Гражданская служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Слово "служба" имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба). Здесь мы рассматриваем службу как один из видов платной общественно полезной деятельности, которая состоит в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………… 3
1. Содержание государственной службы……………….. 5
1.1. Понятие государственной должности…………………………
1.2. Государственный служащий и государственная служба………
1.3. Правовой институт государственной службы…………………..
2. Основные принципы государственной службы…...
3. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и россия…………………………………..
Заключение…………………………………………………….
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 63.14 Кб (Скачать файл)

В отличие от «идеальной модели» бюрократии по Веберу, современная  модель административно-государственной  деятельности включает очень сложные  характеристики. Постараемся выделить самые главные из них:

– применение современных  методов социально-политической и  социально-экономической диагностики, идентификации и распознавания  образов, агрегирования информации и ее компьютерной обработки (с использованием методов математического моделирования социальных процессов при разработке управленческих решений на локальном, региональном и национальном уровнях);

– прогнозирование и учет в практической деятельности позитивных и негативных тенденций в развитии общественных явлений, разработка мероприятий  по локализации и устранению недостатков, определение потребности в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации;

– анализирование, обобщение и интерпретирование социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны;

– организация и проведение эмпирических исследований по изучению социально-политических и социально-экономических  процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;

– прогнозирование развития социально-политических, социально-экономических  и организационных процессов  в объектах управления, проектирование программ нововведений и осуществление  этих программ;

– применение рациональных приемов поиска, обработки, хранения и использования необходимой социальной, политической, экономической и научной информации.

Но на этом расхождения  с «идеальной моделью бюрократии»  по Веберу не заканчиваются.

Любой, кто имел дело с  государственными служащими, может  подтвердить, что бюрократия не является безразличной, предсказуемой и определенной, как она описана в идеальной  модели Вебера. В системе государственной  администрации, как и в любой  другой организации, импровизация, отступление  от формы и стремление «пустить пыль в глаза» при принятии решений являются обычными вещами. Государственные служащие обладают психологией и редко действуют в стерильных условиях, которые подразумеваются у Вебера.

Далее, бюрократия, по Веберу, служит высокостратифицированному авторитарному обществу, – такому, в котором средний гражданин «не возражает» бюрократу. Демократические страны Европы и Америки в конце XX столетия – это уже совершенно другое общество, в котором и обыкновенные граждане, и законодатели, не смущаясь критикуют государственную администрацию или призывают создавать комиссии по расследованию, для объяснения действий высокопоставленных государственных служащих.

Сегодня государственные  чиновники на высоких политических постах вынуждены прислушиваться к  настроениям общественности и считаться  с мнениями в парламенте. Они не поступают – да и в действительности не могут поступать – только на основании прецедента или бумажных процедур. Эксперты ООН по административно-государственной деятельности считают, что административно-государственное управление должно характеризоваться новым подходом. Принципиальное значение приобретает более широкое участие общественности в определении целей развития, разработке планов и принятии решений по государственным программам и проектам, а также по их осуществлению. Для того, чтобы административно-государственная деятельность была успешной, она должна приводить к изменениям в общих настроениях, буднях и образе жизни граждан.

Помимо этого, структура  государственных служб к концу XX века претерпела существенные изменения  во многих странах. До середины 70-х годов  основной упор в административно-государственном  управлении делался на деловые качества профессиональных государственных  служащих, их политическую нейтральность  и гарантированный срок пребывания в должности. Однако с конца 70-х  важное значение стало придаваться политической деятельности, а в ряде случаев и активной политической роли государственных служащих (особенно тех, которые занимают высокие посты в административном руководстве и управлении). На практике это означает более быструю перестановку в рядах старших администраторов и придание политического характера определенным должностям. В некоторых странах (США, Франция) сотрудники гражданских служб становятся членами партий и партийными функционерами.

