Государственное управление Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Развитие демократизма государственного управления применительно к органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам и иным служащим аппарата, к гражданам, участвующим в управлении, во многом обусловлено качеством решения проблемы утверждения отношений свободы и ответственности. Продуманное и эффективное управление предполагает проявление инициативы, творчества, самостоятельных действий со стороны каждого участника управленческих процессов, что осуществимо лишь в условиях свободы при выборе оптимальных вариантов решений и использовании средств по их реализации. В свою очередь такая свобода невозможна без ответственного отношения к управлению и конкретной ответственности всех участников управленческих процессов за социальные последствия своих действий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЯ «СВОБОДЫ» И «ОТВЕТСТВЕННОСТИ» В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 10
РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СТАТУС, ПОЛНОМОЧИЯ, ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

Конт_ГУ.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

Кафедра теории и практики государственного управления

Специальность «Государственное управление и право»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Государственное управление»

 

вариант 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

2 курса, ГУП-3

 

 

О.А. Кардаш

Руководитель

 

 


 

 

 

 

 

 

Минск  2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. ПОНЯТИЯ «СВОБОДЫ»  И  «ОТВЕТСТВЕННОСТИ» В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 10
  2. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СТАТУС, ПОЛНОМОЧИЯ, ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие демократизма государственного управления применительно к органам  государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам и иным служащим аппарата, к гражданам, участвующим в управлении, во многом обусловлено качеством решения проблемы утверждения отношений свободы и ответственности. Продуманное и эффективное управление предполагает проявление инициативы, творчества, самостоятельных действий со стороны каждого участника управленческих процессов, что осуществимо лишь в условиях свободы при выборе оптимальных вариантов решений и использовании средств по их реализации. В свою очередь такая свобода невозможна без ответственного отношения к управлению и конкретной ответственности всех участников управленческих процессов за социальные последствия своих действий. Свобода и ответственность — это две стороны одной медали, которые могут существовать и развиваться взаимосвязано, дополняя и укрепляя друг друга.

Обеспечение в государственном  управлении государственной дисциплины, свободы и ответственности остается постоянно актуальной, практически значимой проблемой.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Но и в то же время Президент Республики Беларусь несет ответственность перед народом за выполнение своих высоких обязанностей, за надлежащую реализацию функций Президента, за правильность и полноту их реализации

Цель данной контрольной работы являются изучение понятий «свободы» и «ответственности» в государственном управлении, определение роли Президента в системе государственного управления. В соответствии с указанной целью в контрольной работе поставлены следующие задачи: раскрытие понятий «свободы» и «ответственности» в государственном управлении; определение их взаимосвязи; рассмотрение видов ответственности; характеристика статуса Президента Республики Беларусь; рассмотрение полномочий Президента Республики Беларусь.

Теоретической основой контрольной работы являются: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О Президенте Республики Беларусь", в котором закреплены правовой статус, полномочия Президента Республики Беларусь; учебники таких авторов как Атаманчук Г.В., Антонова Н.Б., Глазунова Н.И., Зеркин Д.П. и др. В названных источниках довольно полно проведен анализ понятий «свобода» и «ответственность», Кроме этого были использованы учебники по конституционному праву Кивеля В.Н., Гавриленко В.Г., Кодавбовича В.А., в которых подробно рассмотрен институт президентства, и в частности, роль Президента Республики Беларусь в системе государственного управления.

 

  1. ПОНЯТИЯ «СВОБОДЫ» И «ОТВЕТСТВЕННОСТИ» В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Понятие свободы определяют по-разному: как целеполагающую избирательную  активность общественного человека, осуществляемую на основе познания объективной необходимости; как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости; как сознательные действия по своей воле во всех областях возможного применения человеческой энергии, руководствуясь выявленными наукой закономерностями и открывая новые. Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. - 2003. – С 91.

В отличие от свободы  вообще, которая всецело зависит от воли человека, свобода в государственном управлении обладает свойством долженствования. Это не возможность что-то делать или не делать, принимать решения или относиться к чему-то безразлично. В государственном управлении в рамках свободы, очерченной компетенцией органа, функциями и правомочиями государственной должности, человек обязан действовать: знать и изучать управленческую ситуацию, фиксировать происходящие события и реагировать на них, изыскивать ресурсы решения тех или иных проблем, взаимодействовать с людьми, помогать им в осуществлении своих конституционных прав и свобод, словом, исполнять все, что предписано соответствующим правовым статусом. Для государственного управления важна действительная, осуществленная свобода поведения и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственных служащих. Ибо не использованная свобода в управлении теряет всякий смысл для управления: она не рождает управляющих воздействий.1

Проблемы свободы получают в государственном управлении специфическое преломление как на социально-психологическом уровне, с точки зрения требований, предъявляемых к персоналу управления, так и на социальном, отражающем качество и объем организационного и нормативного определения его деятельности. Свобода государственного служащего в общем зафиксирована в его правовом статусе (правах, обязанностях, ограничениях и ответственности), а более конкретно — в функциях и правомочиях по занимаемой государственной должности. Следовательно, вступая на государственную службу, входя в систему служебных отношений, человек сознательно, по собственной воле ограничивает свободу своих поступков и действий, подчиняет последние интересам общего, государственного. Соответственно и каждый орган государственной власти и местного самоуправления связан в своих решениях и действиях рамками правового статуса, а в нем — установленной для него компетенцией. Свобода здесь состоит в возможности действовать инициативно, творчески, самостоятельно в твердо очерченных границах (пределах свободы). Атаманчук с. 297

Свобода в государственном управлении начинается и осуществляется тогда, когда наступает самостоятельное (без принуждения и помыкания, вертикального диктата и контроля) осознание необходимости рациональной и полной реализации тех возможностей, которые реально заложены в правовом статусе органов государственной власти и местного самоуправления и каждой, конкретной государственной должности.

Свобода действий в государственном управлении предполагает и ответственность за них. Ответственность – объективное явление, проявляется в конкретных действиях и может быть оценена, видима (или видимо ее отсутствие). Содержание ответственности подлежит измерению, имеет меру.

Мера часто выражается через  понятие "вина" (виновен, т.е. должен отвечать, подлежит ответственности), при этом вина устанавливает сам факт правонарушения, а мера выражает степень вины (уровень ответственности).

Ответственность имеет несколько  видов и уровней.

Политическая ответственность  наступает, как правило, за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений. Она чаще всего формируется, наступает, когда у политического руководителя, должностного лица или тех, на кого распространяется его воздействие, наступает осознание его долга, оценка поведения. Политическая ответственность характеризуется с положительной или негативной оценкой, может быть не только настоящего времени, но ретроспективная, историческая, когда оцениваются лица и действия давно минувших дней (суд потомков) и перспективная – когда говорят об ответственности перед будущим поколением. Сайт

Конституция Республики Беларусь в  общих чертах предусматривает политическую ответственность Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Совета Министров. Так, статья 88 предусматривает возможность смещения с должности Президента в связи с совершением им государственной измены или иного тяжкого преступления; статья 94 предусматривает досрочное прекращение полномочий Палаты Представителей, статья 102 – лишение депутатской неприкосновенности, статья 106 – отставку Правительства. Антонова с. 20

Нравственная ответственность  в государственном управлении не зафиксирована нормативно, в результате чего может создаться впечатление, что ее нет. Нравственная ответственность  – это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали. Очень опасно, когда у власти - люди с двойной моралью, одна – для имиджа, для других, а другая – для себя.

Юридическая ответственность в  государственном управлении наступает  за нарушения конкретных норм правовых актов применяется в определенных процессуальных формах уполномоченными органами (должностными лицами) государственной власти и местного самоуправления. Ее признаки: с теоретической и нормативной точек зрения наиболее проработана, практически действует; распространяется как на субъекта государственно-административного управления, так и на объект; наступает в случае, если субъект допустил правонарушение, т.е. отклонение от нормы (правила), установленной в законе (другом нормативно-правовом акте), повлекшее нарушение прав, интересов граждан, юридических лиц; наступает в случае, если объект управления допустил неправомерные действия, поступки, решения, повлекшие нарушение закона (иного нормативного акта); предполагает определение состава правонарушения, наличие вины; основана на зависимости меры ответственности от причинно-следственных связей содеянного проступка или преступления; всегда связана с применением санкций. Сайт

Существуют следующие виды юридической  ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная.

Дисциплинарная ответственность  связана с нарушением правил (норм) труда, трудового распорядка и исполнения государственной должности. Существует специальное дисциплинарное законодательство, оно конкретизировано применительно  к различным категориям служащих и работников. Дисциплинарные взыскания накладываются, как правило, вышестоящим руководителем (должностным лицом) в порядке подчиненности; имеют определенный срок действия, могут сниматься. Дисциплинарная ответственность обладает большими возможностями формирования рациональных отношений между людьми, укрепления порядка и организованности. Атаманчук с. 310

Административная ответственность  – один из видов юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения. Совершившие его несут административную ответственность перед государством в лице полномочного административного органа либо компетентного лица, имеющего соответствующие полномочия по применению мер административного взыскания.

Административная ответственность проявляется как характер взаимоотношений между гражданами и государственными органами, должностными лицами в процессе осуществления (использования, применения, реализации) правовых норм административного и административно-процессуального законодательства. При административной ответственности обычно отсутствуют отношения служебного подчинения между административным органом, налагающим взыскание, и лицом, нарушившим правовую норму. В этом отличие административной ответственности от дисциплинарной. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).

Уголовная ответственность применяется  исключительно судом на основе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а исполнение наказаний — специальными органами и государственными учреждениями в соответствии с уголовноисполнительным законодательством. Для охраны и защиты государственного управления важное значение имеет уголовная ответственность за государственные преступления, перечень которых дан в соответствующем законодательстве. Атаманчук с. 312

Таким образом, свобода и ответственность  выступают в государственном  управлении в виде взаимосвязанных, парных явлений, из которых каждое определяет возможности и "поле" действия другого. И если изучать данные явления в жизни, пытаться использовать их потенциал, обосновывать меры по их развитию, то делать это необходимо при комплексном подходе и конкретном анализе того, в каком состоянии явления находятся и к чему реально подготовлены.

 

  1. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СТАТУС, ПОЛНОМОЧИЯ, ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ

Президент – это единоличный  глава государства, должностное лицо, который получает свои полномочия в результате избрания его гражданами или парламентом путем прямых или косвенных выборов на определенный срок. Антонова с. 40

В соответствии со ст. 80 Конституции  Республики Беларусь Президентом может быть избран только гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории РБ не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Информация о работе Государственное управление Республики Беларусь