Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:56, контрольная работа
Государственное управление экономикой - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня Республика Беларусь переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ современного общества. В реализации социально-экономического развития по пути постепенного и поэтапного движения к обществу нового типа, ориентированному на повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания,
важнейшая роль отводится государственному регулированию экономики. Формирование системы государственного регулирования экономики в условиях становления рыночных отношений является одной из наиболее сложных и важных проблем, которая связана, во-первых, со спецификой национальной экономики, традициями и психологией людей и, во-вторых
- с особенностями переходного периода.
Актуальность темы работы объясняется тем, что на современном этапе исторического развития практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления выделилось и приобретает все большую значимость управление экономикой, иными словами, государственное регулирование экономики, где в качестве объекта регулирования выступает национальная экономика, представляющая собой сложную экономическую систему. В настоящее время в одинаковом значении используются два термина: государственное управление и государственное регулирование экономики, так как они идентичны по отношению к объекту управления.
Государственное управление экономикой
Государственное управление экономикой - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
История доказала преимущество рыночной экономики над командно-административной системой.
Рыночная экономика
Роль и сущность системы регулирования экономики предопределяют и раскрывают функции государства. Всю многогранную и разнонаправленную совокупность функций государства можно условно объединить в две группы.
Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т.д.). Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных правил рыночных отношений.
Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, стабилизирующие экономические процессы и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т.д.
В условиях реформирования экономики особое место следует отвести такой функции государства, как защита экономического правопорядка и экономической безопасности. Она служит опорой любой хозяйственной системы, а для рыночной экономики, которая основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнеров, при свободе выбора является важнейшей. Государство, исходя из критериев общественного блага, может и должно не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке. Правовое обеспечение функционирования смешанной экономики определяет общие условия эффективного хозяйствования. Обеспечению экономической безопасности способствуют поддержание оптимальной структуры производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности внутри страны, расслоения общества, а также стремления промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.
Основной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее реформировании.
В Концепции развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001-2015 гг. выделены следующие этапы и их задачи:
- на первом этапе, в 2001-2005 гг. экономика по основным параметрам должна достигнуть уровня 1990 г.;
- на этапе 2006-2010 гг. должны быть сформированы условия для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа;
- в период 2011-2015 гг. намечено заложить основы постиндустриального общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной конкурентоспособной
ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.
Исходя из поставленных целей и задач, государство определяет следующие приоритеты:
- формирование эффективной системы здравоохранения;
- активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
- наращивание экспорта и услуг;
- развитие жилищного строительства с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
- развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
Важнейшими функциями государства также являются:
- направляющая и координирующая функции, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, согласование противоречивых взаимосвязей общественного разделения труда;
- распределительная и перераспределительная функции связаны, как правило, с сокращением различий в размерах доходов и имущества между субъектами, с распределением дефицитных ресурсов. В первую очередь, речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, а также между отдельными группами населения. Для реализации этой функции главными являются налоговая политика и бюджетное регулирование;
- стимулирующая функция связана с активизацией сил, движущих развитие общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и др.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении;
- контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности. Важнейшей составной частью этой функции является государственный контроль за количественными и качественными параметрами социально-экономического развития общества, а также стратегическими ресурсами. Контроль осуществляется через соответствующие контролирующие органы, а также через органы управления различного уровня.
В настоящее время в нашей стране сложилась система государственных органов, наделенных полномочиями, позволяющих непосредственно осуществлять государственное управление экономикой. Данную систему возглавляет Совет Министров Республики Беларусь.
Согласно Конституции
Республики Беларусь и Закона Республики
Беларусь « О Совете Министров
Республики Беларусь» обеспечивает
проведение единой экономической политики;
принимает меры по обеспечению экономической
безопасности, организует управление
государственной
Особая роль в управлении экономикой принадлежит и отраслевым государственным органам, которые, в свою очередь, имеют свою соподчиненную систему органов и ведомств. К ним можно отнести:
- Министерство экономики
Республики Беларусь, осуществляющее
выработку и реализации
- Министерство финансов Республики Беларусь;
- Министерство труда
и социальной защиты
- Министерство промышленности Республики Беларусь, осуществляющее функции по выработке государственной политики и регулированию в сфере промышленного комплекса;
- Министерство сельского хозяйства Республики Беларусь;
- Министерство жилищно-
- Министерство торговли Республики Беларусь, которое проводит государственную политику в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и защиты прав потребителей;
- Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономика всегда выступает как одна из основ существования и развития общества. Состояние дел в народном хозяйстве, динамика цен, инфляция, национальный доход – это те понятия, с которыми может столкнуться любой гражданин, а они непосредственно связаны с экономикой. Все эти процессы регулируются государством, через систему специально уполномоченных государственных органов.
Государственное управление экономикой - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Государство, являясь крупным собственником, управляет своей собственностью, издает нормативно-правовые акты, которые призваны регулировать отношения, возникающие между субъектами.
Роль и сущность системы регулирования экономики предопределяют и раскрывают функции государства, которые условно можно разделить на две группы: поддерживающие и развивающие рыночную систему.
Особое значение в управлении
экономикой Республики Беларусь имеет
сложившаяся система
Таким образом, развитие экономики
поспособствует улучшению социально-
Практические задания
Задача № 1
В инспекцию по делам несовершеннолетних
Витебского РОВД участковым инспектором
милиции майором милиции
Дайте юридическую квалификацию совершенному деянию.
Составьте макет
административного дела (протокол,
постановление о наложение
По условию задачи Кастров (15 лет) и Шилов (13 лет) находились в состоянии алкогольного опьянения, за что были доставлены в ИДН Витебского РОВД участковым инспектором милиции майором милиции Шлыковым. Вышеуказанные несовершеннолетние лица посягали на общественные отношения, обеспечивающие общественный порядок и нравственность, т.к. появились в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, составляющие в своей совокупности общественный порядок и нравственность, унижающее человеческое достоинство и общественную нравственность.