Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:21, реферат
Цель – изучение основ государственного управления.
Задачи – ознакомление с понятием и сущностью государственного управления, усвоение отличия государственного управления от иных видов государственной деятельности.
Досмотр пассажиров, осуществление контрольных действий — не более чем проявление властных полномочий, не имеющих никаких юридических последствий. Другое дело, что по результатам контроля такие последствия могут возникнуть, но только после издания соответствующего правового акта.
Таким образом, форма управленческой деятельности может _ признана правовой только в случае, когда действия:
1) совершаются носителем исполнительной власти (государственного управления);
2) являются управленческими;
3) имеют властный характер, т.е.
в процессе их совершения
реализуются властные полномочия;
4) влекут или имеют юридические последствия. Такие последствия могут наступить в том случае, если действие закрепляется правовом акте.
К неправовым формам относят организационную работу и материально-технические действия.
В организационной форме совершаются такие действия, как инструктирование, оказание практической помощи, изучение» обобщение и распространение передового опыта, разработка мероприятий по внедрению достижений науки, научно обоснованных рекомендаций, организационное планирование, проведение семинаров, совещаний и т.д.
В материально-технической форме выражаются действия по делопроизводству, стенографические, машинописные работы, учетно-статистическая работа, подготовка отчетных и информационных данных, пересылка, отправка корреспонденции и т.п.
Государственное управление осуществляется с помощью методов. Под методом государственного управления понимается прием, способ реализации, осуществления управленческой деятельности. В методах в наибольшей мере находят вое проявление юридически властные полномочия субъектов госуправления. Одни методы закрепляются в правовых актах в виде общеобязательных правил поведения, другие — в индивидуальных предписаниях.
Методы многочисленны и разнообразны. Различают экономические, административные и социально- психологические методы.
Экономические методы — это комплекс материальных средств, рычагов воздействия на объекты управления субъектами управления. Отдельными их видами являются: прибыль, цена, кредит, налоги, материальное стимулирование. Экономические методы косвенно воздействуют на поведение объектов управления. Они воздействуют на объекты управления, достигая желаемого поведения через их интересы, потребности, материальную заинтересованность.
Административные методы представляют собой способы прямого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных предписаний и индивидуальных повелениях. Рассматриваемый вид методов связан с властными полномочиями органа (субъекта) государственного управления. Такие методы уместны там, где требуется быстрое достижение целей при отсутствии материальных средств. Частое их использование свидетельствует о повышении роли государства в регулировании экономики и связанных с ней отношений.
Социально – психологические методы – способы психологического воздействия управляющих на управляемых для достижения поставленных целей. Применяются такие средства, как пропаганда, разъяснение, личные встречи руководителей государства с гражданами, продвижение по службе.
5. Государственное управление и исполнительная власть
В последние годы
вместо термина «государственно
В соответствии со ст. 6 Конституции государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть является ведущей в системе разделения властей. Государство немыслимо без исполнительной власти, так как оно не может осуществлять свои задачи без нее.
Цели исполнительной власти:
Признаки исполнительной власти:
Рассмотрев основные черты, признаки государственного управления и исполнительной власти, можно сделать вывод о том, что эти понятия не равнозначны.
Исполнительная власть — это ветвь единой государственной власти, практически она реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности; представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления). В значительной степени это категория политико-правовая, в то время как государственное управление — организационно-правовая.
Государственное управление
представляет собой не что иное,
как вид государственной
Исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, КГБ, исправительно-трудовые учреждения и т.д.
Государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.
Исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. Следовательно, государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность не противопоставляется реализации исполнительной власти как деятельности субъектов этой власти. Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.
Однако исполнительная
власть, являясь ветвью единой государственной
власти, не может отождествляться
с видом государственной
§ 6. Отличие государственного управления
от иных видов государственной деятельности
Государственное управление является одним из видов государственной деятельности. К другим видам относятся: законодательная деятельность, судебная деятельность, прокурорский надзор. Все они имеют общие черты и особенности.
Каждый вид деятельности осуществляется специальной системой государственных органов. Наименованию деятельности соответствует наименование осуществляющих ее органов.
Законодательная деятельность воплощается Национальным собранием, состоящим из Палаты представителей и Совета Республики. Национальное собрание — единственный законодательный орган. Принимаемые им законы подписываются Президентом Республики Беларусь. Таким образом Глава государства также участвует в законодательствовании (ст.ст. 90, 91, 100 Конституции Республики Беларусь).
Судебная деятельность (правосудие) осуществляется системой судов (ст. 109 Конституции Республики Беларусь). В такую систему входят общие и хозяйственные суды, Конституционный Суд. К общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. В системе хозяйственных судов — Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска.
Конституционный Суд образован не для реализации правосудия, а для контроля за конституционностью нормативных актов (ст. 116 Конституции Республики Беларусь).
Прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры, в которую входят прокуратура Республики Беларусь, возглавляемая Генеральным прокурором РБ, и нижестоящие органы – прокуратуры областей, г. Минска, районов городов, межрайонные прокуратуры.
Государственное управление призваны осуществлять в первую очередь органы государственного управления (исполнительной власти). Это самая многочисленная и разветвленная система государственных органов, центральным из которых является Совет Министров Республики Беларусь, подотчетный Президенту РБ и ответственный перед Парламентом Республики Беларусь.
Для каждой системы государственных органов характерны юридические формы выражения функций. Только Парламент принимает законы. Общие суды издают приговоры, определения. I Органы прокуратуры приносят протесты, входят с представлениями. Органы управления издают управленческие акты, которые подзаконны и могут быть нормативными. Суд и прокуратура не имеют подобных полномочий. Их актами не могут регулироваться общественные отношения.
Государственное управление
носит исполнительно-распорядит
Важной специфической особенностью государственного управления является также и то, что оно направлено на руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Национальное собрание, суды и прокуратура не имеют в своем ведении подобных объектов.
Правосудие и прокурорский надзор осуществляют правоохранительную деятельность. Главная задача общих и хозяйственных судов — разрешение дел, разрешение конфликтов и споров. Правосудие призвано защищать от посягательств личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные общественные интересы, права юридических лиц (ст. 6 Кодекса о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 29.06.2006г. № 139 – З ).
Подобные задачи имеет и прокурорский надзор (см. ст. 4 Закона о прокуратуре Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З (по состоянию на 06.01.2009г.)
Любые споры, возникающие между гражданами, а также организациями в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, подпадают под нормы гражданского или хозяйственного права и разрешаются в соответствии с гражданско-процессуальными или хозяйственно-процессуальными нормами в процессе судебной деятельности. Только общими судами рассматриваются дела о преступлениях. Государственное управление лишь частично связано с правоохраной. Последнее является не главной его задачей. Правоохрана — сопутствующее явление в государственном управлении.
Таким образом, государственное управление — самостоятельный вид государственной деятельности, отличающийся от иных ее видов.
Информация о работе Государственное управление как объект административно-правового регулирования