Характеристика отдельных административно-правовых режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является специфика административно-правовых режимов.
Автор денной работы ставит перед собой цель охарактеризовать административно-правовые режимы.
Задачи работы: 1) дать понятие и выявить признаки административно-правового режима; 2) определить виды административно-правовых режимов; 3) проанализировать режим чрезвычайного положения; 4) раскрыть специфику режима военного положения; 5) дать общую характеристику иных административно-правовых режимов на примере режима государственной границы и режима государственной тайны.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и виды административно-правовых режимов 5
1.1 Понятие и признаки административно-правового режима 5
1.2 Виды административно-правовых режимов 8
2 Характеристика отдельных административно-правовых режимов 11
2.1 Режим чрезвычайного положения 11
2.2 Режим военного положения 17
2.3 Иные административно-правовые режимы 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

administrativnopravovye_rezhimy.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Ведение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях глубокого кризиса, охватившего все сферы общества и государства, все более очевидной становится мысль о необходимости радикального укрепления государственной власти и расширения областей государственного регулирования социальных и политических процессов. Романтизм первых лет российский реформ все чаще сменяется осознанием груза ошибок и неудач, последовавших на волне перемен.

Так, Д. С. Жданкин полагает, что сломить такое развитие ситуации можно только посредством резкого наращивания потенциала государственной власти. При этом особое значение приобретает качество власти исполнительной. Это вовсе не означает, что она должна выйти из конституционного и законодательного поля, очерченного Конституцией и действующим законодательством. Напротив, по настоящему эффективной может быть только власть, основанная на законе. Вместе с тем, нельзя не отмстить, что нынешнее состояние исполнительной власти далеко от того идеала, который смоделирован в Конституции и законодательстве России1.

Авторы одного из учебников по административному праву2 приводят показательный пример: «Трагические события 2005 г. в США, трагедия Нового Орлеана продемонстрировали американскому обществу и всему миру парадоксальную ситуацию: государство-сверхдержава, способное перебросить армию и флот для решения военных задач в другом полушарии, оказалось не способно обеспечить своих граждан элементарной полицейской защитой от мародеров….чрезвычайные ситуации выступают в качестве сурового и беспристрастного экзаменатора, дающего оценку государству. Во время чрезвычайных ситуаций наглядной становится необходимость, объективная потребность существования силы, способной обуздать стихию. Такой силой может быть только государство, способное предъявить обществу эффективный инструментарий решения экстраординарных проблем».

Нормативной базой курсовой работы является Конституция РФ, законы РФ.

Большое практическое значение в написании данной курсовой работы оказали труды Д.Н. Бахраха, Б.В. Российского,  Ю.Н. Старилова, Л.Л. Попова,  Ю.И. Мигачева,  С.В. Тихомирова, Д.С. Жданкина, В.С. Четверикова и др.

Объектом исследования выступают процессы государственного управления.

Предметом курсовой работы является специфика административно-правовых режимов.

Автор денной работы ставит перед собой цель охарактеризовать административно-правовые режимы.

Задачи работы: 1) дать понятие  и выявить признаки  административно-правового режима; 2) определить виды административно-правовых режимов; 3) проанализировать режим чрезвычайного положения; 4) раскрыть специфику режима военного положения; 5) дать общую характеристику иных административно-правовых режимов на примере режима государственной границы и режима государственной тайны.

Методологическую базу курсовой работы составляют современные общенаучные методы познания и, особенно,  системный подход. Кроме того, при написании работы использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, лингвистический, статистический и другие более частные методы исследования.

Структура работы состоит из введения,  двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

1 Понятие и виды административно-правовых режимов

1.1 Понятие  и признаки  административно-правового режима

 

Административно-правовые режимы могут быть рассмотрены как институт административного права. Их правовой основой выступают Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные правовые акты субъектов РФ. Среди них выделяются акты, специально посвященные одному виду административно-правовых режимов — о ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, чрезвычайном положении, исключительной экономической зоне, закрытом административно-территориальном образовании, государственной границе, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Но большинство вопросов регулируются тематическими законодательными актами, отводящими административно-правовым режимам роль одного из элементов в системе организационно-правовых средств, используемых для упорядочения отдельных видов административной деятельности3.

В качестве нормативных актов, определяющих подобные режимы, могут выступать как законы («О чрезвычайном положении»4, «О военном положении», «О противодействии терроризму»5 и др.), так и подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, которые составляют большинство. В отличие от подзаконных актов установленные законом административно-правовые режимы отличаются стабильностью и комплексным характером регулируемых общественных отношений. В этом можно убедиться на примере закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании»6.

Целью правового режима является стабильный порядок в государстве и обществе. Ее достижение предполагается посредством обеспечения безопасности. Действия государства и его структур в рамках обеспечения общественной безопасности, прежде всего, направлены на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности в Российской Федерации7.

