Государственное управление и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление:
является видом деятельности по осуществлению государственной власти, имеющим функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
является деятельностью исполнительно-распорядительного характера по исполнению законов и по принятию и исполнению подзаконных нормативных актов с использованием необходимых юридически властных полномочий;
имеет непрерывный (повседневный) и непосредственный характер;
является подзаконной деятельностью, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», вторичной по отношению к законодательной деятельности;
является прерогативой специальных субъектов, которые могут быть названы исполнительно-распорядительными органами государственной власти или органами государственного управления.

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 34.65 Кб (Скачать файл)

Государственное управление. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением

 

Государственное управление:

является видом деятельности по осуществлению государственной власти, имеющим функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

является деятельностью исполнительно-распорядительного характера по исполнению законов и по принятию и исполнению подзаконных нормативных актов с использованием необходимых юридически властных полномочий;

имеет непрерывный (повседневный) и непосредственный характер;

является подзаконной деятельностью, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», вторичной по отношению к законодательной деятельности;

является прерогативой специальных субъектов, которые могут быть названы исполнительно-распорядительными органами государственной власти или органами государственного управления.

Государственная власть триедина: законодательная, исполнительная, судебная.

Все эти ветви - ветви единого «дерева», имеющие различные властные функции, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Так реализуется система сдержек и противовесов. Каждой ветви соответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выражающие.

Исполнительная власть:

представляет собой относительно самостоятельную (в рамках своих функций) ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, непременный атрибут государственно-властного механизма;

имеет способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, имеет право и возможность подчинять своей воле различных (коллективных и индивидуальных) субъектов в государственно-организованном обществе, т.е. в общегосударственном масштабе;

реализуется чаще всего в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера (имеется в виду в основном правоприменение позитивного характера);

олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительно-распорядительной компетенцией, в непосредственном распоряжении которых находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и др.

Исполнительная власть в процессе ее реализации выступает как организованный институт. Это естественно, так как организация есть не что иное, как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого (например, субъектов управления, управляемых и др.), т.е. то, что составляет сущность управления. Организация означает, во-первых, что весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов. Во-вторых, этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. Организация, следовательно, обеспечивает упорядоченность управленческой работы.

Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности.

Вместе с тем, имея субъектное выражение, исполнительная власть не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность.

Таким образом, государственное управление - это вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

Принципы государственного управления и исполнительной власти подразделяются на две основные группы: общие социально-правовые и организационные.

Общие социально-правовые принципы носят общедемократический характер и распространяются на все отрасли и сферы государственного управления, независимо от уровня или места органа исполнительной власти, должностного положения государственного служащего.

К таким принципам относятся:

принцип народовластия, означающий, что народ является единственным источником власти и осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы власти;

принцип законности, заключающийся в обязательности соблюдения законов в государственном управлении, в его направленности на исполнение законов, на поддержание правопорядка, персональной ответственности за нарушение закона;

принцип разделения властей на законодательную, судебную, исполнительную и осуществления каждой ветвью власти своих функций в установленных пределах;

принцип федерализма - распределение компетенций между федеральными органами и органами субъектов федерации;

принцип гласности, открытости, обязательности опубликования законов и подзаконных нормативных актов управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека;

принцип приоритета и гарантированности прав личности как высшей социальной ценности, защиты их от произвола органов государства и должностных лиц.

Организационные принципы определяют исходные начала организации и функционирования аппарата государственного управления. К ним относятся:

сочетание отраслевых, территориальных, линейных и функциональных начал;

сочетание централизации и децентрализации;

сочетание единоначалия и коллегиальности;

рациональное распределение подведомственности и полномочий между органами исполнительной власти и их должностными лицами;

ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за результаты управленческой деятельности.

 

 

Государственное управление – является составной частью управления в целом. Вообще государственное управление – это тот термин, который являлся доминирующим с начала октябрьской революции и до 1993 г.

Существуют разные точки зрения по поводу соотношения исполнительной власти и государственной власти.

Признаки исполнительной власти:

1.  исполнительная власть является самостоятельной ветвью единой государственной власти, самостоятельность характеризуется тем, что другие органы не в праве вмешиваться в хозяйственно-исполнительную деятельность этой ветви (система сдержек и противовесов);

2.  исполнительная власть обладает функционально-компетенционной самостоятельностью, эта компетенция связана с правоисполнительством: вся система исполнительной власти разбита на подразделения и имеет свои функции;

3.  исполнительная власть реализуется в строго определённой форме;

4.  исполнительная власть по своему характеру является правоисполнительной и правоприменительной. Органы исполнительной власти наделены правотворческой деятельностью, правом подзаконного нормотворчества.

5.  исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, эти субъекты наделены государственно-властными полномочиями;

6.  исполнительная власть обладает всеми существенными атрибутами, характеризующими власть: финансы, коммуникации (связь, дороги), все военизированные специальные подразделения (армия, милиция, уголовно-исполнительная система);

7.  исполнительная власть в процессе реализации функций выступает как единый организованный институт.

Можно выделить 5 ветвей власти: исполнительную, законодательную, судебную, президентскую, контрольно-надзорную

 

 

Ïîíÿòèå ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ

Ê îïðåäåëåíèþ ïîíÿòèÿ «ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå» ìîæ-

íî ïîäõîäèòü ñ ðàçíûõ òî÷åê çðåíèÿ. Èíîãäà óïðàâëåíèå îïðå-

äåëÿåòñÿ êàê òàêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ íå

ÿâëÿåòñÿ íè ïðàâîñóäèåì, íè çàêîíîòâîð÷åñòâîì. Êëàññè÷åñêàÿ

æå äåôèíèöèÿ îïðåäåëÿåò óïðàâëåíèå êàê äåÿòåëüíîñòü ãîñó-

äàðñòâà èëè äðóãèõ ñóáúåêòîâ ãîñóäàðñòâåííîé (ïóáëè÷íîé)

âëàñòè, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ âíå ãðàíèö çàêîíîòâîð÷åñòâà è

ïðàâîñóäèÿ. Ýòî òàê íàçûâàåìîå íåãàòèâíîå îïðåäåëåíèå ãîñó-

äàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ âûäåëÿåò è ñâÿçûâàåò âîåäèíî òàêèå

ÿâëåíèÿ è èíñòèòóòû, êàê ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå è ïðàâè-

òåëüñòâî â êà÷åñòâå èñïîëíèòåëüíîãî îðãàíà åäèíîé ãîñóäàðñò-

âåííîé âëàñòè (à òàêæå äðóãèõ îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè)

è îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ðåàëèçóþùèõ â îïðåäå-

ëåííîì îáúåìå ôóíêöèè ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ (äëÿ ÷å-

ãî ãîñóäàðñòâî äåëåãèðóåò èì íåîáõîäèìûå ïîëíîìî÷èÿ).

Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ÷ðåçâû÷àé-

íî ñëîæíóþ äèíàìè÷åñêóþ ñèñòåìó, êàæäûé ýëåìåíò êîòîðîé

ïåðåäàåò, âîñïðèíèìàåò è ïðåîáðàçóåò ðåãóëèðóþùèå âîçäåéñò-

âèÿ òàêèì îáðàçîì, ÷òî îíè óïîðÿäî÷èâàþò îáùåñòâåííóþ

32 Ðàçäåë I. Ãîñóäàðñòâåííîå  óïðàâëåíèå, èñïîëíèòåëüíàÿ âëàñòü

æèçíü. Ïðèçíàêó ñèñòåìíîñòè ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ â

ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðå

1

óäåëÿåòñÿ îñîáîå âíèìàíèå, òàê êàê â

ýòó äåÿòåëüíîñòü âîâëå÷åíû ìèëëèîíû óïðàâëåíöåâ (ãîñóäàðñò-

âåííûõ ñëóæàùèõ è äîëæíîñòíûõ ëèö), ïðèíèìàþùèõ è èñïîë-

íÿþùèõ ïðàâîâûå àêòû óïðàâëåíèÿ, à òàêæå ãðàæäàí è, êðîìå

òîãî, êîëîññàëüíûå ôèíàíñîâûå, îðãàíèçàöèîííûå, ìàòåðèàëü-

íûå è ÷åëîâå÷åñêèå ðåñóðñû. Ñèñòåìíîñòü ãîñóäàðñòâåííîãî

óïðàâëåíèÿ îáåñïå÷èâàåò äîñòèæåíèå ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ è êà-

÷åñòâåííîå îñóùåñòâëåíèå óïðàâëåí÷åñêèõ ôóíêöèé, èáî îíà

ñâÿçûâàåò â åäèíîå öåëîå ñ ïîìîùüþ óïðàâëÿþùåãî âîçäåéñòâèÿ

(ïðÿìûõ è îáðàòíûõ ñâÿçåé) ñóáúåêòîâ è îáúåêòîâ óïðàâëåíèÿ.

Âñå îïðåäåëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ ñîäåðæàò

óêàçàíèå íà åãî ãëàâíîå ñîäåðæàíèå — öåëåíàïðàâëåííîå ïðàê-

òè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ãîñóäàðñòâà íà îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ

äëÿ óïîðÿäî÷åíèÿ, îðãàíèçàöèè ñîîòâåòñòâóþùåé ñèñòåìû è

îêàçàíèÿ íà íåå ðåãóëèðóþùåãî âëèÿíèÿ, ò. å. îáåñïå÷åíèÿ åå

äîëæíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ è âîçìîæíîãî èçìåíåíèÿ. Íåîá-

õîäèìî îòìåòèòü, ÷òî òàêîå âîçäåéñòâèå îáåñïå÷èâàåòñÿ èìåííî

ñèëîé ãîñóäàðñòâà, ò. å. âëàñòíûì õàðàêòåðîì èñïîëüçóåìûõ â

ïðîöåññå óïðàâëåíèÿ ìåòîäîâ è ñðåäñòâ. Ã. Â. Àòàìàí÷óê óêàçû-

âàåò íà òðè îáÿçàòåëüíûõ ñâîéñòâà ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëå-

íèÿ: 1) óïðàâëåí÷åñêîå âîçäåéñòâèå îïèðàåòñÿ íà ñèëó ãîñóäàð-

ñòâåííîé âëàñòè; 2) ðàñïðîñòðàíåííîñòü ãîñóäàðñòâåííîãî

óïðàâëåíèÿ íà âñå îáùåñòâî (åãî âñåîáùíîñòü); 3) ñèñòåì-

íîñòü

2

.

Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå ïðèçâàíî îñóùåñòâëÿòü èñïîë-

íèòåëüíóþ âëàñòü. Ñ îðãàíèçàöèîííîé òî÷êè çðåíèÿ ãîñóäàðñò-

âåííîå óïðàâëåíèå — ýòî âëàñòíîå óïîðÿäî÷èâàþùåå âîçäåéñòâèå

ñóáúåêòà óïðàâëåíèÿ (ãîñóäàðñòâà è åãî ñïåöèàëüíûõ îðãàíîâ

ëèáî äîëæíîñòíûõ ëèö) íà îáúåêòû óïðàâëåíèÿ (îáùåñòâî, ãðà-

æäàí è ïðî÷.). Áîëåå êîíêðåòíî — ýòî öåëåíàïðàâëåííàÿ îðãà-

íèçóþùàÿ, ïîäçàêîííàÿ, èñïîëíèòåëüíî-ðàñïîðÿäèòåëüíàÿ è

ðåãóëèðóþùàÿ äåÿòåëüíîñòü ñèñòåìû îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé

èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, îñóùåñòâëÿþùèõ ôóíêöèè ãîñóäàðñò-

âåííîãî óïðàâëåíèÿ (îáóñëîâëåííûå ôóíêöèÿìè ñàìîãî ãîñó-

äàðñòâà) íà îñíîâå è âî èñïîëíåíèå çàêîíîâ â ðàçëè÷íûõ îòðàñ-

ëÿõ è ñôåðàõ ñîöèàëüíî-êóëüòóðíîãî, õîçÿéñòâåííîãî è àäìè-

íèñòðàòèâíî-ïîëèòè÷åñêîãî ñòðîèòåëüñòâà

 

 

Ïîíÿòèå ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ

Ê îïðåäåëåíèþ ïîíÿòèÿ «ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå» ìîæ-

íî ïîäõîäèòü ñ ðàçíûõ òî÷åê çðåíèÿ. Èíîãäà óïðàâëåíèå îïðå-

äåëÿåòñÿ êàê òàêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ íå

ÿâëÿåòñÿ íè ïðàâîñóäèåì, íè çàêîíîòâîð÷åñòâîì. Êëàññè÷åñêàÿ

æå äåôèíèöèÿ îïðåäåëÿåò óïðàâëåíèå êàê äåÿòåëüíîñòü ãîñó-

äàðñòâà èëè äðóãèõ ñóáúåêòîâ ãîñóäàðñòâåííîé (ïóáëè÷íîé)

âëàñòè, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ âíå ãðàíèö çàêîíîòâîð÷åñòâà è

ïðàâîñóäèÿ. Ýòî òàê íàçûâàåìîå íåãàòèâíîå îïðåäåëåíèå ãîñó-

äàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ âûäåëÿåò è ñâÿçûâàåò âîåäèíî òàêèå

ÿâëåíèÿ è èíñòèòóòû, êàê ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå è ïðàâè-

òåëüñòâî â êà÷åñòâå èñïîëíèòåëüíîãî îðãàíà åäèíîé ãîñóäàðñò-

âåííîé âëàñòè (à òàêæå äðóãèõ îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè)

è îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ðåàëèçóþùèõ â îïðåäå-

ëåííîì îáúåìå ôóíêöèè ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ (äëÿ ÷å-

ãî ãîñóäàðñòâî äåëåãèðóåò èì íåîáõîäèìûå ïîëíîìî÷èÿ).

Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ÷ðåçâû÷àé-

íî ñëîæíóþ äèíàìè÷åñêóþ ñèñòåìó, êàæäûé ýëåìåíò êîòîðîé

ïåðåäàåò, âîñïðèíèìàåò è ïðåîáðàçóåò ðåãóëèðóþùèå âîçäåéñò-

âèÿ òàêèì îáðàçîì, ÷òî îíè óïîðÿäî÷èâàþò îáùåñòâåííóþ

32 Ðàçäåë I. Ãîñóäàðñòâåííîå  óïðàâëåíèå, èñïîëíèòåëüíàÿ âëàñòü

æèçíü. Ïðèçíàêó ñèñòåìíîñòè ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ â

ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðå

1

óäåëÿåòñÿ îñîáîå âíèìàíèå, òàê êàê â

ýòó äåÿòåëüíîñòü âîâëå÷åíû ìèëëèîíû óïðàâëåíöåâ (ãîñóäàðñò-

âåííûõ ñëóæàùèõ è äîëæíîñòíûõ ëèö), ïðèíèìàþùèõ è èñïîë-

íÿþùèõ ïðàâîâûå àêòû óïðàâëåíèÿ, à òàêæå ãðàæäàí è, êðîìå

òîãî, êîëîññàëüíûå ôèíàíñîâûå, îðãàíèçàöèîííûå, ìàòåðèàëü-

íûå è ÷åëîâå÷åñêèå ðåñóðñû. Ñèñòåìíîñòü ãîñóäàðñòâåííîãî

óïðàâëåíèÿ îáåñïå÷èâàåò äîñòèæåíèå ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ è êà-

÷åñòâåííîå îñóùåñòâëåíèå óïðàâëåí÷åñêèõ ôóíêöèé, èáî îíà

ñâÿçûâàåò â åäèíîå öåëîå ñ ïîìîùüþ óïðàâëÿþùåãî âîçäåéñòâèÿ

(ïðÿìûõ è îáðàòíûõ ñâÿçåé) ñóáúåêòîâ è îáúåêòîâ óïðàâëåíèÿ.

Âñå îïðåäåëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ ñîäåðæàò

óêàçàíèå íà åãî ãëàâíîå ñîäåðæàíèå — öåëåíàïðàâëåííîå ïðàê-

òè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ãîñóäàðñòâà íà îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ

äëÿ óïîðÿäî÷åíèÿ, îðãàíèçàöèè ñîîòâåòñòâóþùåé ñèñòåìû è

îêàçàíèÿ íà íåå ðåãóëèðóþùåãî âëèÿíèÿ, ò. å. îáåñïå÷åíèÿ åå

äîëæíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ è âîçìîæíîãî èçìåíåíèÿ. Íåîá-

õîäèìî îòìåòèòü, ÷òî òàêîå âîçäåéñòâèå îáåñïå÷èâàåòñÿ èìåííî

ñèëîé ãîñóäàðñòâà, ò. å. âëàñòíûì õàðàêòåðîì èñïîëüçóåìûõ â

ïðîöåññå óïðàâëåíèÿ ìåòîäîâ è ñðåäñòâ. Ã. Â. Àòàìàí÷óê óêàçû-

âàåò íà òðè îáÿçàòåëüíûõ ñâîéñòâà ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëå-

íèÿ: 1) óïðàâëåí÷åñêîå âîçäåéñòâèå îïèðàåòñÿ íà ñèëó ãîñóäàð-

ñòâåííîé âëàñòè; 2) ðàñïðîñòðàíåííîñòü ãîñóäàðñòâåííîãî

óïðàâëåíèÿ íà âñå îáùåñòâî (åãî âñåîáùíîñòü); 3) ñèñòåì-

íîñòü

2

.

Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå ïðèçâàíî îñóùåñòâëÿòü èñïîë-

íèòåëüíóþ âëàñòü. Ñ îðãàíèçàöèîííîé òî÷êè çðåíèÿ ãîñóäàðñò-

Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть