Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:47, доклад

Описание работы

Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий в сфере государственного управления, возложенных на него административным правом.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

Файлы: 1 файл

Граждане как субъекты административного права.docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Субъекты  административного права       

 Субъект административного  права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий в сфере государственного управления, возложенных на него административным правом.     

 Субъекты административного  права могут стать субъектами  административных правоотношений, если имеют место:     

 • административно-правовые  нормы, предусматривающие права  и обязанности субъекта;     

 • административная  правоспособность и дееспособность  субъекта;     

 • основание возникновения,  изменения и прекращения правоотношения.      

 Административная  правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.      

 Административная  дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.     

 Субъект административно-правовых  отношений - лицо, которое в соответствии с действующим законодательством является участником управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделено определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способно их осуществлять.      

 Субъекты административного  права (административно-правовых  отношений) могут быть индивидуальными и коллективными.   

 Индивидуальные  субъекты:     

 • граждане Российской  Федерации;     

 • иностранные граждане;      

 • лица без гражданства.  

 Коллективные  субъекты:   

 а) государственные  организации:      

 • органы исполнительной  власти (государственного управления);       

 • государственные  предприятия, учреждения и их  объединения;      

 • структурные подразделения  органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.    

 б) негосударственные  организации:      

* общественные объединения  (партии, союзы, общественные движения  и т.п.);      

* трудовые коллективы;              

* различные коммерческие  структуры;      

* органы местного самоуправления.  

 

2. Граждане  как субъекты административного  права      

 Среди  субъектов административного  права особое место  занимает гражданин. Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства. Имеется в виду гражданин, не наделенный властно-распорядительными функциями и либо работающий в организациях, либо не работающий (учащийся, пенсионер).      

 Совокупность  прав, обязанностей  и ответственности  физического лица  в административном  праве образуют  его административно-правовой  статус. Административно-правовой  статус граждан  Российской Федерации  - часть общего  правового статуса,  установленного Конституцией  РФ, Законом РФ "О  гражданстве Российской  Федерации" и другими актами законодательства. Общий административно-правовой статус граждан предопределен конституционными принципами и по этой причине универсален, стабилен. Его проявления различны и их лучше всего можно выразить с помощью понятия видовых статусов.     

 Некоторые  ученые связывают  административно-правовой  статус физического  лица с гражданством и, исходя из этого, выделяют:       

1) три  категории граждан  России (обычных,  почетных и с  двойным гражданством);       

2) две  категории иностранных  граждан («ближнего»  и «дальнего» зарубежья);       

3) лиц  без гражданства  (апатриды).       

 Различие  этих статусов  проводится по  положениям норм  Конституционного  и административного  права. При их  совпадении есть  шесть различий, касающихся  занятия ряда должностей  только гражданами  России, режимов доступа  к государственной тайне, распространения воинской обязанности только на граждан, мер административной ответственности и др.       

 Исходя  из сказанного, административно-правовой  статус гражданина  России есть установленные  законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.      

 Можно  выделить административно-правовой статус:    

  ≈ общий, базовый для своей сферы,    

  ≈ специальный – отдельные виды административно-правовых статусов, опосредующих разнообразное правомерное поведение граждан:     

 ♦  специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов,     

 ♦  статус членов  административных коллективов,     

 ♦  статус субъектов  административной  опеки,     

 ♦  статус жителей  территорий с особым  административно-правовым  режимом,     

 ♦  статус субъектов  разрешительной системы.      

 Исходя  из такого критерия, как характер гарантированной деятельности граждан выделяют другие виды административно-правовых статусов.      

 1) общегражданский статус в делах управления государственными делами -  обусловлен конституционными нормам и ориентирован на развитие гражданских качеств человека.      

2) функционально-клиентский, когда граждане удовлетворяют свои интересы и потребности благодаря корреспондирующим обязанностям органов, служб и должностных лиц.      

3) партнерско-содействующий, когда граждане участвуют в деятельности исполнительных органов и выполняют разные социально-правовые роли.      

4) охранительный, когда гражданам обеспечивается защита их прав и законных интересов как в административном и судебном порядке, так и мерами общественно-политического  воздействия.        

 Административно-правовой  статус гражданина  включает в себя:     

- комплекс  прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;     

- гарантии  реализации этих  прав и обязанностей, включая их охрану  законом и механизм  защиты органами  государства и  органами местного  самоуправления.     

 В  правовых актах  не отождествляется  правовой статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.     

 Значительна  также и роль  органов исполнительной  власти и местного  самоуправления в  формировании и  реализации административно-правового  статуса гражданина. В пределах предоставленной компетенции они:     

= издают  правовые акты, влияющие  на содержание административно-правового статуса гражданина;     

= реализуют  их исполнение;     

= содействуют  гражданам в реализации  их субъективных прав;     

= осуществляют  охрану прав и  свобод граждан.     

 Административно-правовое   положение  граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность.    

  Административная  правоспособность гражданина - это признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.    

 Административная  правоспособность  граждан не может  быть отчуждаема  или передаваема.  Ее объем изменяется  лишь законом:  она может быть  временно ограничена  в случаях и  в порядке, определяемых  законодательством, например в связи с совершением уголовного или административного, правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений.

Административная  правоспособность граждан  служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.    

  Административная  дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Она возникает по достижении гражданином определенного возраста:    

 •  полная - с 18 лет;    

 •  ограниченная - с 16 лет;    

 • частичная - с 7 лет.     

 На  административную  дееспособность влияет  наличие у граждан  определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.    

 Согласно  Конституции РФ  и основанному  на ней законодательству  личность, человек,  независимо от  его служебного, общественного  или имущественного  положения, национальности, вероисповедания  и т.д., является  в России субъектом  права всех его  отраслей, для чего  основы правового  статуса личности  закреплены в Конституции  РФ.     

  Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».     

  Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус. Это нормы, определяющие права и обязанности:     

- в  государственной  и общественной  деятельности;     

- в  хозяйственно-трудовой  деятельности;     

- в  личной или семейной  сфере, не затрагивающей  интересы общества.     

  Третий элемент административно-правового статуса, — социальный, добавляется, когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.     

  Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, охотники, водители, спортсмены и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.    

 Административно-правовой  статус гражданина обладает рядом особенностей.     

  Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности, и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.    

  Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами),  либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении  дел  об  административных  правонарушениях  гражданин  имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).    

  В-третьих, содержание  административно-правового  статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).    

  В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает:    

= права  и обязанности,  общие для всех  граждан, (например, обязанность соблюдать  правила пожарной безопасности);    

Информация о работе Граждане как субъекты административного права