  развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» находится на согласовании в министерствах и ведомствах. Об этом заявил на пресс-конференции в РИА Новости Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, сообщает корр. РИА ЕАОmedia со ссылкой на пресс-службу полпреда президента в ДФО. Программа предусматривает строительство ряда крупных промышленных, транспортных, энергетических и социальных объектов на территории ЕАО.

По словам министра к 2025 году планируется обеспечить рост инвестиций в регион до 340% и ежегодно строить по 15 млн кв. метров жилья. Также планируется повысить среднюю продолжительность жизни до 72,5 лет, увеличить население региона до 1,6 млн человек и сделать среднюю зарплату на 30% выше, чем в среднем по РФ.

Целью программы является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.

Задачами программы являются:

  • закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест;
  • снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;
  • реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы;

 

 Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться путем использования 3 групп индикаторов, характеризующих:

  1. динамику социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации;
  2. развитие соответствующих отраслей;
  3. эффективность реализации конкретных мероприятий Программы; 

Индикаторами 1-й  группы будут являться:

  • валовой региональный продукт; объем отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг); 
  • объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;
  • численность экономически активного населения;
  • уровень безработицы (рассчитанный по методологии Международной организации труда).

Индикаторами 2-й  группы будут являться:

  • в сфере топливно-энергетического комплекса: объем производства электрической энергии;
  • объем производства тепловой энергии; объем затрат на закупку привозного топлива;
  • в сфере транспортного комплекса: протяженность автомобильных дорог регионального и муниципального значения;
  • количество населенных пунктов, обеспеченных постоянной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием;
  • грузооборот транспорта по его видам;
  • в сфере водного хозяйства и охраны окружающей среды: увеличение степени обеспеченности промышленно-селитебных территорий системами инженерной защиты от наводнений и другого вредного воздействия вод;
  • в сфере связи: количество абонентов стационарной телефонной связи; количество пользователей сети Интернет;
  • объем принимаемой информации по сети Интернет;
  • количество принимаемых телевизионных каналов;
  • качество междугородной телефонной связи (задержка сигнала);
  • в сфере инженерной инфраструктуры: удельный вес площади населенных пунктов, оборудованных водопроводом;
  • объем воды, отпущенной всем потребителям;
  • удельный вес площади населенных пунктов, оборудованных канализацией;
  • в социальной сфере: обеспеченность населения койко-местами в стационарных учреждениях здравоохранения;
  • обеспеченность населения учебными местами в общеобразовательных учреждениях;
  • количество посещений театрально-зрелищных организаций;
  • доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом;
  • в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: количество перспективных научных разработок, передаваемых для внедрения в экономику региона;
  • степень использования результатов научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в принятых управленческих решениях.

Индикаторами 3-й  группы будут являться: 

  • количество рабочих мест, создаваемых за счет реализации конкретного мероприятия Программы;
  • вводимая мощность в соответствующих единицах;
  • увеличение валового регионального продукта соответствующего субъекта Российской Федерации в результате реализации мероприятия Программы;
  • увеличение доходной части бюджетной системы, в том числе доходов в федеральный и консолидированный бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации, в результате реализации мероприятия Программы.

В рамках будет проводиться  мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, осуществляемых Инвестиционным фондом Российской Федерации, а также развития особых экономических зон на территории Дальнего Востока и Забайкалья. При этом конкретный перечень индикаторов будет определяться отдельно по каждому инвестиционному проекту на этапе его разработки. 

В результате реализации мероприятий  Программы (с учетом реализации подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе") намечается достижение следующих основных показателей: создание 79,7 тыс. рабочих мест; увеличение валового регионального продукта в 2,2 раза;

