Государственное управление как объект административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

Цель – изучение основ государственного управления.
Задачи – ознакомление с понятием и сущностью государственного управления, усвоение отличия государственного управления от иных видов государственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Государственное управление.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Досмотр пассажиров, осуществление контрольных действий — не более чем проявление властных полномочий, не имеющих никаких юридических последствий. Другое дело, что по результатам  контроля такие последствия могут возникнуть, но только после издания соответствующего правового акта.

Таким образом, форма управленческой деятельности может _ признана правовой только в случае, когда действия:

1) совершаются носителем исполнительной власти (государственного управления);

2)  являются управленческими;

3) имеют властный характер, т.е. в процессе их совершения 
реализуются властные полномочия;

4) влекут или имеют юридические последствия. Такие последствия могут наступить в том случае, если действие закрепляется правовом акте.

 

К неправовым формам относят  организационную работу и материально-технические действия.

В организационной форме  совершаются такие действия, как  инструктирование, оказание практической помощи, изучение» обобщение и распространение передового опыта, разработка мероприятий по внедрению достижений науки, научно обоснованных рекомендаций, организационное планирование, проведение семинаров, совещаний и т.д.

В материально-технической  форме выражаются действия по делопроизводству, стенографические, машинописные работы, учетно-статистическая работа, подготовка отчетных и информационных данных, пересылка, отправка корреспонденции и т.п.

 

Государственное управление осуществляется с помощью методов. Под методом государственного управления понимается прием, способ реализации, осуществления управленческой деятельности. В методах в наибольшей мере находят вое проявление юридически властные полномочия субъектов госуправления. Одни методы закрепляются в правовых актах в виде общеобязательных правил поведения, другие — в индивидуальных предписаниях.

Методы многочисленны  и разнообразны. Различают экономические, административные и социально- психологические методы.

Экономические методы —  это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления. Отдельными их видами являются: прибыль, цена, кредит, налоги, материальное стимулирование. Экономические методы косвенно воздействуют на поведение объектов управления. Они воздействуют на объекты управления, достигая желаемого поведения через их интересы, потребности, материальную заинтересованность.

Административные методы представляют собой способы прямого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных предписаний и индивидуальных повелениях. Рассматриваемый вид методов связан с властными полномочиями органа (субъекта) государственного управления. Такие методы уместны там, где требуется быстрое достижение целей при отсутствии материальных средств. Частое их использование свидетельствует о повышении роли государства в регулировании экономики и связанных с ней отношений.

Социально – психологические  методы – способы психологического воздействия управляющих на управляемых  для достижения поставленных целей. Применяются такие средства, как пропаганда, разъяснение, личные встречи руководителей государства с гражданами, продвижение по службе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Государственное  управление и исполнительная  власть

 В последние годы  вместо термина «государственное управление» стал употребляться иной — «исполнительная власть». Это закреплено в Конституции Республики Беларусь. В связи с этим необходимо выяснить сущность исполнительной власти, ее соотношение с государственным управлением.

В соответствии со ст. 6 Конституции государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть является ведущей в системе разделения властей. Государство немыслимо без исполнительной  власти, так как оно не может осуществлять свои задачи без нее.

Цели исполнительной власти:

  • обеспечение безопасности граждан, общества, государства
  • создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;
  • создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

Признаки исполнительной власти:

  • охватывает все стороны жизни общества, имеющие значение для государства, т.е. имеет общегосударственный характер. По существу объектом государственного управления является общество в целом, организованное на государственной основе. Именно в подобном варианте исполнительная деятельность представляет собой средство практического осуществления всех задач и функций государства;
  • является исполнительной по отношению к деятельности, осуществляемой органами законодательной власти на основании законов и других актов, принимаемых представительными органами, под их руководством и контролем. Исполнительный характер деятельности органов государственного управления выражает природу взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти;
  • является активной и целенаправленной. Подобные качества она приобретает благодаря тому, что осуществляется применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства. В этом заключается специфика ее активности, предопределяемая тем, что в непосредственном ведении соответствующих органов управления находятся объекты, составляющие материальную базу государственного управления в собственном смысле слова. Таковых нет у органов суда и прокуратуры (кроме объектов, обслуживающих их внутриорганизационные потребности);
  • . имеет в качестве непосредственных объектов (в наиболее общем варианте) отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, предприятия, учреждения и организации соответствующего профиля;
  • сочетает в себе основное назначение государственного управления (проведение в жизнь законов и других решений законодательных органов) с деятельностью, которая применительно к органам законодательной власти, суду и прокуратуре характеризуется как внутриорганизационная;
  • имеет ярко выраженное организационное содержание, т.е. в процессе исполнительной деятельности организуется совместный труд членов общества;
  • осуществляется повседневно, непрерывно. Исполнительная деятельность неотделима от руководства подведомственными объектами, что уже предполагает ее повседневность и непрерывность;
  • имеет юридически-властный (распорядительный) характер; это административная деятельность, предполагающая подчинение объекта управления его субъекту;
  • является подзаконной деятельностью, т.е. закон — непосредственно или в конечном счете — определяет ее направленность, главные средства достижения целей, она осуществляется на основании закона.

