Государственное управление как объект административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

Цель – изучение основ государственного управления.
Задачи – ознакомление с понятием и сущностью государственного управления, усвоение отличия государственного управления от иных видов государственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Государственное управление.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Государственное управление как объект административно-правового  регулирования

Цель – изучение основ  государственного управления.

Задачи – ознакомление с понятием и сущностью государственного управления, усвоение отличия государственного управления от иных видов государственной деятельности.

План:

  1. Понятие и сущность государственного управления.
  2. Основные принципы государственного управления.
  3. Функции государственного управления.
  4. Формы и методы государственного управления.
  5. Государственное управление и исполнительная власть.
  6. Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности: законодательной, судебной, прокурорского надзора.

Источники:

Конституция РБ

Кодекс  о судоустройстве и статусе судей  в РБ от 29.06.2006г. № 139-З

Закон о прокуратуре РБ от 08.05.2007г. № 220-З Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23.07.2008г. № 424-З

Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" // Ведомости  Нац. Собрания Республики Беларусь   от 10.01.2000 -  № 361-З - 2000. № 5. Ст. 40.

Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" Ведомости Нац. Собрания Республики Беларусь от 20.02.1991. - № 617-XII- 2000. № 4. Ст. 39.

Административное  право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000.

Бахрах  Д.Н. Административное право. М., 2000.

Габричидзе  Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 1998.

Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. – Минск, 2002г.  – с.60

Рябцев Л.М. Административное право: Курс лекций. – Минск, 2007г. –  с.9

Шматков И.И. Административное право: Курс лекций.- Москва, 2003г.  –c. 5.

 

Реферат: «Местное управление и самоуправление в системе государственного управления»

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие  и сущность государственного управления

Административное право  и государственное управление –  тесно связанные явления. Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, определяет принципы управления и его  функции. То есть государственное управление является объектом административного права. Государственное управление — это особый вид социального управления, то есть управления поведением людей.

Государственное управление имеет свои основные черты и особенности. Государственно-правовой характер управления проявляется в том, что, во-первых, в процессе его реализуются задачи, функции и интересы государства; во-вторых, функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством; в-третьих, эти субъекты действуют по поручению государства; в-четвертых, они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера; в-пятых, они действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права; в-шестых, все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.

Государственное управление (в широком смысле) — управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Государственное управление (в узком смысле) — подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями.

Место и роль государственного управления в механизме государственной  власти определялись следующими характеристиками:

1. Государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющей функциональную и компетентную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти.

2. Государственное управление имеет общегосударственный характер, т.е. охватывает все важные для государства стороны жизни общества. По существу объектом государственного управления является общество в целом.

3. Государственное управление представляет собой, прежде всего деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным ее направлением является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и иных нпа.

4. Государственное управление носит государственно-властный характер. Субъекты государственного управления исполнительной деятельности наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства.

5. Государственное управление имеет непосредственный, деятельный характер, т.е. в процессе осуществления управленческой, исполнительской деятельностиповседневно реализуются функции государства в межотраслевых (финансы, госстандарты, налоги, статистика и др.), социально-политических (оборона, государственная безопасность, зарубежные связи и др.), социально-культурных (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) сферах, в хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

6. Государственное управление - активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства.

7. Характерной чертой государственного управления является разнообразие организационных форм его функционирования. Высокий уровень организационных форм управления обеспечивает решение задач сложной и тонкой сети новых организационных отношений, возникающих в связи с развитием рыночных отношений в обществе.

8. Государственное управление реализуется через формы организаторской деятельности: подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, информационная деятельность, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.

9. Государственное управление - прерогатива специальных субъектов, представляющих собой исполнительно-распорядительные органы государственной власти или органы государственного управления.

10. Государственное управление является исполнительной 
деятельностью по отношению к деятельности, осуществляемой органами 
государственной власти - Советами депутатов.

Кроме того, для государственного управления характерны и некоторые другие специфические черты, например:

- вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов;

- реализация   принадлежащих   этим   субъектам   юридически властных полномочий в административном, т.е. несудебном порядке;

- возможность административного  правотворчества – сочетание  правоприменения с правоустановлением.

В связи с этим указанная деятельность в литературе называется исполнительно-распорядительной.

Государственное управление - это разновидность социального правления,   с   функционированием   которой   традиционно   связано формирование особой правовой отрасли, а именно административного права.

Органы государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном 'практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти.

 

 

 

2.  Основные принципы государственного управления.

