Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:47, доклад

Описание работы

Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий в сфере государственного управления, возложенных на него административным правом.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

Файлы: 1 файл

Граждане как субъекты административного права.docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

= права  и обязанности,  принадлежащие только  какой-либо категории  граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам);    

= права  и обязанности  конкретных индивидов  (например, лица, являющегося беженцем или вынужденным переселенцем).    

 Вместе  с тем Конституция  РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает  в исключительных  случаях возможность  ограничения федеральным  законом прав личности, причем правовые  нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер.

Права и обязанности  граждан в сфере  государственного управления      

 Административное  право в основном  влияет на осуществление  прав и обязанностей  человека и гражданина, процесс которого  предполагает взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции РФ).      

 Права  и обязанности  граждан в сфере  государственного  управления можно условно разделить на четыре блока.     

  Первый - необходимые для участия в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе.      

  Второй - для их реализации необходима активная деятельность и содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления.      

  Третий - их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления.      

  Четвертый - связан с участием граждан в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов,   межведомственных   и   рабочих   комиссий,   внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, — например добровольных народных дружин.     

 В  административном  праве права граждан  подразделяют на  виды по различным  основаниям.     

  В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:    

= абсолютные (безусловные)  права - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, трудоустройство и т. п.);    

= относительные права  - права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).     

  В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения различают:     

 •  общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);     

 •  специальные права - права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).     

  По содержанию выделяют следующие группы прав:    

 •  право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);    

 •  право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно- эпидемиологической, медицинской помощи и др.);    

 •  право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций).     

  По степени возможности  реализации административно-правовые обязанности граждан подразделяются на:   

 •  абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т. п.);   

 •  относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля - платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т. п.).    

 Граждане  РФ, имея права,  вместе с тем  исполняют и обязанности.  Конституция РФ  относит к ним  следующие обязанности: соблюдать Конституцию и законы РФ, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество и др.    

 Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия. Неправомерное поведение является административными правонарушениями. В случае неправомерного поведения гражданин обязан претерпеть неблагоприятные для себя последствия личного или материального характера.     

 Реализуя  свой правовой  статус в сфере  государственного  управления, граждане  вступают в самые  разнообразные административные правоотношения. Они возникают, изменяются или прекращаются:    

 ♦  по поводу реализации  гражданами принадлежащих  им прав (право  на поступление  в высшее учебное  заведение);     

 ♦  в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль);     

 ♦  в виду нарушения  органами государственного  управления и местного  самоуправления и  их должностными  лицами прав и  законных интересов  граждан (например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта);     

 ♦  по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей, влекущего ответственность за административные правонарушения или дисциплинарные проступки.    

 Гражданин  реализует свои  права и обязанности  посредством следующих правомерных действий: фактического использования прав; приобретения законных прав; защиты нарушенных прав. 

 

3. Административно-правовые  гарантии прав  и свобод граждан      

 К  гарантиям прав  и обязанностей  граждан обычно  относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.     

  Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.      

  Политические гарантии предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, стабильную государственную власть, согласие в государстве и многонациональном обществе.     

  Организационные гарантии представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах.      

  Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные - реализуемые судами в процессе осуществления правосудия и внесудебные (административные) - реализуемые в рамках управленческой компетенции органов государственного управления и их должностных лиц.      

  Изначальным и  универсальным гарантом  прав граждан является  закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:    

   * положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать экономической и политической ситуации в стране, обладать юридической стабильностью;   

    * отвечать высокому уровню юридической техники;   

    * содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;     

* определять государственные органы, которые обязаны создавать условия для реализации прав и свобод;     

* предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан.     

 К  гарантиям прав  и обязанностей  граждан относят  конституционное  право граждан  обращаться лично,  а также направлять  индивидуальные и  коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Основными видами обращений граждан являются:     

= предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, 
деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;     

= заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;     

= жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина. 

 

4. Административно-правовой  статус иностранных  граждан и лиц  без гражданства     

 Правовое  положение иностранных  граждан на территории  РФ регулируется  российским законодательством,  а также международными договорами. Законы РФ распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории. Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.     

 Регулируя  отношения с иностранными  гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (кроме случаев, установленных законом) и подлежат административной ответственности на общих основаниях. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией законами России, международными договорами, правилами пребывания иностранных граждан на территории РФ и транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ.     

 Законодательство  различает иностранных  граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом, связывая с этим определенные правовые последствия.  РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.    

 Иностранные  граждане, находящиеся  на территории  Российской Федерации, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно проживающие. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях, - временно пребывающие. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав, чем временно пребывающие.    

 Иностранные  граждане и лица  без гражданства  пользуются правами:  на обжалование незаконных действии (решений) органов государственной власти, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на медицинскую помощь; на образование и т.д.    

 Правосубъектность лиц, находящихся на территории Российской Федерации и не являющихся ее гражданами, характеризуется особенностями, которые представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством:     

  ≈  не могут быть государственными служащими;     

  ≈  не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;     

  ≈  на них не распространяется воинская обязанность;     

  ≈  только к ним применяется наказание - выдворение;     

  ≈  могут въезжать на территорию России при наличии разрешения;     

  ≈  проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;     

  ≈  могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства и др.    

 Регулируя  отношения с иностранными  гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.    

 Юридические  гарантии закреплены  в законах и  подзаконных актах.  Они содержат меры  по защите принадлежащих  иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.    

Информация о работе Граждане как субъекты административного права