Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа
Целью данного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления и исполнительной власти, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства. Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи: Определить само понятие “управление”. Рассмотреть специфику государственного управления.
Выявить составляющие эффективности государственного управления. Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления
1.1 Управление, как социальное явление……………………………………………………………………………..6
1.2 Специфика государственного управления………………………..…10
1.3 Цель, функции и принципы государственного управления……..…12
1.4 Особенности государственного управления в современной России…………………………………………………………………………….14
2. Исполнительная власть
2.1 Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти……………………………………………………………………………..17
2.2 Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации………………………………………………….18
3. Соотношение государственного управления с исполнительной властью...21
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы…………………………………………...30
Исполнительная власть в ее государственно-управленческом понима-нии в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управ-ления, столь характерного для условий безраздельного господства государст-венной собственности, т.е. почти полного обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденция становления системы государствен-ного регулирования, что особенно заметно в экономической области. Если государственное управление всегда исходило из необходимости постоянного и непосредственного (прямого) вмешательства аппарата управления в жизнь объектов, то сейчас главные ориентиры управляющего воздействия связыва-ются с самостоятельностью тех или иных структур, с их известным обособле-нием. Об этом, в частности, свидетельствует проводимый курс на реальное обеспечение их хозяйственной оперативной самостоятельности на региональ-ном и местном уровнях, на концентрацию внимания федеральных центров исполнительной власти, на выработке экономической политики и установле-нии организационно-правовых основ зарождающегося рынка, на стимулиро-вание предпринимательства и т.п. Все это потребовало решительного перес-мотра тех начал, которые отождествлялись с так называемой «администра-тивно-командной системой».
Перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено народом, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями.
Конец XX столетия актуализирует научную обоснованность государственного управления. Ведь сегодня, при всей значимости накопленного опыта, только наука обладает способностью и необходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Опыт обращен обычно к прошлому, искусство – интуитивно, научное же знание может с достаточной степенью достоверности прогнозировать и даже программировать пути и средства движения в будущее. Конечно, для этого годится только подлинная наука, а не ее суррогат, наука, освобожденная от обязанности объяснять текущую политику или оправдывать неудавшуюся практику. Поэтому научная обоснованность государственного управления в перспективе будет определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом взаимодействии многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.
Еще одно важное общественное требование к государственному управлению приобретает все более громкое звучание. Два столетия индустриального типа производства показали ограниченность и опасность производственного, или, как чаще называют, технократического подхода к организации общественной жизни и, естественно, к государственному управлению. Именно под влиянием этого подхода идеи Возрождения и Просвещения, взрастившие нашу цивилизацию, идеи глубоко гуманистического характера были отодвинуты в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух ипостасях: как производитель и как потребитель, с применением к нему одного – экономического – критерия оценки развития. Фактически в системе таких координат со времен Тейлора развивалась и наука управления производством, многие постулаты которой позднее были взяты и восприняты теорией государственного управления. Положение, складывающееся на грани тысячелетий, требует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано приобрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А это возможно при широкой гуманизации государственного управления, при внимательном учете философских, социологических, психологических, правовых, педагогических знаний.
С позиций именно интересов человека, его самосохранения, продления рода людского придется, наверное, государственному управлению анализировать и оценивать имеющиеся и нововводимые технологии, орудия и предметы труда, используемое сырье и материалы, качество продукции, образ жизни, условия быта и многое другое.
И, конечно, общество хочет видеть государственное управление социально эффективным. Не «спешащим следом» за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.14
Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.
1 Атаманчук Г.В. Общая теория управления - М., 1994.
2 Государственное и муниципальное управление ред. А.Я Понамарева. - СПб., 1997.
3 Российская газета 1997. 25 сентября
4 Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. 1996. №5
5 Осипов В.И Власть - проблемы государственного управления – М., 1996
6 Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. 1996. №5
7 Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления.- М., 1983.
8 Атаманчук Г.В. Функционирование государственного аппарата управления - М., 1998
9 СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4471.
10 Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472.
11 Водный кодекс РФ // Там же. №47. Ст. 4471.
12 СЗ РФ. 1995. №22. Ст. 2057.
13 СЗ РФ. 1995. №13. Ст. 1447.
14 Кочетков А. Эффективность системы государственной власти // Власть. 1997. № 5