Государственная политика в сфере развития Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ государственной политики и планирования развития Дальнего Востока России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и принципы государственной политики;
- рассмотреть стратегические цели и главные задачи государственной политики в сфере развития Дальнего Востока России;
- изучить стратегические ориентиры и перспективы развития Дальнего Востока России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие государственной политики………………………………………….4
2. Программа социально-экономического развития Дальнего Востока……..8
3.Перспективы развития Дальнего Востока…………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

государственная политика в сфере ДВ.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, вклад  предприятия малого и среднего бизнеса  в бюджеты всех уровней в Дальневосточном  федеральном округе не превышает 18%. Малый и средний бизнес Дальнего Востока занят в основном в  сфере торговли (почти 40%), операциях с недвижимостью (16,8%), в строительстве (12,4%), обрабатывающих производствах (8,1%).

Для повышения эффективности  деятельности и социальной ответственности малого бизнеса на уровне субъектов Федерации органам исполнительной власти необходимо продолжать работу по совершенствованию как организационных, так и программных форм поддержки малого бизнеса. Стратегической целью проводимой работы должно быть увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса, рост их доли в основных показателях социально-экономического развития субъекта, причем, прежде всего в создании новых рабочих мест и увеличении налогооблагаемой базы. Члены Совета подчеркнули необходимость продолжить использование уже зарекомендовавших мер господдержки, таких как субсидирование процентных ставок по кредитам, выдача финансовых гарантий для получения кредитов и другие.  

По моему мнению, малый  бизнес должен с одной стороны  быть социально ответственен по отношению к собственным работникам - мотивирующая зарплата, соцпакет, соблюдение требований охраны труда и т.п. С другой стороны – он способен проявлять социальную ответственность и по отношению к окружающему себя обществу, населению территории, на которой работает.

3.Перспективы развития Дальнего Востока

Перспективы развития в условиях рынка связаны  с освоением новых природных  ресурсов и дальнейшим формированием  Южно-Якутского территориально-производственного  комплекса.

В перспективе  в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, в основе которого будет развиваться черная металлургия на базе коксующихся углей Южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового комплекса станет более мощной за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения — производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная, база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти, нефти Сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся  крупные месторождения олова  — Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен.

На восточном  участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока. Идет реконструкция порта. Введена паромная переправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино — Холмск.

Растет судоремонтная  и рыбоперерабатывающая промышленность.

В перспективе  намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной  тайги. Планируется заготовку древесины  довести до 6 млн. м3 (в основном ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

В настоящее  время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК, построен мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС.

Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне р. Алдан, севернее Станового хребта (на 80—100 км), недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 млн. т угля в год.

Вблизи угольного  бассейна находятся Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. т.

В бассейнах  рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

В зоне Южно-Якутского  минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие  залежи слюды, корунда, сланцев и  других полезных ископаемых.

Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магистрали дают железная дорога Вам  — Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского  бассейна в значительной своей части  будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через  крупный порт Восточный.

Однако освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока  требует огромных капиталовложений. Необходима поэтому приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение  иностранных инвестиций со стороны  в первую очередь соседних государств — Японки, Китая, Южной Кореи. В  настоящее время уже есть решение  о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов Сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о  демаркации государственной границы  по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов; будут создаваться  совместные предприятия. Создана свободная  экономическая зона «Находка», которая  успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.

Первоочередными экономическими задачами Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое  топливо, реконструкция их и наращивание  мощностей. В недалекой перспективе  эта проблема будет решаться за счет строительства магистрального газопроводе! от Ковыктинского месторождения-газа в Иркутской области на Дальний' Восток и в соседние государства — в Китай, Японию и др.

