Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:16, контрольная работа
Государственное управление:
является видом деятельности по осуществлению государственной власти, имеющим функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
является деятельностью исполнительно-распорядительного характера по исполнению законов и по принятию и исполнению подзаконных нормативных актов с использованием необходимых юридически властных полномочий;
имеет непрерывный (повседневный) и непосредственный характер;
является подзаконной деятельностью, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», вторичной по отношению к законодательной деятельности;
является прерогативой специальных субъектов, которые могут быть названы исполнительно-распорядительными органами государственной власти или органами государственного управления.
Государственное управление. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением
Государственное управление:
является видом деятельности по осуществлению государственной власти, имеющим функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
является деятельностью исполнительно-
имеет непрерывный (повседневный) и непосредственный характер;
является подзаконной деятельностью, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», вторичной по отношению к законодательной деятельности;
является прерогативой специальных
субъектов, которые могут быть названы
исполнительно-
Государственная власть триедина: законодательная, исполнительная, судебная.
Все эти ветви - ветви единого «дерева», имеющие различные властные функции, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Так реализуется система сдержек и противовесов. Каждой ветви соответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выражающие.
Исполнительная власть:
представляет собой относительно самостоятельную (в рамках своих функций) ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, непременный атрибут государственно-властного механизма;
имеет способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, имеет право и возможность подчинять своей воле различных (коллективных и индивидуальных) субъектов в государственно-организованном обществе, т.е. в общегосударственном масштабе;
реализуется чаще всего в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера (имеется в виду в основном правоприменение позитивного характера);
олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительно-распорядительной компетенцией, в непосредственном распоряжении которых находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и др.
Исполнительная власть в процессе ее реализации выступает как организованный институт. Это естественно, так как организация есть не что иное, как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого (например, субъектов управления, управляемых и др.), т.е. то, что составляет сущность управления. Организация означает, во-первых, что весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов. Во-вторых, этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. Организация, следовательно, обеспечивает упорядоченность управленческой работы.
Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности.
Вместе с тем, имея субъектное выражение, исполнительная власть не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность.
Таким образом, государственное управление - это вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.
Принципы государственного управления и исполнительной власти подразделяются на две основные группы: общие социально-правовые и организационные.
Общие социально-правовые принципы носят общедемократический характер и распространяются на все отрасли и сферы государственного управления, независимо от уровня или места органа исполнительной власти, должностного положения государственного служащего.
К таким принципам относятся:
принцип народовластия, означающий, что народ является единственным источником власти и осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы власти;
принцип законности, заключающийся в обязательности соблюдения законов в государственном управлении, в его направленности на исполнение законов, на поддержание правопорядка, персональной ответственности за нарушение закона;
принцип разделения властей на законодательную, судебную, исполнительную и осуществления каждой ветвью власти своих функций в установленных пределах;
принцип федерализма - распределение компетенций между федеральными органами и органами субъектов федерации;
принцип гласности, открытости, обязательности опубликования законов и подзаконных нормативных актов управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека;
принцип приоритета и гарантированности прав личности как высшей социальной ценности, защиты их от произвола органов государства и должностных лиц.
Организационные принципы определяют исходные начала организации и функционирования аппарата государственного управления. К ним относятся:
сочетание отраслевых, территориальных, линейных и функциональных начал;
сочетание централизации и децентрализации;
сочетание единоначалия и коллегиальности;
рациональное распределение подведомственности и полномочий между органами исполнительной власти и их должностными лицами;
ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за результаты управленческой деятельности.
Государственное управление – является составной частью управления в целом. Вообще государственное управление – это тот термин, который являлся доминирующим с начала октябрьской революции и до 1993 г.
Существуют разные точки зрения по поводу соотношения исполнительной власти и государственной власти.
Признаки исполнительной власти:
1. исполнительная власть является самостоятельной ветвью единой государственной власти, самостоятельность характеризуется тем, что другие органы не в праве вмешиваться в хозяйственно-исполнительную деятельность этой ветви (система сдержек и противовесов);
2. исполнительная власть обладает функционально-компетенционной самостоятельностью, эта компетенция связана с правоисполнительством: вся система исполнительной власти разбита на подразделения и имеет свои функции;
3. исполнительная власть реализуется в строго определённой форме;
4. исполнительная власть по своему характеру является правоисполнительной и правоприменительной. Органы исполнительной власти наделены правотворческой деятельностью, правом подзаконного нормотворчества.
5. исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, эти субъекты наделены государственно-властными полномочиями;
6. исполнительная власть обладает всеми существенными атрибутами, характеризующими власть: финансы, коммуникации (связь, дороги), все военизированные специальные подразделения (армия, милиция, уголовно-исполнительная система);
7. исполнительная власть в процессе реализации функций выступает как единый организованный институт.
Можно выделить 5 ветвей власти: исполнительную, законодательную, судебную, президентскую, контрольно-надзорную
Ïîíÿòèå ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ
Ê îïðåäåëåíèþ ïîíÿòèÿ «ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå» ìîæ-
íî ïîäõîäèòü ñ ðàçíûõ òî÷åê çðåíèÿ. Èíîãäà óïðàâëåíèå îïðå-
äåëÿåòñÿ êàê òàêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ íå
ÿâëÿåòñÿ íè ïðàâîñóäèåì, íè çàêîíîòâîð÷åñòâîì. Êëàññè÷åñêàÿ
æå äåôèíèöèÿ îïðåäåëÿåò óïðàâëåíèå êàê äåÿòåëüíîñòü ãîñó-
äàðñòâà èëè äðóãèõ ñóáúåêòîâ ãîñóäàðñòâåííîé (ïóáëè÷íîé)
âëàñòè, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ âíå ãðàíèö çàêîíîòâîð÷åñòâà è
ïðàâîñóäèÿ. Ýòî òàê íàçûâàåìîå íåãàòèâíîå îïðåäåëåíèå ãîñó-
äàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ âûäåëÿåò è ñâÿçûâàåò âîåäèíî òàêèå
ÿâëåíèÿ è èíñòèòóòû, êàê ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå è ïðàâè-
òåëüñòâî â êà÷åñòâå èñïîëíèòåëüíîãî îðãàíà åäèíîé ãîñóäàðñò-
âåííîé âëàñòè (à òàêæå äðóãèõ îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè)
è îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ðåàëèçóþùèõ â îïðåäå-
ëåííîì îáúåìå ôóíêöèè ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ (äëÿ ÷å-
ãî ãîñóäàðñòâî äåëåãèðóåò èì íåîáõîäèìûå ïîëíîìî÷èÿ).
Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ÷ðåçâû÷àé-
íî ñëîæíóþ äèíàìè÷åñêóþ ñèñòåìó, êàæäûé ýëåìåíò êîòîðîé
ïåðåäàåò, âîñïðèíèìàåò è ïðåîáðàçóåò ðåãóëèðóþùèå âîçäåéñò-
âèÿ òàêèì îáðàçîì, ÷òî îíè óïîðÿäî÷èâàþò îáùåñòâåííóþ
32 Ðàçäåë I. Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå, èñïîëíèòåëüíàÿ âëàñòü
æèçíü. Ïðèçíàêó ñèñòåìíîñòè ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ â
ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðå
1
óäåëÿåòñÿ îñîáîå âíèìàíèå, òàê êàê â
ýòó äåÿòåëüíîñòü âîâëå÷åíû ìèëëèîíû óïðàâëåíöåâ (ãîñóäàðñò-
âåííûõ ñëóæàùèõ è äîëæíîñòíûõ ëèö), ïðèíèìàþùèõ è èñïîë-
íÿþùèõ ïðàâîâûå àêòû óïðàâëåíèÿ, à òàêæå ãðàæäàí è, êðîìå
òîãî, êîëîññàëüíûå ôèíàíñîâûå, îðãàíèçàöèîííûå, ìàòåðèàëü-
íûå è ÷åëîâå÷åñêèå ðåñóðñû. Ñèñòåìíîñòü ãîñóäàðñòâåííîãî
óïðàâëåíèÿ îáåñïå÷èâàåò äîñòèæåíèå ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ è êà-
÷åñòâåííîå îñóùåñòâëåíèå óïðàâëåí÷åñêèõ ôóíêöèé, èáî îíà
ñâÿçûâàåò â åäèíîå öåëîå ñ ïîìîùüþ óïðàâëÿþùåãî âîçäåéñòâèÿ
(ïðÿìûõ è îáðàòíûõ ñâÿçåé) ñóáúåêòîâ è îáúåêòîâ óïðàâëåíèÿ.
