Государственное управление в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Он сопровождается констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Концепция и основные начала образования в РФ определены Конституцией. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Право на образование является наиболее распространенным и реализуемым в России.
В ст. 43 Конституции РФ и федеральных законах определена правовая основа различных форм образования и самообразования.
Под системой образования понимается совокупность элементов преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, включающих в себя:
• систему органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;

Содержание работы

1. Государственное регулирование в области образования и науки……..
3
2. Управление в области культуры ..……………………………………….
5
3. Административно-правовое регулирование взаимоотношений в области здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма.…….

9
4. Система органов исполнительной власти и административно-правого регулирования взаимоотношений в области труда и социальной защиты.

12
Список использованной литературы………………………………………..
15

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Государственное  образовательное  учреждение 

высшего профессионального образования

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Административное право»

 

на тему:

«Государственное управление

в социально-культурной сфере»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

группа ЗУ-4790

Проверил:

Голубев А.Н., преп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск – 2011 г.

 

 

Оглавление

 

1. Государственное регулирование в области образования и науки……..

3

2. Управление в области культуры ..……………………………………….

5

3. Административно-правовое регулирование взаимоотношений в области здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма.…….

 

9

4. Система органов исполнительной власти и административно-правого регулирования взаимоотношений в области труда и социальной защиты.

 

12

Список использованной литературы………………………………………..

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственное регулирование в области образования и науки

 

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Он сопровождается констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Концепция и основные начала образования в РФ определены Конституцией. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Право на образование является наиболее распространенным и реализуемым в России.

В ст. 43 Конституции РФ и федеральных законах определена правовая основа различных форм образования и самообразования.

Под системой образования  понимается совокупность элементов преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, включающих в себя:

• систему органов  управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;

• сеть образовательных  учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.

Правовой статус образовательных  учреждений регламентируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами. Государственной аттестационной службой на основе итоговых аттестаций обеспечивается объективный контроль качества подготовки выпускников, по завершении каждого уровня образования окончившим учебу выдается соответствующий документ государственного образца.

Государственное управление образованием осуществляется соответствующими органами исполнительной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Министерство образования  РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, дополнительного образования. Министерство является также федеральным органом отраслевого управления педагогическим средним, высшим и послевузовским образованием.

Федеральным органом  исполнительной власти в соответствии с указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. от 01.11. 2001 г. № 1263 в области науки является Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной промышленной и научно-технической политики, осуществление мер развития промышленности, конкурентности товаров и услуг, сохранения и развитие научно-технического потенциала страны. Оно функционирует во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями, другими научными сообществами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, сотрудничает с научной и инженерно-технической общественностью страны в решении стоящих перед Министерством задач.

 

 

 

 

 

 

    1. Управление в области культуры

 

Закон РФ от 9 октября 1992 года №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации  о культуре»  связывает понятия культуры и  творчества с различными видами культурной деятельности – деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Культурная деятельность создает культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих потребностей.

Важнейшие направления  в культурной деятельности:

  • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;
  • архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;
  • книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей  государства в культурной сфере  является разработка отвечающей новым  реальностям правовой базы, которая  включает: стимулирующие налоговые  льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Основными задачами Министерства культуры Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти являются:

  • разработка и реализация государственной политики в сфере культуры;
  • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
  • научные исследования в области культуры;
  • создание условий для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории России;
  • содействие в реализации гражданами прав на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
  • содействие развитию сферы досуга;
  • обеспечение государственной поддержки и создание условий для профессионального искусства;
  • осуществление государственной политики в области охраны и популяризации историко-культурного наследия;
  • разработка и реализация федеральных программ сохранения и развития культуры;
  • формирование и обеспечение функционирования федеральной системы специального профессионального образования в сфере культуры;
  • участие в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере культуры;
  • развитие и координация международных культурных связей и другие задачи.

В настоящее время  Минкультуры России является координатором  действий и организует отношения различных организационных структур по поддержке театров, музеев, библиотек, учебных заведений культуры.

Федеральным исполнительным органом власти в сфере культуры является также Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В Положении, принятом от 10 сентября 1999 г. «Вопросы Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций» в ред. 14.02.2002 г. № 101 отмечается, что оно осуществляет государственное регулирование, межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления государственной политики в области кинематографии1. Функционирует оно во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, союзом кинематографистов и другими творческими союзами и общественными организациями страны. Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций решает следующие задачи:

  • разрабатывает и осуществляет государственную культурную и техническую политику;
  • разрабатывает и реализует федеральные программы в области кинематографии;
  • анализирует проблемы отрасли, определяет концепцию и стратегию развития кинематографии;
  • содействует развитию международных связей и др.

Правовые основы деятельности СМИ регламентируются:

  • в Конституции (ст. 29) гарантируется свобода массовой информации — это одно из условий становления и развития России как правового государства. Поэтому информационная открытость должна стать сердцевиной государственной политики в области СМИ. В то же время государственная информационная политика должна работать на созидание, способствовать реализации позитивного потенциала общества;
  • Законом от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»;
  • Федеральным законом от 29 ноября 1994 г. «О библиотечном деле»;
  • Законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»;
  • Законом от 24 ноября 1995г. «О поддержке районных (городских) газет»;
  • Законом от 1 декабря 1995 г. № 191 «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ» и другими нормативными актами.

22 августа 1996 г. был  принят Закон № 126-ФЗ «О государственной  поддержке кинематографии РФ», где прямо было отмечено, что кинематограф - часть культуры и искусства и должна сохраняться и развиваться при финансовой поддержке государства.

Федеральная архивная служба России (Росархив) является также федеральным  органом исполнительной власти в сфере культуры. Росархив обеспечивает государственное регулирование развития архивного дела, осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных и ведомственных архивов, контролирует соблюдение законодательства в области архивного дела.

В систему входят федеральные государственные  архивы и центры хранения документации, научные учреждения и другие организации, подчиненные непосредственно Росархиву, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подведомственные им архивы. Все эти вышеназванные федеральные органы исполнительной власти осуществляют административно- правовое регулирование отношений между субъектами права в сфере культуры на основе Конституции РФ, Федеральных законов и других нормативных актов.

  

    1. Административно-правовое регулирование взаимоотношений в области здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма

В соответствии с Конституцией Российской Федераций (ст.ст. 7, 39, 41) государство  охраняет труд и здоровье людей, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере. Динамично  и поступательно может развиваться  только такое государство, которое проявляет должную заботу о подрастающем поколении и пожилых людях, обеспечивает гуманное отношение к инвалидам, охраняет здоровье всех своих граждан и создает необходимые условия для их, достойной жизни.

Охрана здоровья людей (в широком, общесоциальном смысле) представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно- гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. При этом государство гарантирует охрану здоровья каждого гражданина в соответствии с внутренним законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Информация о работе Государственное управление в социально-культурной сфере