  • увеличение объема отгруженной продукции в 2,8 раза;
  • увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 0,6 раза;
  • увеличение численности экономически активного населения в 1,05 раза;
  • снижение уровня безработицы (рассчитанного по методологии Международной организации труда) на 0,5 процентного пункта;
  • увеличение валового регионального продукта в результате реализации Программы к 2013 году составит 1555,9 млрд. рублей от уровня 2007 года;
  • Строительство дорог и линий электропередачи
  • Одна из задач – улучшение работы коммунальной инфраструктуры и ТЭК. Планируется осуществить комплекс мероприятий, который позволит обеспечить устойчивое водоснабжение города и нормативную очистку стоков. Сегодня система канализации Владивостока работает таким образом, что практически неочищенные стоки сбрасываются в бухту Золотой Рог.
  • Особое внимание будет уделено сокращению сетевых ограничений, оптимизации схемы энергогенерации, повышению эффективности использования электрической и тепловой энергии. Из внебюджетных источников будет привлечено почти 12 млрд руб., которые будут направлены на развитие ТЭКа.
  • Совместно с РАО «ЕЭС России» разработана программа модернизации и реконструкции электроэнергетики Дальнего Востока, которая в дальнейшем будет связана с энергетической системой Сибири. В настоящее время на Дальнем Востоке нет единой энергосистемы. На территории ДФО действуют в основном обособленные системы – Магаданская, Чукотская, Сахалинская и Камчатская. Лишь Приморский и Хабаровский края, а также Амурская область и Еврейская автономная область объединены в единую систему. Однако из нее не может осуществляться переток электроэнергии в единую энергосистему России.
  • Программа выстроена таким образом, чтобы к 2017 г. добиться выравнивания среднероссийского и дальневосточного тарифов. До этого момента населению будут выплачиваться субсидии по оплате электроэнергии. Однако не исключено, что выравнивание тарифов произойдет раньше – ориентировочно в 2014 г. Это возможно, так как имеющиеся в Дальневосточном ФО гидроресурсы используются лишь на 4 %, слабо задействованы запасы местного угля и газа. Предполагается, что в 2011–2012 гг. в большинство населенных пунктов придет газ. Также необходимо увеличить добычу угля, вернувшись к разработке заброшенных месторождений и начав освоение новых. Это предусмотрено и топливным балансом Дальнего Востока. Следует особо подчеркнуть, что развитие угольной промышленности будет осуществляться в рамках ГЧП.
  • Кроме того, в регионе имеются гидротермальные источники энергии. Избыточную электроэнергию предполагается поставлять в соседние страны, в частности в Китай. В Приморье планируется построить АЭС. Вырабатываемая ею электроэнергия будет использоваться для производства алюминия.

Руководство страны уделяет  особое внимание вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Так, своевременная  поддержка со стороны государства была оказана малому бизнесу и в период кризиса. Только за последние три года на поддержку и развитие предпринимательства Дальнего Востока в целях преодоления кризисных явлений и их последствий из бюджетов всех уровней было выделено более 3 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 1,4 млрд. рублей.

Развитие малого и среднего бизнеса является одной из базовых  основ эффективной рыночной экономики. Опыт развития многих стран показывает, что именно этот сегмент может  стать важным составляющим звеном в  поступательной динамике производства. Так, в большинстве развитых стран мира малые и средние предприятия являются работодателями более чем для 50% трудоспособного населения, а, например, в Италии и США – численность занятых составляет более 70% от работающего населения. При этом объем производства в этой сфере в указанных странах мира составляет до 60-70% валового национального продукта.

Тем не менее, к сожалению, темпы становления малого и среднего бизнеса и его эффективность весьма различаются как внутри страны в целом, так и в Дальневосточном федеральном округе. Так, например, по данным аппарата полпреда, в среднем по округу количество малых предприятий на 1 тыс. человек экономически активного населения составляет всего 25 единиц, в том числе микропредприятий – 16 единиц. Количество индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. человек экономически активного населения составляя всего лишь 57 человек. В тройку лидеров входят Сахалинская область, Приморский край и Магаданская область. Для сравнения, например, в Северо-Западном федеральном округе эти показатели в  среднем составляют: 34 - по малым предприятиям и 34 – по микропредприятиям, что в 1,5-2 раза выше, чем в ДФО.

Ключевая роль в развитии малого и среднего бизнеса принадлежит  органам исполнительной власти субъектов Федерации. Поскольку именно в их компетенции находится решение задач по устранению административных барьеров, в том числе и созданию благоприятной деловой среды.

Постепенно малое и  среднее предпринимательство продолжает повышать свою роль в структуре экономики округа. По данным территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, по отношению к 2007 году количество малых и средних предприятий выросло на 13,6% и составило 88,5 тыс. единиц. Число индивидуальных предпринимателей в округе за последние три года выросло более чем на 50 тыс. человек (33%) и в 2010 году составило 202,5 тыс. человек.

На сегодняшний день предприятия  малого и среднего бизнеса, а также  индивидуальные предприниматели обеспечивают около 30% занятости работников в округе по всем видам деятельности. Вклад в объём произведённого ВРП составляет от 2,5% в Чукотском автономном округе до 22,3% в Приморском крае.

Информация о работе Государственная политика в сфере развития Дальнего Востока