Государственное управление в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Он сопровождается констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Концепция и основные начала образования в РФ определены Конституцией. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Право на образование является наиболее распространенным и реализуемым в России.
В ст. 43 Конституции РФ и федеральных законах определена правовая основа различных форм образования и самообразования.
Под системой образования понимается совокупность элементов преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, включающих в себя:
• систему органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;

Содержание работы

1. Государственное регулирование в области образования и науки……..
3
2. Управление в области культуры ..……………………………………….
5
3. Административно-правовое регулирование взаимоотношений в области здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма.…….

9
4. Система органов исполнительной власти и административно-правого регулирования взаимоотношений в области труда и социальной защиты.

12
Список использованной литературы………………………………………..
15

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Охрана здоровья граждан  в широком понимании - это обязанность  всех государственных органов и  негосударственных организаций, для  большинства из которых эта деятельность не является основной и осуществляется параллельно с выполнением их главных задач.

Координация вопросов здравоохранения  относится к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов. Детальное распределение компетенции по этим вопросам между Российской федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.

Охрана здоровья граждан  в узком смысле заключается в  принятии медицинских мер профилактики заболеваний, оказании медицинской  помощи, поддержании оптимального состояния  общественной гигиены и санитарии. Реализация этих мер осуществляется самостоятельной системой специализированных учреждений и органов, для которых охрана здоровья граждан является их основным назначением и основным видом деятельности. Управление деятельностью этих учреждений и органов образует самостоятельную отрасль государственного управления в социально-культурной сфере — здравоохранение.

Спорт - обобщенное понятие  одного из компонентов физической культуры общества, исторически сложившееся  в форме соревновательной деятельности и специальной практики — подготовки человека к соревнованиям. Спортивная деятельность ориентирована на совершенствование физической подготовленности, духовных и волевых качеств личности, на организацию физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий и досуга населения. В ней выделяются две сферы:

а) cnopm высших достижений, обеспечивающий раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий;

б) профессиональный спорт как коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно- зрелищных мероприятий.

Общие вопросы физической культуры и спорта относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Так, компетенция Российской Федерации в данной области включает:

• формирование и осуществление федеральной и внешней политики; разработку и реализацию соответствующих федеральных программ;

• формирование Государственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации;

• установление федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта, требований к спортивным сооружениям, нормативов физической подготовленности различных групп населения;

• прямое финансирование научных исследований в этой области, спортивных сооружений и государственных физкультурно-спортивных организаций федерального значения, подготовки и выступления сборных команд под Государственным флагом Российской Федерации в официальных международных спортивных соревнованиях;

• контроль за исполнением федерального законодательства в области физической, культуры и спорта и др.

Туризм - это вид путешествий, в которых развлечения и отдых  органически объединяются с образовательными целями. Распоряжением Правительства от 17 декабря 1999 г. определены конкретные мероприятия реализации второго этапа (1999-2005 гг.) федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства от 26 февраля 1996 г.

 

 

 

    1. Система органов исполнительной власти и административно-правового регулирования отношений в области труда и социального развития

 

В соответствии с Конституцией РФ Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Однако этого далеко не достаточно, чтобы практически возможно было бы осуществить эти правовые декларации в жизни. Самым сложным и важным является организация комплекса экономических, финансовых, правовых, организационных, воспитательных, психологических и других мер, медленно, но уверенно разрешающих эту принципиально важную проблему удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения страны. В настоящее время необходимо разработать методологически правильную основу разрешения этой проблемы. Она же в немалой степени зависит и от совершенствования системы органов государственного управления в области труда и социального развития населения.

Переход к рыночной экономике  и массовое сокращение работников, особенно государственного управленческого аппарата, продолжаемое сокращение и увольнение из Вооруженных Сил и из других так называемых силовых структур, вопросы управления в области труда, занятости и социальной защиты населения приобретают особое значение.

Многие считают, что  наш современный российский рынок  отягощен чрезмерно административными, правовыми, экономическими и психологическими ограничениями, что это больше всего препятствует свободной продаже рабочей силы по условиям, более всего выгодным для большинства работников.

Это и прописка, и отсутствие открытого рынка жилья, наличие  государственной собственности, и неразвитость механизмов государственного регулирования поддержки граждан в сфере занятости. Однако реальные процессы показывают, что это не так, да и ведущие зарубежные ученые придерживаются больше новой концепции понимания исполнительной власти, согласно которой сущность ее заключается не в методах, а в степени контроля над действиями граждан и каналами распространения информации. То есть необходима разработка концепции государственного контроля отношений в сфере административного публичного права.

Административно-правовое регулирование, его мера и степень  должны определятся исходя из конкретных управленческих отношений, складывающихся в различных отраслях, сферах и комплексах народного хозяйства. Регулирование не должно замыкаться на оказании исключительно

административных услуг  со стороны органов исполнительной власти, что чаще всего имеет место.

Правовая основа отношений  труда заложена в ст. 37 Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных актах.

Федеральными органами исполнительной власти в сфере труда  и социального развития является Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России). Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет руководство обеспечением единой государственной политики в области труда и социальных вопросов и координирует работу по этим направлениям.

Постановлением Правительства  РФ утверждено Положение о Минтруде России от 29.12.2001 г. № 919 в ред. 06.09. 2001 г. № 633. Основными задачами Минтруда России являются:

• осуществление мер  по реализации государственной политики в области труда и социальных вопросов и, соответственно, забота о повышении уровня жизни и доходов населения, а также обеспечение улучшения условий и охраны труда;

• осуществление мер  по совершенствованию организации  оплаты труда, дифференциации заработной платы по отраслям и категориям работников;

• подготовка предложений  по совершенствованию трудового законодательства и содействие развитию коммерческих начал в трудовой и социальной сферах;

• участие в формировании системы социального партнерства  в трудовых отношениях, осуществление контроля за ходом выполнения заключенных с работодателями договоров, включая контроль за соблюдением трудового законодательства и изучение причин возникновения коллективных трудовых споров и их устранение;

• разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции и др.

Минтруд России обеспечивает единую государственную политику в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, женщин и детей, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке. Система организаций и учреждений, а также органы социального развития субъектов РФ образуют единую государственную систему социального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативные акты:

 

    1. Конституция Российской Федерации// Российская газета от 25 декабря 2003 г.;
    2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»//Российская газета № 72 31.07.1992;
    3. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г., № 46;
    4. Закон РФ от 22 июля 1993 года № 5487-I ''Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан'' // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., № 33;

 

Научная и учебная  литература:

 

    1. Агапов А.Б. Административное право. Учебник. М.: Высшее образование, 2009;
    2. Кузнецова И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. М.: Эксмо, 2009;
    3. Четвериков В.С. Административное право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

 

1 СЗ РФ. 1999. №37. Ст. 4508.


Информация о работе Государственное управление в социально-культурной сфере