Рассмотрев  основные черты, признаки государственного управления и исполнительной власти, можно сделать вывод о том, что эти понятия не равнозначны.

Исполнительная власть — это ветвь единой государственной власти, практически она реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности; представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления). В значительной степени это категория политико-правовая, в то время как государственное управление — организационно-правовая.

Государственное управление представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, КГБ, исправительно-трудовые учреждения и т.д.

Государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. Следовательно, государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность не противопоставляется реализации исполнительной власти как деятельности субъектов этой власти. Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

Однако исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной  власти, не может отождествляться  с видом государственной деятельности, так как последний — лишь форма  ее практической реализации. В силу этого, исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный тип государственной властной деятельности.

 

 

 

 

§ 6. Отличие государственного управления

от иных видов  государственной деятельности

Государственное управление является одним из видов государственной деятельности. К другим видам относятся: законодательная деятельность, судебная деятельность, прокурорский надзор. Все они имеют общие черты и особенности.

Каждый вид деятельности осуществляется специальной системой государственных органов. Наименованию деятельности соответствует наименование осуществляющих ее органов.

 Законодательная деятельность воплощается Национальным собранием, состоящим из Палаты представителей и Совета Республики. Национальное собрание — единственный законодательный орган. Принимаемые им законы подписываются Президентом Республики Беларусь. Таким образом Глава государства также участвует в законодательствовании (ст.ст. 90, 91, 100 Конституции Республики Беларусь).

Судебная деятельность (правосудие) осуществляется системой судов (ст. 109 Конституции Республики Беларусь). В такую систему входят общие и хозяйственные суды, Конституционный Суд. К общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. В системе хозяйственных судов — Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска.

Конституционный Суд  образован не для реализации правосудия, а для контроля за конституционностью нормативных актов (ст. 116 Конституции Республики Беларусь).

Прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры, в которую входят прокуратура Республики Беларусь, возглавляемая Генеральным прокурором РБ, и нижестоящие органы – прокуратуры областей, г. Минска, районов городов, межрайонные прокуратуры.

Государственное управление призваны осуществлять в первую очередь органы государственного управления (исполнительной власти). Это самая многочисленная и разветвленная система государственных органов, центральным из которых является Совет Министров Республики Беларусь, подотчетный Президенту  РБ и ответственный перед Парламентом Республики Беларусь.

Для каждой системы государственных  органов характерны юридические  формы выражения функций. Только Парламент принимает законы. Общие суды издают приговоры, определения. I Органы прокуратуры приносят протесты, входят с представлениями. Органы управления издают управленческие акты, которые подзаконны и могут быть нормативными. Суд и прокуратура не имеют подобных полномочий. Их актами не могут регулироваться общественные отношения.

 Государственное управление  носит исполнительно-распорядительный характер. Таким качеством не обладает ни законодательная, ни судебная, ни прокурорская деятельность. В процессе судебной и прокурорской деятельности фактически обеспечиваются условия исполнения законов и других нормативных актов. Управленческая деятельность может осуществляться и на основании административных актов, т.е. текущего нормотворчества. Для судебной и прокурорской, а тем более для законотворческой деятельности подобное исключается.

Важной специфической особенностью государственного управления является также и то, что оно направлено на руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Национальное собрание, суды и прокуратура не имеют в своем ведении подобных объектов.       

Правосудие и прокурорский надзор осуществляют правоохранительную деятельность. Главная задача общих и хозяйственных судов — разрешение дел, разрешение конфликтов и споров. Правосудие призвано защищать от посягательств личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные общественные интересы, права юридических лиц (ст. 6 Кодекса о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 29.06.2006г. № 139 – З ).

Подобные задачи имеет и прокурорский надзор (см. ст. 4 Закона о прокуратуре Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З (по состоянию на 06.01.2009г.)

Любые споры, возникающие между гражданами, а также организациями в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, подпадают под нормы гражданского или хозяйственного права и разрешаются в соответствии с гражданско-процессуальными или хозяйственно-процессуальными нормами в процессе судебной деятельности. Только общими судами рассматриваются дела о преступлениях. Государственное управление лишь частично связано с правоохраной. Последнее является не главной его задачей. Правоохрана — сопутствующее явление в государственном управлении.

Таким образом, государственное  управление — самостоятельный вид государственной деятельности, отличающийся от иных ее видов.

 


Информация о работе Государственное управление как объект административно-правового регулирования