Социальная сфера.
1. Коммерциализация части социальных
(в том числе – коммунальных) услуг, введение
в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный
рынок дефицитных услуг в нормальный рынок
услуг.
2. Расширение практики применения
современных методов осуществления социальных
выплат с помощью электронных средств
безналичного оборота уменьшает зависимость
граждан от усмотрения чиновников и тем
самым ограничивает низовую коррупцию.
3. Делегирование решения части
социальных задач институтам гражданского
общества (под областным контролем расходования
ресурсов) - одно из самых эффективных
средств противодействия низовой коррупции.
Общественные организации, получающие
по конкурсу и на условиях контракта право
на реализацию отдельных государственных
функций, более подвержены общественному
контролю, менее бюрократизированы. Кроме
того, они актуально направлены больше
на решение основной задачи, а не на
укрепление института, как это свойственно
бюрократическим системам. Teм самым решаются
сразу три важные задачи: ограничивается
низовая коррупция, повышается эффективность
реализации социальных функций государства,
возрастает доверие общества к власти.
Укрепление местного самоуправления.
Можно сильно потеснить низовую
коррупцию, введя реальную зависимость
системы предоставления основных услуг
населению от самого населения через его
влияние на формирование эффективного
местного самоуправления.
Однако местное самоуправление
должно развиваться параллельно борьбе
с коррупцией и организованной преступностью.
В противном случае местное самоуправление
попадет под контроль преступности.
Реформа исполнительной власти.
1. Получение населением информации
о танах, решениях и действиях властей.
Цель - налаживание общественного контроля
за властью Возможности населения получать
информацию должны обеспечиваться законодательно
предусмотренной обязанностью властей
предоставлять эту информацию и неукоснительными
санкциями за нарушение этих обязанностей.
2. Четкое разграничение функций
принятия решений, реализации решений,
контроля, предоставления услуг. Сейчас
многие правительственные ведомства совмещают
выполнение этих функций. Это не только
снижает эффективность управления, но
и способствует коррупции.
Повышение престижа государственной
службы.
Необходимо избавляться от
распространения вредного мифа - "воруют
все", создающего дополнительный благоприятный
фон для распространения коррупции. Средствам
массовой информации нужно помогать "отделять
зерна от плевел". Полезно введение
профессиональных конкурсов на низовом
уровне и корпоративных наград за честность
и профессионализм на среднем и высшем
уровнях бюрократии. Здесь могут быть
полезны как государственные усилия, так
и активность негосударственных организаций
Необходимо взаимодействие властей области,
представителей молодежного правительства
Калужской области и студентов КГПУ им
К.Э. Циолковского.
Пропаганда и образование.
В реализации этого комплекса
мер может принять эффективное участие
КГПУ им К.Э. Циолковского. Эти меры должны
реализовываться по следующим направлениям:
популяризация примеров успешных
антикоррупционных программ в других
странах;
борьба в средствах массовой
информации с мифом обреченности России
на коррупцию:
стимулирование деятельности
общественных организации. отслеживающих
случаи, практику и методологию коррупции.
: России и распространяющих полученную
ими информацию;
разработка, постоянное применение
и использование в средствах массовой
информации индексов уровня коррумпированности,
позволяющих сравнивать между собой регионы,
отрасли.
крупные предприятия, решения
ветвей власти и деятельность конкретных
их представителей.
создание системы "локальной
гласности" для информирования населения
о действиях наиболее "выдающихся представителей"
низовой коррупции (главным образом - силами
общественных организаций);
постоянное информирование
общества о ходе реализации антикоррупционной
программы (выпуск бюллетеней. информационных
материалов и т.п.).
Естественно ожидать, что реализация
антикоррупционной политики может встретить
сопротивление на разных уровнях административной
иерархии.
Нельзя утешать себя тем, что
повышение уровня коррупции всегда сопровождает
глобальные переходные процессы. Есть
страны, которые на стадии модернизации
пережили всплеск коррупции, но смогли
его побороть целенаправленными усилиями.
Но существуют и другие примеры - страны,
в которых реформы вызвали увеличение
коррупции, а отсутствие целенаправленной
и всесторонней борьбы с ней привело к
ее укоренению
Выбор за нами. Нам ясно, от чего
мы уходим. Но то, к чему мы придем, зависит
от совместных усилий по борьбе с коррупцией.
Заключение
Подводя итоги исследования
по изученной теме, считаю важным сделать
следующие выводы.