В конце XX века государственное  управление достигло очень высокого уровня специализации. Сегодня служащие государственной администрации  должны действовать преимущественно самостоятельно в своей узкой области управления, когда им даны лишь самые общие политические решения от президента или парламента. Многие из принимаемых ими решений должны быть на основе такого детального знания своей области государственного администрирования, которого нет у политических лидеров. Частое совпадение административных и политических функций является, следовательно, результатом требований современного государственного управления, а не желанием власти профессиональных государственных служащих.

Профессор Йельского университета Д. Йейтс считает, что в наши дни при господстве «бюрократической демократии» в развитых странах мира уже нельзя говорить о действительном разделении властей. Бюрократия приобрела, по его мнению, законодательные функции, поскольку она является решающей силой при выдвижении законодательных предложений. Бюрократия играет также роль судебной власти, особенно в сфере регулирования. При этом бюрократия сохранила и свои исполнительные функции в сфере реализации государственной политики.

Американские политологи М. Роскин, Р. Корд и У. Джонс считают, что можно выделить шесть основных направлений деятельности «государственного администрирования»: исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование, сбор информации и коммунальное хозяйство. П. Вулл, автор книги «Американская бюрократия», полагает, что правительственная бюрократия на любом уровне выполняет по меньшей мере две из этих базисных функций (хотя, разумеется, есть бюро, которые специализируются только на одной функции, и есть такие бюро, которые выполняют несколько функций).

Первичная функция большинства  правительственных бюро может быть определена просто как исполнение и  проведение в жизнь законов, которые  приняты законодательством, и политики, провозглашаемой исполнительной властью. Это есть, собственно, администрирование. Например, Соединенные Штаты проводят политику перекачки федеральных  фондов штатам с тем, чтобы оплатить стоимость разнообразных программ благосостояния. Департамент здравоохранения и медицинской помощи осуществляет эту политику, решая сколько денег предназначается каждому штату и надзирая за тем, чтобы деньги были использованы для предназначаемых целей.

Британия проводит политику свободного медицинского обеспечения  граждан. Ее служба Национального здравоохранения  осуществляет эту политику, контролируя  медицинскую подготовку, выдавая  патенты докторам, управляя госпиталями  и так далее. В России Министерство здравоохранения следит за распределением средств по отдельным регионам и  областям, контролирует медицинскую  подготовку, осуществляет надзор за деятельностью учреждений здравоохранения.

Администрация есть воплощение общественной политики, и поскольку  она выполняет политические решения, она также разрабатывает и принципы управления. Наряду со своими административными обязанностями, департаменты часто создают компании по рекламированию своей работы и убеждению общественности в выгодах относительно цели какой-либо программы. Во многих странах имеются постоянные программы по просвещению в таких сферах как пожарная профилактика, безопасность движения и охрана природных богатств.

В Великобритании исполнительные власти и администраторы надзирают  за повседневными действиями своих  департаментов, и высокие административно-должностные  лица помогают разрабатывать предлагаемые законопроекты, так же, как помогают своим министрам отвечать на запросы  членов парламента. Поскольку Британия (подобно Франции) обладает частично национализированной экономикой, такие основные отрасли как сталелитейные заводы, шахты, железные дороги, телеграфные и телефонные линии управляются правительственно-контролируемыми корпорациями, которые выполняют политические решения (обычно сохраняемые за частным сектором в Соединенных Штатах).

Что касается второй функции  правительственной бюрократии –  обслуживания, то многие правительственные  агентства специально созданы для  обслуживания населения (или специфических  групп населения). Например, Бюро погоды в любой стране является лучшим примером обслуживающего агентства. Хотя мы, захватив с собой зонт в тот день, когда  Бюро погоды обещало осадки, особо  не задумываемся о его службе, тем  не менее, это является жизненно важным для фермеров или рыбаков. Департамент  сельского хозяйства Соединенных  Штатов проводит исследования в области  контроля за вредителями, землеустройства, племенного животноводства, распределения излишков продукции среди бедных и снабжает информацией о питании население. В Британии и России здравоохранение в основном обеспечивается правительством. В Швеции и Западной Германии правительство оказывает расширенную помощь в трудоустройстве. В России правительство обеспечивает также бесплатное образование на всех уровнях для тех, кто может и желает учиться.