Государственное управление основывается на принципах, Под принципами понимаются определенные требования, правила, имеющие обязательный характер. Они используются в целях улучшения управления.

 В административно-правовой литературе нет единого подхода к трактовке принципов государственного управления и их классификации.

Существует  два вида принципов, связанных с государственным управлением: основные и специальные.

I. К основным относятся те, которые закреплены в Конституции РБ и иных основополагающих правовых документах и являются общими для всех отраслей (сфер) управления: социальная направленность; приоритетность человека, его прав и свобод; законность; гласность; народность; интернациональность; сочетание централизации и децентрализации, деконцентрация; ответственность; профессионализм; научность.

Принцип социальной направленности государственного управления определяется социальной сущностью самого государства. В статье 1 Конституции Республики Беларусь подчеркивается социальная ориентация Республики Беларусь, а следовательно, все ветви власти, все виды государственной деятельности, включая и государственное управление, должны в своей основе иметь такую направленность.

Принцип приоритетности человека, его прав и свобод в государственном управлении вытекает из статьи 2 Конституция Республики Беларусь. В ней утверждается, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство берет на себя ответственность перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В процессе государственного управления провозглашенные права и свободы человека и гражданина обретают реальность, гарантированность и защиту.

Принцип законности предполагает, что государственное управление не только имеет исполнительный характер, но и в процессе осуществления строго основывается на действующем законодательстве, т.е. соблюдаются требования Конституции Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, законов и иных правовых актов. Государственное управление урегулировав; нормами права, т.е. имеет правовой характер, поэтому может осуществляться только в дозволенных рамках.

Принцип гласности означает, что граждане должны быть информированы об управленческой деятельности государственных органов. Статьей 34 Конституции Республики Беларусь гарантируется право граждан Республики Беларусь на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, к которым относятся и органы государственного управления, о политической, экономической, культурной и международной жизни. Органы государственного управления, должностные лица обязаны предоставлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством лишь в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан.

Принцип народности определяется, в первую очередь, тем, народ является единственным источником государственной власти, а следовательно, и исполнительной власти (государственного управления), а также участием граждан в осуществлении государственного управления. Он получил правовое закрепление в статьях 3, 4, 13, 37—39 Конституции Республики Беларусь и в текущем законодательстве. Так, в части 8 статьи 13 Конституции закреплено, что государство гарантирует право граждан принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями.

Граждане Республики Беларусь могут участвовать в  решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, т.е. депутатов. Непосредственное участие граждан в управлении возможно при проведении референдумов, путем участия в обсуждении проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, с помощью других определенных законом способов (ст. 37 Конституции).

Принцип интернациональности, т.е. равноправия национальностей в сфере государственного управления, закреплен в ряде статей Конституции Республики Беларусь. Так, в статье 11 подчеркивается, что иностранные граждане и лица без гражданства: на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

В Конституции Республики Беларусь при определении участия граждан в государственном управлении не выделяются какие-либо национальности. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и свобод, подчеркивается в статье 22 Конституции. Все граждане РБ, независимо от национальности, имеют равное право на доступ к любым должностям в государственных органах. Здесь учитываются лишь способности и профессионализм, профессиональная подготовка (ст. 39 Конституции)

Принцип сочетания  централизации и децентрализации означает, что в государственном управлении наличествует централизация и децентрализация.

Централизация проявляется в осуществлении управления вышестоящими органами по отношению к нижестоящим, т.е. сверху вниз. Нижестоящими могут быть органы, организации, учреждения, не только находящиеся в иерархическом подчинении, но и так называемые «подвластные» субъекты. Например, Минфин, Минтруда и соцзащиты осуществляют контроль и надзор не только за подчиненными субъектами, но и за всеми другими по определенным направлениям.

Децентрализация в государственном  управлении — это передача полномочий из центра органам местного управления и самоуправления, которыми являются местные исполнительные комитеты,   местные   администрации,   местные   Советы   депутатов; Местные Советы — областные, городские, районные, поселковые, сельские — не находятся в иерархическом подчинении центральных органов, исполнительные же комитеты и местные администрации входят в систему исполнительной власти, а следовательно, иерархически подчинены Президенту РБ (местные администрации подчинены горисполкому), облисполкомы и Минский горисполком, кроме того, подчинены Совету Министров Республики Беларусь по вопросам его компететенции, исполкомы первичного и базового уровня подчинены вышестоящим исполкомам. Особенностью этих органов является то, они предназначены для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (ст.120 Конституции Республики Беларусь).

Информация о работе Государственное управление как объект административно-правового регулирования