Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Граждане как субъекты правоотношений…………………………... 4-5
2. Административно-правовой статус граждан РФ……………………..6-9
3. Административно-правовые обязанности граждан РФ……………10-12
4. Гарантии прав и свобод граждан РФ……………………..………. 13-14
Заключение…………………………………………………………………… 15
Список использованной литературы………………………………………...

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО АП.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

 

 

НОУ ВПО «Институт законоведения и управления ВПА»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по административному праву

 

Тема:    Граждане как субъекты административного права

 

 Кафедра административных и финансово-правовых дисциплин

 

 

   

Выполнил

 
   

студент группы:

______________

   

заочной

формы обучения

   

Специальность: 030900 .62 Юриспруденция

   

Ф.И.О.     Насыртдинов Р.Ф.


                                                        

                                                         Проверил

                                                         Преподаватель:__________________

                                                         Оценка (зачтено\незачтено)________

                                                         Подпись преподавателя___________

 

 

 

 

Тула 2014 г.

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….. 3

  1. Граждане как субъекты правоотношений…………………………... 4-5
  2. Административно-правовой статус граждан РФ……………………..6-9
  3. Административно-правовые обязанности граждан РФ……………10-12
  4. Гарантии прав и свобод граждан РФ……………………..………. 13-14

Заключение…………………………………………………………………… 15

Список использованной литературы………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают граждане РФ, Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Российская Конституция 1993 г. закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для нее материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права.

Задачи курсовой работы складываются из анализа административно-правового статуса гражданина РФ, характеристики прав, свобод и обязанностей граждан РФ по административному праву.

При подготовке курсовой работы были использованы нормативные акты, учебники и учебные пособия по административному праву, исследования, раскрывающие сущность административно-правового статуса граждан РФ, их права и обязанности.

 

 

1.Граждане как субъекты правоотношений

     Для того, чтобы рассматривать  граждан, как субъектов правоотношений, необходимо определить, сформулировать  суть понятия субъекта правоотношений. Теория права формулирует понятие  субъект правоотношений как -  индивид, или организация, которые  на основании норм права могут  быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав  и обязанностей.

     Исходя из природы правоотношений, можно выделить две категории  субъектов:

  1. Индивиды (или физические лица)
  2. Организации.

       К физическим лицам, как участникам  правоотношений относятся граждане  данного государства, а так же  находящиеся на его территории  иностранцы и лица без гражданства.  В правовой теории и практике  гражданские (личные) права понимаются - как свобода принимать решения  независимо от государства, духовная  и физическая свобода человека  от контроля государства (в виде  свободы совести, свободы слова  и убеждений, физической безопасности  личности) исторически сформировалась  раньше других свобод. Обвинение  в преступлении часто связано  с наказанием в виде лишения  свободы, право в этой сфере  исторически оформилась в 17-18 веках. Среди них право считаться  невиновным до приговора независимого  суда, право оспорить в суде  заключение под стражу, недействительность  доказательств, полученных под пыткой.

      Для того, чтобы граждане могли  быть участниками различных правоотношений, они должны обладать определенными  качествами, для обозначения которых  применяется термин «правосубъектность», то есть установленная правовыми  нормами способность быть участниками  правоотношений.  «Каждый человек, где бы он не находился, имеет  право на признание его «правосубъектности»» - говориться в ст. 6 Всеобщей декларации  прав человека 1948 г., в ст. 16 Международного  пакта о гражданских и политических  правах 1966 г. Таким образом, «правосубъектность»  неотделима от личности и носит  всеобщий характер: ее признание  в принципе не зависит от  пола, возраста, профессии, места жительства  и т.д.. Государство должно гарантировать  это качество – способность  быть участником правоотношений  за каждым человеком.

     Конституция РФ в ст. 19 «гарантирует  равенство прав и свобод человека  и гражданина независимо от  пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также других обстоятельств». Этой  же статьей «запрещаются любые  формы ограничения прав граждан  по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной  принадлежности».

     Существенно, что права и свободы  человека и гражданина признаются  и гарантируются не только  Конституцией, но и согласно общепризнанным  принципам и нормам международного  права. Это обстоятельство, с одной  стороны, должно подтверждать вхождение  нашей страны в сообщество  цивилизованных государств, а с  другой – стимулировать законодательство  в сфере прав и свобод человека  и гражданина, направленное. В частности, на предупреждение всех форм  дискриминации, защиту семей, детей, молодежи, на улучшение благосостояния  народа.