Наиболее  перспективным направлением в экономическом  развитии региона является развитие промышленности по добыче и переработке  природного сырья за счет конверсии  оборонного комплекса, предприятиями  которого перенасыщен регион. Поставлены задачи дальнейшего развития, рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, социологизации экономики за счет структурной перестройки, развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расширения транспортно-экономических связен с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной в регионе должна стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дальний Восток – территория возможностей, но ей нужен  особый подход. Чтобы региону выйти на траекторию развития России, он должен развиваться по опережающему графику, а не догоняющему. Чтобы Дальний Восток развивался эффективно, необходимо создать условия для привлечения больших инвестиций в промышленность, инновации, устранить энергетическую и транспортную изолированность региона и создать комфортные условия жизни.

В ходе исследования установилось, что стратегические приоритеты инновационного развития должны быть ориентированы, прежде всего, на человека. В конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, высшая цель которого – удовлетворение постоянно растущих потребностей населения страны. Качество жизни населения неразрывно связано с доступностью жилья, стоимостью его приобретения и содержания, с уровнем образования, здравоохранения.

Проанализировав стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года было установлено, что:

  • необходим контроль над осуществлением данных стратегий, что позволило бы выполнить, действительно, все поставленные задачи и соответственно достичь желаемого результата;
  • необходимо совершенствовать не только добывающие отрасли Дальневосточного федерального округа, но и особое внимание обратить на такие социальные отрасли как ЖКХ, здравоохранение, образование.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации № 480 от 15.04.1996 Федеральная целевая программа « Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2013 года».
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации №2094-р от 28.12.2009 «Стратегия социально экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года».
  3. «Стратегия развития регионов Дальнего Востока России».-М.: Московский научный фонд, 2005-207с.
  4. «Стратегия развития Дальневосточного отделения РАН до 2025 года» от 25.06.2010 г. № 29.
  5. Видяпин В.Ш., Степанов М.В. «Региональная экономика» - учеб. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007-666с.
  6. Гневко В.А., Рохчина В.Е. «Стратегический анализ социально-экономического развития регионов страны: принципы, основные направления, проблемы» - СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ,2004.-288с.
  7. Гохберг М.Я. « Федеральные округа Российской федерации: анализ, перспективы экономического развития» - М.: финансы и статистика, 2005.-356с.
  8. Гранберг А.Г. «Основы региональной экономики» / учеб.для вузов. - 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2004.-495с.
  9. Двас Г.В. «Региональная экономика: мотивационные аспекты и механизмы стратегического планирования», СПб.: Наука, 2008.- 234с.
  10. Егоров Н.Е. «Формирование и развитие инновационной системы Республики Саха (Якутия)» - СПб.: НПК «РОСТ», 2006.-168с.
  11. Жихаревич Б.С. «Стратегическое планировании в регионах и городах России» - СПб.: Леонтьевский центр, 2011.-192с.
  12. Кистанов В.В., Копылов Н.В. «Региональная экономика России» //под. ред. Кистанова Н.С., Серебрякова Г.В. М.: Финансы и статистика, 2009.-584с.
  13. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. «Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование» учебник.-4-е изд., перераб. и доп.- Москва: Экономика, 2011.-604с.
  14. Минакир П.А. «Экономика регионов России: Дальний Восток». М.: экономика, 2006.-848с.
  15. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др. «Региональная экономика» // под ред. проф. Т.Г. Морозовой. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2005.-472с.
  16. Рохчин В.В., Знаменская К.Н. « Стратегическое территориальное планирование в современной России». СПб.: ИРЭ РАН, 2005.-234с.
  17. Степанов М.В., Агапов Н.Н., Андришин М.В. « Пути формирования территориально-производственных комплексов Сибири и Дальнего Востока». – М.: ВЭПИ, 2009.-223с.
  18. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестерян Я.М. «Управление региональным хозяйством».- М.: КРОНУС, 2009.-400с.

 

1 Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика / В.В. Лобанов. - СПб.: Питер, 2005. – С . 67 – 69.

2 Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации / В.А. Козбаненко. - М.: Наука, 2005. – С. 45 – 47.

3 Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

4 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р

 


Информация о работе Государственная политика в сфере развития Дальнего Востока