Государственное регулирование противодействия коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Коррупция является одной из наиболее опасных социальных явлений, поразивших большинство государств, в том числе образовавшихся после распада СССР. Не избежала этого и Россия, наравне с другими странами-участниками СНГ. О необходимости борьбы с коррупцией говорят и российские политики, и высшие государственные чиновники. Например, в своей программной речи на Втором Всероссийском Гражданском форме 22 января 2008 года в Москве Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д. Медведев сказал, что «борьба с коррупцией должна превратиться в национальную программу…». Проблеме борьбы с коррупцией посвящены и многочисленные публикации в периодической печати.

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennoe_regulirovanie_protivodeystvia_korrup-tsii.docx

— 58.51 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

Алтайский Государственный Аграрный Университет

Факультет: экономический

Кафедра: государственного, муниципального

и корпоративного управления

 

 

 

Курсовая работа на тему: государственное регулирование противодействия коррупции

 

 

 

 

Выполнил: Бронников Дмитрий Александрович 3курс

Факультет: экономический

Специальность: ГМУ заочной формы обучения

Шифр: 104017

Проверил: Жидких Е.И.

 

 

 

Барнаул 2015

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Коррупция является одной из наиболее опасных социальных явлений, поразивших большинство государств, в том числе образовавшихся после распада СССР. Не избежала этого и Россия, наравне с другими странами-участниками СНГ. О необходимости борьбы с коррупцией говорят и российские политики, и высшие государственные чиновники. Например, в своей программной речи на Втором Всероссийском Гражданском форме 22 января 2008 года в Москве Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д. Медведев сказал, что «борьба с коррупцией должна превратиться в национальную программу…». Проблеме борьбы с коррупцией посвящены и многочисленные публикации в периодической печати.

Вопросам противодействия коррупции посвящены работы С.В. Аленкина, Д.И. Аминова, С.В. Васильева, В.И. Гладких, А.И. Долговой, А.Ю. Зубкова, С.С. Сулакшина, С.М. Шахрая, В.В. Лунеева, Н.М. Казанцева, К.С. Соловьева и ряда других известных ученых. Однако, несмотря на наличие большого количества научных работ, посвященных этой теме, проблема правового регулирования противодействия коррупции исследована далеко не полностью.

В Российской Федерации предпринимались и предпринимаются определенные меры по противодействию коррупции, однако они, как показала практика, носили бессистемный характер и не принесли ожидаемого результата. Провозглашение начала активной борьбы с коррупцией зачастую являлось прекрасным «пиар-ходом», который позволял повысить рейтинг того или иного политика. До настоящего времени нет сколь-нибудь определенных программных документов (концепций, стратегий, национальных программ, проектов), направленных на системное изложение взглядов руководства страны на проблему противодействия коррупции, и действенных мер по ее преодолению. Не принимается Федеральный закон «О борьбе с коррупцией». Все это говорит о необходимости продолжения исследований в данной сфере.

Сегодня в России коррупция приобрела системный характер и ее невозможно победить только административными мерами. Она определяется в значительной степени неэффективностью государственного управления, особенностями общественного менталитета, спецификой политической культуры, неразвитостью гражданских институтов, призванных контролировать органы исполнительной власти. Это усугубляется тем, что постоянно меняются социально-экономические и политические условия жизни общества, что обновляет «коррупционное поле» социальных взаимодействий, вводя в него все новых и новых действующих лиц. Объекты и субъекты коррупционных отношений постоянно расширяются. С коррупцией сталкиваются практически все граждане, но выявляются и, соответственно, наказываются лишь единичные факты, что в итоге подрывает принцип неотвратимости наказания.

Очевидно, что выявление экономических причин и истоков коррупции, а также ее социально-экономических последствий могут определить основные концептуальные направления в ее противодействии. Именно это и предопределило выбор темы, логику и структуру данной работы.

Целью данной работы является изучение причин возникновения коррупции в современной России, а также определение роли государственного регулирования в противодействия коррупции.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выяснить, что такое коррупция и выделить основные аспекты правового регулирования коррупции.
  2. Определить круг проблем, повлекших за собой развитие коррупции в России.
  3. Раскрыть способы противодействия коррупции в Российской Федерации.

Глава 1

Определение коррупции, ее правовое регулирование в РФ

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция». В этой работе речь пойдет преимущественно о «государственной» коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом. Так как терминологически это не совсем точно, для таких лиц будут использованы словосочетания «государственный служащий», «чиновник» или «должностное лицо».

Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник - государственная казна, если не законен - то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник.

Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств (можно напомнить об использовавшемся термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции.

Чаще бывает по-другому. Ниже приведено несколько примеров, которые можно отнести к ситуациям, обычно описываемым термином «коррупция».

1. Когда командующий округом  строит себе дачу за счет  государственных средств (материалы, техника, военнослужащие), он действует не один и попадает в определенную зависимость от других лиц, вовлеченных в строительство и его обеспечение. Как правило, использовав свою власть для незаконного получения материальных благ, руководитель вынужден расплачиваться за это с «подельниками» незаконным продвижением по службе, премиями или другими способами. Эта ситуация ближе к общепринятому представлению о коррупции, потому что в ней участвует не один человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

2. Когда чиновник, обязанный по  закону принять определенное  решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.

3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

4. Наконец, бывают ситуации, когда  чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду - их не разоблачают.

Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции. Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше - должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни - кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых - изъять деньги и исчезнуть.

Правовое регулирование противодействия коррупции.

Применительно к коррупции право способно обеспечить наложение юридической ответственности на некий процент «мздоимцев и казнокрадов», устранить наиболее «узкие», т.е. коррупциогенные места в уже существующем регулировании общественных отношений и т.п. Это прямо признано в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»1 (далее - ФЗ-273). Пункты 4 и 5 ст. 3 названного закона требуют «комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер», а также «сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами» в деле противодействия коррупции. Перефразируя законодателя, эффективность правового противодействия коррупции прямо пропорциональна эффективности работы по минимизации ее причин.

И это оправданно, т.к. без работы над причинами коррупции правовое противодействие ей будет в той или иной степени избирательным (раз есть причины, то коррупционеры будут бесконечно «самовоспроизводиться»), а потому нести черты кампанейщины. В некоторой мере работа над причинами коррупции в категориях позитивного права охватываются словом «профилактика». Однако нельзя гиперболизировать профилактическую функцию права, но, в то же время, не следует и придавать ей второстепенное значение.

Полагая коррупцию социальным явлением, сплетенным из общественных отношений, надо прямо сказать: право объективно не годится для противодействия всему явлению, ему под силу только отдельные его проявления. Эти проявления должны соответствовать, по крайней мере, двум критериям:

  • достаточная распространенность (типичность), что является предпосылкой для выработки нормы права как универсального правила;

  • возможность закрепления их формы и (или) содержания в сложившейся в России юридической технике.

Несоответствие коррупционного явления этим критериям означает заведомую неэффективность правового регулирования и должно влечь применение не правовых мер борьбы (при условии серьезной опасности для социума), которые в сочетании с правовыми средствами должны обеспечить достижение цели противодействия коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Проблемы, приводящие к коррупции в России

Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия переживает сейчас не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе - негативным.

Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти-проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабно коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям.

К общим проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны не только России, но и большинству стран, находящихся в стадии модернизации, в первую очередь - переживающих переходный период от централизованной к рыночной экономике. Вот некоторые из этих проблем.

Информация о работе Государственное регулирование противодействия коррупции