Регулирующие функции  правительства предназначены для  поддержания благосостояния населения. В Соединенных Штатах. Комиссия по безопасности биржевой деятельности, например, защищает вкладчиков путем установления определенного порядка для регистрации новых эмиссий наряду с покупкой акций и облигаций. Великобритания имела законодательство о занятости с 1819 г., регулирующее рабочие условия на фабриках (аналогичные законы существуют в большинстве промышленно развитых стран).

Такое законодательство проводится в жизнь особыми агентствами. Департамент труда Соединенных  Штатов, например, надзирает за выборами в профсоюзы, чтобы гарантировать  их правомерное проведение. Выборы нового кандидата в скандально известный Объединенный Профсоюз горняков показывают, какой успешный результат могут дать регулирующие действия Департамента труда. В России действуют Комитет по занятости населения и Министерство труда и занятости населения Российской Федерации, которые следят за соблюдением трудового законодательства и регулируют проблему занятости в стране.

В Германии контроль за выполнением федерального законодательства правительствами земель осуществляется Бундесратом (высшая палата национальной законодательной власти); федеральные административные суды обладают силой заставить земельные правительства подчиняться национальным законам. Во всех этих примерах регулирующие функции власти поддерживаются потенциалом силы. В США, например, агентства, занимающиеся вопросами регулирования, могут издавать приказы типа: «приостановить действие» или «прекратить действие». Хотя правонарушители могут опротестовать эти приказы в суде, большинство предпочитает добровольно подчиниться.

Лицензионная деятельность администрации тесно связана  с регулированием. Она позволяет  правительству установить минимальные  стандарты и ограничения в  определенных областях. Например, если вы хотите заниматься частной практикой, получить права на вождение автомобиля, продавать недвижимость, преподавать  в общественных школах, или работать парикмахером, вы должны удовлетворять  определенным государственным стандартам. В Соединенных Штатах и других федеральных странах эти стандарты  обычно устанавливаются каждым штатом или какой-либо федеральной единицей. В странах, таких как Франция  или Великобритания, национальные правительства устанавливают стандарты и критерии. Даже в США, однако, некоторые лицензии выдаются федеральными правительствами. Например, необходима лицензия для функционирования радио или телестанции.

Еще одной важной функцией государственной администрации  является сбор информации. Информация нужна для двух главных целей: определить, был ли нарушен закон, и принять политическое решение, что является целесообразным и основывается на фактическом свидетельстве. Например, если гражданин США жалуется, что его гражданские права были нарушены, должно быть проведено расследование – обычно отделом гражданских прав при Департаменте юстиции – прежде чем могут быть предприняты какие-нибудь действия. В России существует Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, куда можно обратиться в случае нарушения гражданских прав.

Агентство по защите окружающей среды должно знать о реальном загрязнении воздуха и воды, прежде чем сможет издать законы, касающиеся нарушений. Подобные расследования  проводятся всеми современными государствами. В России их осуществляет Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Во Франции Агентство  по защите окружающей среды провело  обширное исследование национальных потребностей в энергии, прежде чем приступило к программе массированного использования  ядерной энергии.

Некоторые агентства действуют  при наличии жалоб. Другие, такие  как Управление продовольствием и медикаментами (FDA) в США постоянно проводят различные исследования по собственной инициативе. FDA не допускает появления наркотиков на рынке – независимо от того, поступали жалобы или нет – пока не убедится, что лекарство или продукт питания безопасен и эффективен. В России аналогичной деятельностью занято Министерство здравоохранения.

Иногда возникает проблема посягательства на права личности. Тогда организации, такие, как, например. Федеральное Бюро Расследований (ФБР) в США, расследует подрывную деятельность и опрашивают друзей, соседей и членов семей подозреваемых лиц. Черта между расследованием, необходимым для обеспечения защиты общественных интересов и посягательством на личность достаточно тонкая и часто трудно сказать, где кончается одно и начинается другое.

Информация о работе Гражданская служба