Во-первых, поставленные цели
нами достигнуты: было проведено исследование
теоретических и правовых аспектов регулирования
коррупции, дана оценка текущему состоянию
государственной политики в области противодействия
коррупции.
Во-вторых, на основании изученных
данных и международном опыте обозначены
ключевые моменты по совершенствованию
антикоррупционной политики.
Одной из серьезных проблем
на пути построения российского правового
государства является все возрастающая
коррупция. Она оказывает отрицательное
влияние на все стороны экономической,
политической, правовой и духовной жизни
государства и края, обостряет и без того
сложные проблемы переходного периода.
Необходимо отметить, что коррупция
существовала всегда, это предопределено
историческим развитием общества. Она
присутствует постоянно, поэтапно развивается
и совершенствуется. Однако долгие годы
реальная борьба с коррупцией в современной
России ограничивалась лишь декларациями
о необходимости борьбы с этим злом и созданием
различных общественных и государственных
комиссий по противодействию коррупции.
Термин «коррупция» происходит
от латинского слова «corrumpere" - подкупать
кого-либо деньгами или иными материальными
благами. Как и у всякого сложного явления,
у коррупции не существует единственного
всеобъемлющего определения. В научной,
учебной и публицистической литературе
существует огромное методологическое
разнообразие подходов к пониманию коррупции,
даются различные его трактовки.
Сегодня коррупция стала проявлять
себя в более устрашающих формах, без промедления
необходимо сосредоточить усилия на ограничении
сферы приложения ее проявлений, снижении
степени ее влияния, минимизации вредных
последствий, чтобы в конечном итоге свести
ее до приемлемого социально терпимого
уровня.
В сегодняшней России коррупция
проявляется в весьма разнообразных формах.
Со временем это многообразие расширяется,
появляются новые формы, которые еще не
имеют названия и точного описания. Влияние
коррупции столь велико, что она снижает
эффективность рыночной экономики, разрушает
существующие демократические институты,
подрывает доверие людей к правительству,
усугубляет политическое и экономическое
неравенство, порождает организованную
преступность, ставит под угрозу национальную
безопасность страны.
Коррупцию, однако, можно уменьшить
путем принятия комплексных мер по борьбе
с ней. Конечно же, ее нельзя устранить
за один день, но все-таки должны осуществляться
действия в этом направлении. Нельзя сказать,
что в России борьба с коррупцией идет
полным ходом, но, во всяком случае, эта
проблема выносится на обсуждение и разрабатываются
различные стратегии, что не маловажно.
Как нам представляется, в нашем
обществе не должно быть места для коррупции.
Добиться эффективного противодействия
этому явлению можно только объединив
усилия всех институтов гражданского
общества. Только так мы сможем реализовать
национальную идею вхождения в число наиболее
конкурентоспособных государств.
В целом можно сказать, что основным
приоритетом Национальной стратегии противодействия
коррупции является искоренение причин
и условий, порождающих коррупцию в российском
обществе, а ключевыми принципами ее реализации
- предупреждение и профилактика коррупции,
ужесточение уголовного преследования
лиц, совершивших коррупционные преступления.
Список литературы
О противодействии коррупции: Федеральный
закон Российской Федерации № 273 –ФЗ от
28 декабря 2008 г. [Текст] // Российская газета.
– 2008. – 30 декабря. - № 4823.
Российская юридическая энциклопедия
[Текст]/ Т.Е. Абова, С.А. Авакьян, А.Я. Сухарев.
– М.: Инфра, 2003. – 547 с.
Бочарников, И.В. Зарубежный
опыт противодействия коррупции [Текст]
/ И.В. Бочарников // Государственная власть
и местное самоуправление. – 2008. - № 9. –
С. 17-18.
Богданов, И.Я. Коррупция в России. Социально-экономические
и правовые аспекты [Текст] / Богданов И.Я.,
Калинин А.П. - М.: Логос, 2001. - с. 56.
[12] О
борьбе с коррупцией в системе государственной
службы: Указ Президента Российской Федерации
№ 361 от 4 апреля 1992 г. [Текст] // Российская
газета. – 1992. – 9 апреля. - № 557. - с. 5-6.
[13] Скобликов,
П.А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией
и организованной преступностью в современной
России [Текст] / П.А. Скобликов. – М.: Норма,
2008. – с. 178.
1 О противодействии
коррупции»: Федеральный закон от 25.12.2008
N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // СПС «Консультант
плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/