Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение и анализ сущности государственной службы.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
Описание понятия государственной службы
Характеристика системы и видов государственной службы.
Исследование принципов построения и функционирования системы государственной службы.
Введение………………………………………………………………………3
Понятие государственной службы……………………………………….5
Система и виды государственной службы……………………………...11
Принципы построения и функционирования системы государственной службы………………………………………………………………….....16
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..22
Приложение…………………………………………………………………...24
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..22
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент государства. Государство как политически организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющие воздействия на весь ход и направленность общественных преобразований. Проводником государственного управления является государственная служба. Она выступает основным средством практической реализации задач и функций государства, обеспечивая функционирование его структур, создающих условия для нормальной жизнедеятельности общества и человека.
Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности, связанные с качеством государственного управления.
В настоящее время особое внимание в нашей стране уделяется развитию законодательства о государственной службе как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве.
Встала необходимость
повышения эффективности
Актуальность темы определяется тем, что
эффективное функционирование государственного
аппарата России, укомплектованного кадрами
надлежащей компетенции и высокой квалификации,
выступает одним из решающих факторов
устранения многих кризисных явлений
в жизни страны.
Цель курсовой работы – изучение и анализ сущности государственной службы.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
Объектом курсовой работы является государственная служба Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является сущность государственной службы.
Данная тема очень подробно освящена в современной специальной, периодической и научно – популярной литературе.
При исследовании в курсовой работе были использованы различные методы: сбор информации, индукция, дедукция, классификация, систематизация, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, структурный, институциональный, функциональный, графический, общенаучный, метод системного анализа,историко-правовой и нормативно-логический метод.
Курсовая работа состоит из содержания, введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
Возникновение государственной службы в России историки относят к концу XV - началу XVI в. «Именно на рубеже XV - XVI вв. сложилось единое централизованное российское государство. В процессе его формирования в повестку дня с объективной необходимостью был поставлен вопрос о создании такой системы государственной власти, которая отвечала бы общегосударственным интересам и обеспечивала успешное проведение правительственной политики во всех сферах жизни государства»2. Возникла общественная потребность в профессиональном аппарате, способном осуществлять функции централизованного государства.
Более пяти веков длится процесс институционализации российской государственной службы, формирование соответствующих правовых норм, этических ценностей и экономического поведения лиц, профессионально занимающихся государственным управлением1.
Черепанов В.В.2 считает, что следует различать теоретические и нормативные определения такого социального явления, как государственная служба. Они не вполне совпадают, но дополняют друг друга, раскрывая ту или иную грань этого понятия.
На сегодняшний день в науке существует множество различных подходов к трактовке данного понятия. Проблемой сущности государственной службы занимались и занимаются в основном юристы и социологи - А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Б.М. Лазарев, В.Н. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Е.В. Охотский, В.Л. Романов, А.И. Турчинов, В.Д. Граждан и другие ученые.
В научной и научно-популярной литературе типичными определениями термина «государственная служба» являются, например, следующие:
- механизм формирования,
реализации и
- инструмент и технология государственного управления, реализации функций государства;
- публичный
институт реализации
- единство
правового, социального и
- система государственных
органов, имеющих служащих для
выполнения государственных
- система
юридически регулируемой
- способ и форма реализации связей и отношений между государством, гражданским обществом и человеком;
- совокупность
процессов и процедур
- публично-правовое отношение между государством как работодателем и госслужащим как наемным работником;
- особый
вид профессиональной, управленческой
деятельности —
Встречаются и другие, менее обоснованные, определения понятия «государственная служба», в частности: «работа в государственных органах», «работа в аппаратах государственных органов» и т.д.
Таким образом, спектр определений очень широк. Все зависит от критериев оценки данного феномена, от подходов того или иного ученого к решению проблемы.
Из числа наиболее характерных и удачных понятийных формулировок государственной службы необходимо выделить две, сформулированные учеными РАГС при Президенте РФ:
- это деятельность
по выполнению в пределах
• это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах4.
Итак, понятие государственной службы многозначно, что создает определенные сложности как в теории, так и в практике государственно-служебных отношений. Приходится констатировать, что к настоящему времени у нас не сложилось единого подхода к теоретическому определению данного понятия.
Современное правовое
понимание государственной
Современная трактовка
понятия «государственная служба»
иная. К государственным служащим
относятся только те лица, которые,
находясь на должностях государственной
службы, выполняют функции
Впервые в постсоветское время правовое определение понятия «государственная служба» было дано в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 1995 года5. Статья 2 гласила: «Под государственной службой... понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». Как отмечает В.В. Черепанов6, это локаничное и строгое определение как бы поставило точку в дискуссии о сущности государственной службы в современной России. Законодатель, сделав выбор, акцентировал внимание на профессионально - деятельностной стороне государственной службы.
Вместе с тем законодатель (политическое руководство) не отвергает и институциональный подход к определению сущности административной власти. Так, в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., государственная служба (гл. 2) квалифицируется как комплексный - публичный, социальный, правовой, организационный - институт по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов.
В действующем законодательстве, например в Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», сохранен прежний концептуальный подход Закона 1995 г. и дается следующее нормативное определение государственной службы (ст. 1): «Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти... субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов РФ... лиц, замещающих государственные должности РФ; лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ...»7.
Для описания понятия
«государственная служба» необходимо
различать теоретические и
Таким образом,
государственная служба представляется
как публичный
В соответствии с действующим ФЗ «О системе государственной службы», основанном на конституционно-правовом принципе федерализма, выделяются:
Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ. Поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации.
Указанная выше
классификация видов
В соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей государственная служба может быть подразделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти
В специальной литературе признано подразделение государственной службы, в зависимости от характера деятельности государственных органов, на гражданскую и милитаризованную. Однако статьей 2 ФЗ «О системе государственной службы РФ» четко выделены следующие виды государственной службы:
«Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: