Государственное управление Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Развитие демократизма государственного управления применительно к органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам и иным служащим аппарата, к гражданам, участвующим в управлении, во многом обусловлено качеством решения проблемы утверждения отношений свободы и ответственности. Продуманное и эффективное управление предполагает проявление инициативы, творчества, самостоятельных действий со стороны каждого участника управленческих процессов, что осуществимо лишь в условиях свободы при выборе оптимальных вариантов решений и использовании средств по их реализации. В свою очередь такая свобода невозможна без ответственного отношения к управлению и конкретной ответственности всех участников управленческих процессов за социальные последствия своих действий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЯ «СВОБОДЫ» И «ОТВЕТСТВЕННОСТИ» В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 10
РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СТАТУС, ПОЛНОМОЧИЯ, ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

Конт_ГУ.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Статус Президента Республики Беларусь, круг его полномочий, порядок взаимодействия с ветвями власти четко определены Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Президенте Республики Беларусь».

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений  внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Конст ст. 79

Президент Республики Беларусь является Главой государства. Это означает, что он не только возглавляет систему органов исполнительной власти, но и осуществляет функции координирования действий ветвей власти. Президент практически формирует органы надзора и контроля (Прокуратуру, Комитет государственного контроля). Кроме того, он представляет республику в межгосударственных отношениях.

Президент Республики Беларусь непосредственно участвует в формировании большинства органов государства. Именно он назначает руководителей самых важных органов (ряд назначений производится с согласия Палаты представителей или Совета Республики Национального Собрания). Президент Республики Беларусь создает Администрацию Президента, которая имеет статус органа исполнительной власти. Однако несмотря на широкие полномочия Президента практически во всех сферах государственного устройства, самое большое внимание уделено месту Президента Республики Беларусь в системе исполнительных органов. Кивс. 150

В соответствии со ст. 119 Конституции  Республики Беларусь, руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность Президентом Республики Беларусь.

Причем Президент вправе отменить любое решение местных распорядительных и исполнительных органов любого уровня в случаях несоответствия этого решения действующему законодательству Республики Беларусь. Кроме того, именно Президент назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус, определяет структуру Правительства (Совета министров) Республики Беларусь, самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и др. членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов.

Президент образует министерства, комитеты, ведомства и другие органы государственного управления, он же вправе изменять их статус, полномочия.

Президент присваивает классные чины, звания, осуществляет награждение, назначает дипломатических представителей за рубежом, принимает верительные грамоты зарубежных послов.

Президент Республики Беларусь имеет  достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления государственной власти. Это – реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата. Антонова с. 44.

В соответствии со ст. 81 Конституции  Республики Беларусь срок полномочий президента – 5 лет.

Полномочия Президента Республики Беларусь можно разделить на следующие группы:

1) Общегосударственные полномочия (назначает республиканские референдумы, выборы в Палату Представителей и Совет Республики, а также выборы в местные Представительные органы; обращается с посланиями к народу Республики Беларусь; решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; устанавливает государственные праздники и праздничные дни и др.).

2) Полномочия по формированию органов государственной власти.

3) Нормотворческие полномочия (обладает правом законодательной инициативы; издает декреты и указы; отменяет акты Правительства; приостанавливает действие правовых актов местных Советов депутатов в и отменяет акты местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству).

4) Управленческие полномочия (имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, вправе образовывать и ликвидировать органы государственного управления, в том числе Администрацию Президента).

4) Полномочия в сфере обороны  и государственной безопасности (формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, вводит военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию (с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики).

В соответствии со ст. 87 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может по собственной инициативе подать в отставку, которая принимается Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Согласно ст. 88 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобождён от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством голосов (не менее двух третей голосов от полного состава) каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь.

Также Президент Республики Беларусь может быть смещён с должности  в связи с совершением государственной  измены или иного тяжкого преступления. В данном случае решение о выдвижении обвинения и его расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложение не менее одной трети её депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты Представителей.

Непринятие палатами Национального  собрания Республики Беларусь решения о смещении Президента с должности в течении месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Причем, предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

В случае смещения Президента в связи  с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается  Верховным Судом Республики Беларусь.

Статья 89 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение, что в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема свободы и ответственности  в государственном управлении связана, с одной стороны, с общесоциальными  проблемами свободы и ответственности  в обществе и поведении человека, зиждется на них, служит отражением в  управлении содержания и уровня их развитости, с другой — имеет специфические характеристики, обусловленные тем, что государственное управление – явление, строго определенное по целевому назначению, организации и правовому регулированию, контролю и оценке, олицетворяет собой свободу долженствования.

Свобода и ответственность выступают  в государственном управлении в  виде взаимосвязанных, парных явлений, из которых каждое определяет возможности и «поле» действия другого.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Президенте Республики Беларусь» Президент – Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Конституция не относит Президента напрямую к системе исполнительной власти, однако в силу статуса Главы государства он имеет возможность непосредственно участвовать в формировании органов исполнительной власти и осуществлять контроль за их деятельностью. Анализ правового статуса позволяет сделать вывод о том, что он наделен верховной исполнительной властью. Он, как Глава государства, находиться выше всех органов государственного управления и наделен наиболее значимыми полномочиями в сфере государственного управления. Управленческая деятельность Президента направлена на исполнение Конституции. Президент вправе осуществлять государственное управление и решать вопросы управленческого характера.

Полномочия Президента, поскольку они закреплены непосредственно в Конституции Республики Беларусь, образуют исключительную компетенцию Главы государства.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2010. – 48 с.
  2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 1995 г., N 3602-XII // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.
  3. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. – М.: Юрид. лит., 1997. – 400 с.
  4. Глава государства [Электронный ресурс] / Сайт Президента Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://president.gov.by/press10001.html. – Дата доступа: 07.09.2011.
  5. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник / Н.И. Глазунова. – М.: ТК Велби: Проспект, 2006. – 500 с.
  6. Зеркин, Д.П., Основы теории государственного управления: курс лекций / Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов – М.: Изд-во «МарТ», 2005. – 218 с.
  7. Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В.Н. Кивель. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 263 с.
  8. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск.: Амалфея, 2007. – 528 с.
  9. Конституционное право: пособие для студентов. / В.Г. Гавриленко, В.П. Изотко, В.А. Круталевич, Н.И. Ядевич; под общ. ред. В.Г. Гавриленко – Минск, «Право и экономика», 1998. – 180 с.
  10. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 07.09.2011.
  11. Организационная структура государственного управления.: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер – Минск.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с.
  12. Основы государственного управления: учеб. пособие / под ред. Н.Б. Антоновой, С.Н. Князева. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 480 с.
  13. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления [Электронный ресурс]. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://bargu.by/288-polnomochiya-prezidenta-rb-v-sfere-gosupravleniya.html. – Дата доступа: 07.09.2011.
  14. Президент Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.pravo.by/StateLaw/president.htm. – Дата доступа: 07.09.2011.
  15. Теория и методология государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер – 3-е изд., доп. – Минск.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с.
  16. Шапсугов, Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства / Д.Ю. Шапсугов – М.: ИБ «Юрист», 2003. – 328 с.

1 Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. -  2005. -  С 312 .


Информация о работе Государственное управление Республики Беларусь