 

 

2.Административно-правовой  статус граждан РФ

Субъектом административного права признается обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Круг таких субъектов многообразен, и главное, что объединяет их - это обладание особым юридическим качеством - административной правоспособностью.

Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, при соблюдении установленных административно-правовыми нормами условий, могут быть субъектами административно-правовых отношений.

Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной право- и дееспособностью.

Административная правоспособность — установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

        Граждане образуют наиболее многочисленную  группу субъектов административного  права.

       Необходимо отметить, что очень  часто понятие "гражданин" используется  в широком и узком значениях. В широком смысле в содержание  понятия "гражданин" включают  как собственно граждан РФ, так  иностранных граждан, лиц без  гражданства. Такое расширительное  толкование характерно для множества  законодательных актов. В узком  смысле понятие "гражданин" охватывает  только граждан РФ. Далее будем  стараться использовать понятие "гражданин" именно в узком  значении, давая отдельную характеристику  такой группе субъектов административно-правовых  отношений, как иностранные граждане  и лица без гражданства.

Определение административно-правового статуса гражданина неотделимо от уяснения понятия "гражданство". В настоящее время основополагающие вопросы гражданства установлены ст. 6 Конституции РФ:

- гражданство  Российской Федерации приобретается  и прекращается в соответствии  с федеральным законом, является  единым и равным независимо  от оснований приобретения;

-  каждый  гражданин Российской Федерации  обладает на ее территории  всеми правами и свободами  и несет равные обязанности, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации;

- гражданин  Российской Федерации не может  быть лишен своего гражданства  или права изменить его.

В соответствии со ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (ст. 45 Закона о гражданстве предусмотрено, что он вступает в силу с 1 июля 2002 г.);

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве.

    Административно-правовой  статус гражданина складывает  из четырех взаимосвязанных подсистем. Прежде всего, это административно-правовой  статус личности (человека), характеризуемый  комплексом прав и гарантий, декларируемых  Конституцией РФ, актами международного  права, находящими конкретизацию  в нормах административного права, и реализуемых посредством участия  гражданина в административно-правовых  отношениях. Это такие права, как  право на жизнь, на равенство  перед законом и судом, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, и другие. Вместе с тем, давая  характеристику административно-правовому  статусу личности, нельзя забывать  и комплекса обязанностей, в числе  которых можно выделить заботу  о сохранении исторического и  культурного наследия, сбережение  памятников истории и культуры; уплату законно установленных  налогов и сборов; сохранение  природы и окружающей среды, бережное  отношение к природным богатствам.

      Второй подсистемой является  административно-правовой статус  собственно гражданина. Именно здесь  принципиальное значение имеет  устойчивая правовая связь человека  с государством, выражающаяся в  наличии гражданства. Особенностью  административно-правового статуса  собственно гражданина является  то, что данный статус включает  в себя права и обязанности, которыми не обладают лица, имеющие  гражданство (подданство) иного государства, а также лица без гражданства. Так, только граждане РФ имеют  право на равный доступ к  государственной службе, могут занимать  определенные должности и осуществлять  определенные виды деятельности, например быть нотариусами, частными  детективами, а также обладают  конституционным правом на беспрепятственное  возвращение на территорию РФ.

     Третий уровень административно-правового  статуса - социальный статус. Статья 19 Конституции РФ закрепляет 3 фундаментальных  положения, которые должны учитываться  при оценке содержания социального  статуса гражданина. Социальный  статус необходимо рассматривать  не в примитивном смысле социальной  иерархии. Выделение социального  статуса объективно обусловлено  тем, что место человека в социуме, выполняемые им социальные функции, его социальная роль во многом  определяют содержание его прав  и обязанностей. Так, приобретая  статус индивидуального предпринимателя, гражданин приобретает комплекс  прав, реализуемый в рамках как  гражданско-правовых, так и административно-правовых  отношений. В свою очередь, индивидуальный  предприниматель несет и специфические  административные обязанности, которые  возлагаются на него именно  в силу приобретения им данного  социального статуса.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права