Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Граждане как субъекты правоотношений…………………………... 4-5
2. Административно-правовой статус граждан РФ……………………..6-9
3. Административно-правовые обязанности граждан РФ……………10-12
4. Гарантии прав и свобод граждан РФ……………………..………. 13-14
Заключение…………………………………………………………………… 15
Список использованной литературы………………………………………...

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО АП.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

Наконец, четвертый уровень административно-правового статуса гражданина составляет так называемый особый (мы предлагаем именовать его факультативным) статус, содержание которого определяется правами и обязанностями, приобретаемыми гражданином для удовлетворения индивидуальных потребностей. Примерами такого особого статуса могут быть статусы автовладельца, охотника, пилота-любителя, владельца маломерного судна и т.д.

      К числу особенностей административно-правового  статуса граждан необходимо отнести  ряд административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ  исключительно  в отношении граждан. При этом  отметим, что, говоря об этих видах  наказаний, мы будем использовать  понятие "гражданин" в широком  смысле, так как данным наказаниям  могут быть подвергнуты и иностранный  гражданин, и лицо без гражданства. Еще одним проявлением факультативного  статуса может служить статус, обусловленный совершением гражданином  определенных действий, носящих, как  правило, временный характер. Примерами  могут быть статусы пешехода, туриста, авиапассажира.

      Конкретизируя, дополняя, детализируя  нормы конституционного права, а  также других отраслей права, например, налогового, таможенного, экологического  права в сфере государственного  управления, нормы административного  права определяют многие дополнительные  права и обязанности граждан  и, что особенно важно, механизмы  их реализации и защиты от  нарушений.

 

 

 

 

 

3.Административно-правовые  обязанности граждан РФ

     Конституция Российской Федерации  в статье 17 закрепляет положение  о том, что права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения, а осуществление  прав и свобод человека и  гражданина не должно нарушать  права и свободы других лиц.

     Главной особенностью граждан  как участников административных  правоотношений является то, что  они выступают в качестве частных  лиц, то есть реализуют свои  личные общегражданские права  и обязанности в сфере исполнительной  власти, а не права государственных  или негосударственных организации, их должностных лиц.

    Права  граждан в сфере государственного  управления делятся:

1) в зависимости  от механизма их реализации:

- абсолютные - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.;

- относительные - права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности и др.;

2) в зависимости  от круга лиц, которым предоставляются  права, и оснований их возникновения:

- общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц;

- специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) по своему  содержанию права делятся на три вида:

- право на участие в государственном управлении. К таковым относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан и др.;

- право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнести: право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.;

— право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

     Имея права, граждане Российской  Федерации, вместе с тем, выполняют  возложенные на них Конституцией  Российской Федерации обязанности.

     Административно-правовые обязанности  граждан Российской Федерации  подразделяются на два вида:

1) абсолютные  — возлагаются на каждого и  не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата  установленных налогов и т.п.);

2) относительные  – возникают из правомерных  действий, направленных на приобретение  прав и пользование ими (обязанность  собственника автомобиля — платить  налоги, поступающие в дорожные  фонды и т.п.).

      Все обязанности граждан Российской  Федерации закреплены в основном  законе — Конституции Российской  Федерации.

    Важнейшей  обязанностью граждан как субъектов  административного права является  соблюдение ими административно-правовых  норм и основанных на них  законных требований органов  государственной власти и местного  самоуправления, их должностных  лиц.

    Невыполнение  гражданами своих обязанностей  в сфере государственного управления  влечет за собой применение  различных мер воздействия, включая  и средства административно-правового  характера. В этом случае при  наличии достаточных к тому  оснований граждане могут быть  привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и  уголовной ответственности.

 

 

 

4.Гарантии  прав и свобод граждан РФ.

Административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, организационные и юридические гарантии.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т.д.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), например, проводить пикетирование, осуществлять право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости, использовать право обращения за защитой во все органы, начиная от Президента РФ и до местной администрации.

Одним из важных элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт административного права. Конечно, этот правовой институт нуждается в модернизации, совершенствовании механизма реализации обращений, учете новых реалий, но тем не менее он на протяжении многих лет сложился, функционирует и служит эффективным средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами общества и государства.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы. Так, в соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации.

 

 

 

Заключение

Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:

1) административная  правоспособность – это способность  гражданина иметь определенные  права, предусмотренные нормами  административного права и выполнять  возложенные на него обязанности  в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения  и прекращается смертью

2) административная  дееспособность - способность гражданина  своими действиями приобретать, а также осуществлять права  и обязанности, предусмотренные  нормами административного права, и нести ответственность в  соответствии с административными  нормами.

На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.

 

Список литературы

  1. Конституция РФ 1993 г. М.: Юрист, 2007
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.//Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 52, ст. 1865.
  4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031
  5. Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».
  6. Указ Президента РФ  «О Положении по работе с обращениями граждан» от 24 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3609
  7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. – М.: Зерцало, 2005 – 671с.
  8. Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: БЕК, 2006 – 368с.
  9. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М.: БЕК, 2006. – 456с
  10. Овсянко Д.М. Административное право.  – М.: Юристъ, 2006. – 369с.
  11. Попов Л.Л. Административное право. – М.: Проспект, 2006. – 419с
  12. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007 – 633с.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права