Кроме указанных нормативных актов,
правовую основу государственной службы
Российской Федерации также составляет
ряд подзаконных нормативных
актов:
1. Указ Президента Российской
Федерации «Об утверждении Положения
о персональных данных государственного
гражданского служащего Российской
Федерации и ведении его личного
дела» от 30 мая 2005 года N 609.
2. Указ Президента Российской
Федерации «О примерной форме
служебного контракта о прохождении
государственной гражданской службы
Российской Федерации и замещении
должности государственной гражданской
службы Российской Федерации»
от 16 февраля 2005 года N 159.
3. Указ Президента Российской
Федерации «О проведении аттестации
государственных гражданских служащих
Российской Федерации» от 1 февраля
2005 года N 110.
4. Указ Президента Российской
Федерации «О конкурсе на замещение
вакантной должности государственной
гражданской службы Российской
Федерации» от 1 февраля 2005 года N
112.
3. Государственные
служащие - субъекты административного
права
Деятельность государственных
служащих как субъектов административного
права характеризуется применением
не только регулятивных, но и диспозитивных
методов; она опосредуется нормами
материального и процессуального
права, а также нормами одной
отрасли права и правовыми
установлениями многих других правовых
отраслей и институтов.
Материальные нормы
в институте государственной
службы устанавливают статутные
положения, которые определяют принципиальные
черты этого правового института.
К материальным нормам относятся: принципы
государственной службы; понятие
государственного служащего; права, обязанности,
правоограничения государственных
служащих, льготы, гарантии и компенсации
(правовой статус служащих); реестр государственных
должностей; вопросы совместительства;
способы замещения должности; испытательный
срок; аттестация; служебная дисциплина
и дисциплинарная ответственность;
условия службы; способы и основания
для прекращения государственной
службы; контроль и надзор в системе
государственной службы.
Процессуальные
нормы регулируют отношения по реальному
исполнению положений, содержащихся в
материальных правовых нормах. Причем
в каждом конкретном пединституте,
образующем институт государственной
службы, содержатся специфические процессуальные
положения и процедуры. К ним
относятся: порядок поступления
на службу; процедура перемещения
служащего и прохождение службы;
порядок проведения аттестации; присвоение
специальных званий и рангов; дисциплинарное
производство; процедура увольнения
и т. д. Государственная служба как правовой
институт регулирует организацию и деятельность
всех работающих (сотрудников), которые
на профессиональной основе выполняют
государственные задачи и функции и которые
введены (назначены, избраны) в структуру
государственного органа (государственной
администрации) на уровне Федерации, ее
субъектов. Как правило, институт государственной
службы должен регулировать отношения
с государством пожизненно назначаемых
служащих, работающих в сфере законотворчества,
исполнительной и судебной власти, прокурорского
надзора.
Государственные служащие
являются субъектами реализации управленческих
и других государственных функций,
участниками осуществления компетенции
государственных органов. Следует
отметить, что государственные служащие
могут быть субъектами не только административного
права; они могут выступать и
в качестве участников общественных
отношений, урегулированных нормами
других правовых отраслей. Так, служащие
вступают в специфические отношения,
регулируемые нормами государственного,
муниципального, трудового, финансового,
уголовного, гражданского права.
В теории административного
права различаются индивидуальные
и коллективные субъекты. Государственные
служащие являются индивидуальными
субъектами административного права.
Как и всякий субъект права, государственный
служащий, чтобы стать субъектом
административного права, должен обладать
двумя признаками: 1) выступать в
общественных отношениях в качестве
обособленного, способного формировать
и осуществлять единую волю персонифицированного
субъекта социального общения (социальный
критерий); 2) быть носителем прав и
обязанностей и участвовать в
правоотношении на основе правовых норм.
Государственные служащие
как субъекты административного
права чаще других его субъектов
вступают как во внутренние административно-правовые
отношения, т. е. внутри системы государственной
администрации, так и во внешние
отношения, т. е. отношения с гражданами,
другими государственными и муниципальными
органами, с частными организациями.
Возможны административно-правовые
отношения и между государственными
служащими, выполняющими служебные
функции. В этих случаях государственные
служащие также выступают как
выразители публичного, а не индивидуального
интереса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель курсовой работы достигнута,
я осуществила целостно-логическое
исследование субъекта - государственного
служащего. Поставленные задачи решены:
более широко освещены различные взгляды
на административно – правовой статус
субъектов административно – правовых
отношений, определено место участников
административно – правовых отношений
в системе административного права России.
Современный этап государственного
строительства и формирования гражданского
общества в России напрямую связан
с решением стратегических вопросов
организации и правового обеспечения
институтов государственной и муниципальной
службы.
Среди задач, которые предполагается
решить в процессе проводимой в стране
административной реформы, особое место
занимает реформирование государственной
службы. Цель реформирования – кардинальное
повышение эффективности государственной
службы в интересах развития гражданского
общества и укрепления государства,
создания целостной системы государственной
службы с учетом исторических, культурных,
национальных и иных особенностей.
С другой стороны, административное право
может само воздействовать на характер
и содержание административной реформы.
Административная реформа изменяет черты,
содержание, а иногда и сами принципы соответствующих
административно-правовых институтов.
В литературе новые законы
о государственной службе получили
неоднозначную оценку можно встретить
и достаточно отрицательные оценки нововведений.
Например, президент фонда "ИНДЕМ"
Г. Сатаров оценивает ФЗ от 27 июля 2004 г.
"О государственной гражданской службе
Российской Федерации" на "три с минусом"
и приводит соответствующие обоснования.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция
РФ, 12.12.1993г., Ростов-на-Дону, 2009г.
2. Федеральный
закон «О системе государственной службы
Российской Федерации» от 27 мая 2003 года
N 58-ФЗ
3. Федеральный
закон «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» от 27 июля
2004 года N 79-ФЗ
4. Алексеев
С. С., «Административное право». Т. 2. М.,
2008г..
5. Габричидзе
Б.Н., Чернявский А.Г. «Административное
право» Москва 2004г.
6. Попов Л.Л.,
(ред.) «Административное право Российской
Федерации». Учебник. – М.: Зерцало, 2007г.