Âñå îïðåäåëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ ñîäåðæàò
óêàçàíèå íà åãî ãëàâíîå ñîäåðæàíèå — öåëåíàïðàâëåííîå ïðàê-
òè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ãîñóäàðñòâà íà îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ
äëÿ óïîðÿäî÷åíèÿ, îðãàíèçàöèè ñîîòâåòñòâóþùåé ñèñòåìû è
îêàçàíèÿ íà íåå ðåãóëèðóþùåãî âëèÿíèÿ, ò. å. îáåñïå÷åíèÿ åå
äîëæíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ è âîçìîæíîãî èçìåíåíèÿ. Íåîá-
õîäèìî îòìåòèòü, ÷òî òàêîå âîçäåéñòâèå îáåñïå÷èâàåòñÿ èìåííî
ñèëîé ãîñóäàðñòâà, ò. å. âëàñòíûì õàðàêòåðîì èñïîëüçóåìûõ â
ïðîöåññå óïðàâëåíèÿ ìåòîäîâ è ñðåäñòâ. Ã. Â. Àòàìàí÷óê óêàçû-
âàåò íà òðè îáÿçàòåëüíûõ ñâîéñòâà ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëå-
íèÿ: 1) óïðàâëåí÷åñêîå âîçäåéñòâèå îïèðàåòñÿ íà ñèëó ãîñóäàð-
ñòâåííîé âëàñòè; 2) ðàñïðîñòðàíåííîñòü ãîñóäàðñòâåííîãî
óïðàâëåíèÿ íà âñå îáùåñòâî (åãî âñåîáùíîñòü); 3) ñèñòåì-
íîñòü
2
.
Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå ïðèçâàíî îñóùåñòâëÿòü èñïîë-
íèòåëüíóþ âëàñòü. Ñ îðãàíèçàöèîííîé òî÷êè çðåíèÿ ãîñóäàðñò-
âåííîå óïðàâëåíèå — ýòî âëàñòíîå óïîðÿäî÷èâàþùåå âîçäåéñòâèå
ñóáúåêòà óïðàâëåíèÿ (ãîñóäàðñòâà è åãî ñïåöèàëüíûõ îðãàíîâ
ëèáî äîëæíîñòíûõ ëèö) íà îáúåêòû óïðàâëåíèÿ (îáùåñòâî, ãðà-
æäàí è ïðî÷.). Áîëåå êîíêðåòíî — ýòî öåëåíàïðàâëåííàÿ îðãà-
íèçóþùàÿ, ïîäçàêîííàÿ, èñïîëíèòåëüíî-ðàñïîðÿäèòåëüíàÿ è
ðåãóëèðóþùàÿ äåÿòåëüíîñòü ñèñòåìû îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé
èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, îñóùåñòâëÿþùèõ ôóíêöèè ãîñóäàðñò-
âåííîãî óïðàâëåíèÿ (îáóñëîâëåííûå ôóíêöèÿìè ñàìîãî ãîñó-
äàðñòâà) íà îñíîâå è âî èñïîëíåíèå çàêîíîâ â ðàçëè÷íûõ îòðàñ-
ëÿõ è ñôåðàõ ñîöèàëüíî-êóëüòóðíîãî, õîçÿéñòâåííîãî è àäìè-
íèñòðàòèâíî-ïîëèòè÷åñêîãî ñòðîèòåëüñòâà
Ïîíÿòèå ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ
Ê îïðåäåëåíèþ ïîíÿòèÿ «ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå» ìîæ-
íî ïîäõîäèòü ñ ðàçíûõ òî÷åê çðåíèÿ. Èíîãäà óïðàâëåíèå îïðå-
äåëÿåòñÿ êàê òàêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ íå
ÿâëÿåòñÿ íè ïðàâîñóäèåì, íè çàêîíîòâîð÷åñòâîì. Êëàññè÷åñêàÿ
æå äåôèíèöèÿ îïðåäåëÿåò óïðàâëåíèå êàê äåÿòåëüíîñòü ãîñó-
äàðñòâà èëè äðóãèõ ñóáúåêòîâ ãîñóäàðñòâåííîé (ïóáëè÷íîé)
âëàñòè, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ âíå ãðàíèö çàêîíîòâîð÷åñòâà è
ïðàâîñóäèÿ. Ýòî òàê íàçûâàåìîå íåãàòèâíîå îïðåäåëåíèå ãîñó-
äàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ âûäåëÿåò è ñâÿçûâàåò âîåäèíî òàêèå
ÿâëåíèÿ è èíñòèòóòû, êàê ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå è ïðàâè-
òåëüñòâî â êà÷åñòâå èñïîëíèòåëüíîãî îðãàíà åäèíîé ãîñóäàðñò-
âåííîé âëàñòè (à òàêæå äðóãèõ îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè)
è îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ðåàëèçóþùèõ â îïðåäå-
ëåííîì îáúåìå ôóíêöèè ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ (äëÿ ÷å-
ãî ãîñóäàðñòâî äåëåãèðóåò èì íåîáõîäèìûå ïîëíîìî÷èÿ).
Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ÷ðåçâû÷àé-
íî ñëîæíóþ äèíàìè÷åñêóþ ñèñòåìó, êàæäûé ýëåìåíò êîòîðîé
ïåðåäàåò, âîñïðèíèìàåò è ïðåîáðàçóåò ðåãóëèðóþùèå âîçäåéñò-
âèÿ òàêèì îáðàçîì, ÷òî îíè óïîðÿäî÷èâàþò îáùåñòâåííóþ
32 Ðàçäåë I. Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå, èñïîëíèòåëüíàÿ âëàñòü
æèçíü. Ïðèçíàêó ñèñòåìíîñòè ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ â
ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðå
1
óäåëÿåòñÿ îñîáîå âíèìàíèå, òàê êàê â
ýòó äåÿòåëüíîñòü âîâëå÷åíû ìèëëèîíû óïðàâëåíöåâ (ãîñóäàðñò-
âåííûõ ñëóæàùèõ è äîëæíîñòíûõ ëèö), ïðèíèìàþùèõ è èñïîë-
íÿþùèõ ïðàâîâûå àêòû óïðàâëåíèÿ, à òàêæå ãðàæäàí è, êðîìå
òîãî, êîëîññàëüíûå ôèíàíñîâûå, îðãàíèçàöèîííûå, ìàòåðèàëü-
íûå è ÷åëîâå÷åñêèå ðåñóðñû. Ñèñòåìíîñòü ãîñóäàðñòâåííîãî
óïðàâëåíèÿ îáåñïå÷èâàåò äîñòèæåíèå ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ è êà-
÷åñòâåííîå îñóùåñòâëåíèå óïðàâëåí÷åñêèõ ôóíêöèé, èáî îíà
ñâÿçûâàåò â åäèíîå öåëîå ñ ïîìîùüþ óïðàâëÿþùåãî âîçäåéñòâèÿ
(ïðÿìûõ è îáðàòíûõ ñâÿçåé) ñóáúåêòîâ è îáúåêòîâ óïðàâëåíèÿ.
Âñå îïðåäåëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ ñîäåðæàò
óêàçàíèå íà åãî ãëàâíîå ñîäåðæàíèå — öåëåíàïðàâëåííîå ïðàê-
òè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ãîñóäàðñòâà íà îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ
äëÿ óïîðÿäî÷åíèÿ, îðãàíèçàöèè ñîîòâåòñòâóþùåé ñèñòåìû è
îêàçàíèÿ íà íåå ðåãóëèðóþùåãî âëèÿíèÿ, ò. å. îáåñïå÷åíèÿ åå
äîëæíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ è âîçìîæíîãî èçìåíåíèÿ. Íåîá-
õîäèìî îòìåòèòü, ÷òî òàêîå âîçäåéñòâèå îáåñïå÷èâàåòñÿ èìåííî
ñèëîé ãîñóäàðñòâà, ò. å. âëàñòíûì õàðàêòåðîì èñïîëüçóåìûõ â
ïðîöåññå óïðàâëåíèÿ ìåòîäîâ è ñðåäñòâ. Ã. Â. Àòàìàí÷óê óêàçû-
âàåò íà òðè îáÿçàòåëüíûõ ñâîéñòâà ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëå-
íèÿ: 1) óïðàâëåí÷åñêîå âîçäåéñòâèå îïèðàåòñÿ íà ñèëó ãîñóäàð-
ñòâåííîé âëàñòè; 2) ðàñïðîñòðàíåííîñòü ãîñóäàðñòâåííîãî
óïðàâëåíèÿ íà âñå îáùåñòâî (åãî âñåîáùíîñòü); 3) ñèñòåì-
íîñòü
2
.
Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå ïðèçâàíî îñóùåñòâëÿòü èñïîë-
íèòåëüíóþ âëàñòü. Ñ îðãàíèçàöèîííîé òî÷êè çðåíèÿ ãîñóäàðñò-
Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть