Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:05, курсовая работа
В данной работе раскрываются понятие и характерные черты государственного управления, проводится соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I Понятие и характерные черты государственного управления.........5
1.1 Общее понятие управления. Управление как социальное явление………5
1.2 Государственное управление…………………………………………….....8
ГЛАВА II Соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности…………………………………………………11
2.1 Государственное управление в рамках государственной власти………...11
2.2 Сфера государственного управления с другими видами
государственной деятельности…………………………………………………14
ГЛАВА III Новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества…………………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………22
Список используемой литературы…………………………………….……….25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I Понятие и характерные черты государственного управления.........5
1.1 Общее понятие управления. Управление как социальное явление………5
1.2 Государственное управление…………
ГЛАВА II Соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности………………………………………………
2.1 Государственное управление
в рамках государственной
2.2 Сфера государственного
государственной деятельности………………………………………………
ГЛАВА III Новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества…………………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….……….
ВВЕДЕНИЕ
Начиная изучение темы курсовой работы, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах. Являясь специфическим видом социального управления, государственное управление воздействует на всю общественно-политическую жизнь, причем особую значимость в данном контексте представляют исполнительно-распорядительные институты государственной власти, их внутреннее содержание, так как посредством их деятельности происходит упорядочение общественных отношений в той или иной сфере. Вопросы, связанные с государственным управлением, исполнительной властью, их количественным и качественным соотношением, а также принципы осуществления их деятельности продолжают изучаться ведущими теоретиками административного права. Разрешение проблем, ликвидация неточностей и пробелов в этих вопросах будут содействовать дальнейшему построению правового государства в Российской Федерации. Следует отметить огромные заслуги в теоретической разработке данных фундаментальных категорий доктора юридических наук, профессора Козлова Ю.М., профессора Лазарева Б.М., ведущих правоведов Манохина В.М., Адушкина Ю.С., Багишаева З.А. и других представителей российской административно- правовой науки.
Итак, определив актуальность темы, необходимо выяснить, какова сущность государственного управления, его содержание, а также наиболее оптимальные условия применения основных принципов, в соответствии с которыми оно осуществляется. Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в ходе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти в той или иной сфере общественной жизни. Что касается предмета изучения, то его составляют такие явления, как социальное управление, государственное управление и основные положения-принципы, на основании которых последние действуют. Таким образом, целью написания данной работы ставится всестороннее изучение фундаментальных вышеуказанных категорий административного права.
Исходя из этого, определим задачи, которые нам предстоит решить:
1. изучить понятие государственного управления и принципов его осуществления;
2. разъяснить соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности;
3. выявить новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества.
Изучение данной темы курсовой работы имеет огромное научно-теоретическое и практическое значение. Это обусловлено тем, что государственное управление как социальное явление исследуется специалистами в области социологии, политологии, экономики, конституционного и других фундаментальных отраслей российского права - финансового, гражданского, уголовного. Следовательно, государственное управление оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни, и, соответственно, будет намного эффективнее, если его изучение будет продолжаться и в дальнейшем.
ГЛАВА I Понятие и характерные черты государственного управления
1.1 Общее понятие управления.
Управление как социальное
Приступая к изучению административного права, необходимо, прежде всего, определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы Российской Федерации. А она объективно связана с социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем самым термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.1
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.
Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
Управление — внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.2
Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них3:
Во-первых, это совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.
Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).
В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта
воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это — категории сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей.
В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути, управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.
В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей — участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда — властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления. Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое «вмешательство» государственной власти в социальные отношения.
В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.
1.2 Государственное управление
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин — исполнительная власть. Означает ли это, что государственное управление впредь не существует или же налицо чисто терминологическая реформация?
На эти закономерные вопросы ответ может быть один: все объясняется конституционным провозглашением разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации4 государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но, прежде всего, выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х годов.
Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией. По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов.
____________________
4 Ст. 10 Конституции РФ.
Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности. Так, на долю органов государственной власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранительную функцию.
Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками5:
а) государственное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
б) государственное управление — деятельность
исполнительно-
в) государственное управление — прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;
г) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника
____________________
5 Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. - М., 2010. С. 152
основных средств производства;
д) государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т.п.6
В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти, т.е. советов различных уровней.