А. А. Долгополов считает, что административно-правовой режим можно определить как юридическую конструкцию, образованную совокупностью нормативно-правового материала, согласованного по основным направлениям воздействия на регулируемые правоотношения. Эта конструкция посредством правовых методов объединяет в себе режимные правила, юридические, организационные, материально-технические гарантии функционирования режима, устанавливает административно-правовые статусы субъектов регулируемых правоотношений8.

 Р. Т. Мухаев под правовым режимом предлагает понимать определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей9.

В целом, под административно-правовым режимом понимается определенный нормами административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на упорядочение общественных отношений в соответствующей сфере государственного управления10.

Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения. Эта возможность ограничения прав и свобод граждан предусмотрена частью 3 статьи 55 Конституции РФ и может быть установлена только федеральным законом «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства».11 Тем самым на уровне Конституции Российской Федерации сформулирован один из важнейших признаков административно-правовых режимов: ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях, прямо указанных Конституцией Российской Федерации.

Однако эти временные ограничения должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, Конституции и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам. Так, согласно ст. 56 Конституции12 в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции Российской Федерации (право на жизнь, право на охрану личного достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др.)13.

Другой чертой данного вида административно-правовых режимов является то, что органы исполнительной власти (государственные органы) наделяются дополнительными полномочиями для осуществления мер, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Так, в условиях чрезвычайного положения органы исполнительной власти осуществляют такие меры, как установление запретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа); ограничение движения средств транспорта и осуществление их досмотра; осуществление при необходимости проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств, осуществление по основаниям, установленным федеральным законом, задержания граждан и транспортных средств на срок до 30 суток и ряд других.

 К признакам административно-правовых  режимов относятся:

- сфера их применения - они устанавливаются в сфере деятельности публичной администрации в связи с выполнением органами государственной власти своих обязанностей обеспечить безопасность, охрану, защиту;

- предписания, образующие режимные  правила, как правило, состоят из  запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих общую правосубъектность физических и юридических лиц;

- для административно-правового  режима характерно выделяемое  в юридической литературе позитивное  связывание. Речь идет о возложении  на государственные органы, должностных лиц, организации, предприятия, граждан обязанности действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей. Связывание может носить характер общенормативной ориентации, конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие;

- обязательными субъектами правовых  режимов являются исполнительные  органы публичной власти;

- большинство административно-правовых  норм, составляющих основу таких  режимов, может быть реализовано  только через правоприменение, путем издания индивидуальных правоприменительных актов;

- при регулировании правоотношений, возникающих между невластными  субъектами и публичной администрацией  по поводу соблюдения режимных  правил, применяется административно-правовой  метод воздействия;

- нарушение правил режима влечет  за собой меры административного  принуждения14.

При осуществлении мер обеспечения различных административно- правовых режимов особое значение имеют федеральные законы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующими органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами, а также непосредственными исполнителями,  обеспечивающими действие этого правового режима15.

1.2 Виды административно-правовых режимов

 

Административно-правовые режимы широко распространены в сфере публичного управления и отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чем более развита система административно-правовых средств, чем больше разнообразных форм административной деятельности, тем важнее объединение и дифференциация их по определенным, имеющим юридическое значение признакам16.

В зависимости от подведомственности административно-правовые режимы могут быть разделены на три группы: 1) федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти; 2) региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ; 3) местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

Если в качестве критерия разграничения выбрать объект — носитель режима, то выделяются:

1) территориальные режимы —  режим закрытого административно-территориального  образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической  зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных  местностей;

2) объектовые режимы — режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;

3) режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную  опасность или имеющие важное  государственное значение, — режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;

4) функционально-деятельностные режимы  — режимы деятельности органов  МЧС России, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористическои операции, таможенные режимы.

Административно-правовые режимы можно различать по предмету регулирования: 1) природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов); 2) режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию); 3) режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).

По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные.17.

С. С. Маилян пишет, что пытаясь выстроить классификацию административно-правовых режимов, следует исходить одновременно из двух оснований. Первое и базовое — это принадлежность режимов к отраслям государственного управления. Второе — собственная функциональная специфика административно-правовых режимов. Следует учитывать, что все режимы делятся на режимы обычного функционирования и те, которые связаны с преодолением ситуаций чрезвычайного характера18.

В. С. Четвериков выделяет  следующие основные виды административно-правовых режимов. К ним относятся: 1) административно-правовой режим чрезвычайного положения; 2) административно-правовой режим военного положения; 3) иные административно-правовые режимы19.

Д. П. Звоненко, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов считают необходимым выделить такие административно-правовые режимы как: режим чрезвычайного положения, военное положение, Правовой режим контртеррористической операции, режим закрытых административно-территориальных образований20.

Информация о работе Характеристика отдельных административно-правовых режимов