Информационные технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Содержание работы

Введение
1. Информационные технологии
2. Компьютеризация образования
3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Заключение
Перечень использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по высшей школе.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Украины

Донецкий Национальный Технический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Методика преподавания в высшей школе»

на тему «Информационные технологии обучения»

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка гр.МОА-12м                                                    Чепорнюк Н.А.

 

Проверила                                                                            Павлова Е.В.

 

 

 

 

 

 

Донецк 2013

Содержание

 

Введение

1. Информационные технологии

2. Компьютеризация образования

3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях

Заключение

Перечень использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный период развития общества характеризуется сильным  влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

За последние 5 лет  число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере  образования в последнее десятилетие  вызывает повышенный интерес в отечественной  педагогической науке.

 

1. Информационные технологии

 

Под информационной технологией  понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки  и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если в качестве признака информационных технологий выбрать  инструменты, с помощью которых  проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие  этапы ее развития:

1-й этап (до второй  половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца  XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная  более совершенными средствами  доставки почты, инструментарий  которой составляли: пишущая машинка,  телефон, диктофон. Основная цель  технологии - представление информации  в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий  которой составляли: большие ЭВМ  и соответствующее программное  обеспечение, электрические пишущие  машинки, ксероксы, портативные диктофоны.  Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х  гг.) - «электронная» технология, основным  инструментарием которой становятся  большие ЭВМ и создаваемые  на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая»)  технология, основным инструментарием  которой является персональный  компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая  технология» (иногда ее считают  частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают  широко использоваться в различных  областях глобальные и локальные  компьютерные сети. Ей предсказывают  в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet.

В последние годы термин «информационные технологии» часто  выступает синонимом термина  «компьютерные технологии», так  как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных). К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

По мнению специалистов управления экономикой и образованием для реализации современных информационных технологий требуется:

-создать технологические  условия, аппаратные и программные  средства, телекоммуникационные системы,  обеспечивающие нормальное функционирование  сферы производства;

-обеспечить индустриально-технологическую  базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

-обеспечить первоочередное  развитие опережающего производства  информации и знаний;

-подготовить квалифицированные  кадры;

-реализовать комплексное  внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и др.

Международные образовательные  учреждения разрабатывают новые  направления деятельности для создания условий перехода на современные  информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему - создание учебным заведениям Украины условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Министерство науки и образования Украины видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–образовательную среду:

-совершенствование базовой  подготовки учащихся школ и  студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;

-переподготовка преподавателей  в области современных информационных  технологий;

-информатизация процесса  обучения и воспитания;

-оснащение системы  образования техническими средствами информатизации;

-создание современной  национальной информационной среды  и интеграция в нее учреждений  образования;

-создание на базе  современных информационных технологий  единой системы дистанционного образования в Украине;

-участие Украины в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.

 

2. Компьютеризация образования

 

Компьютеризация образования  относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в украинскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

-использование компьютерной  техники в качестве средства  обучения, совершенствующего процесс  преподавания, повышающего его качество  и эффективность;

-использование компьютерных  технологий в качестве инструментов  обучения, познания себя и действительности;

-рассмотрение компьютера  и других современных средств  информационных технологий в  качестве объектов изучения;

-использование средств  новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-использование компьютерной  техники в качестве средств  автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-организация коммуникаций  на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

-использование средств  современных информационных технологий  для организации интеллектуального  досуга;

-интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий

Возможности современной  вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

-вычислительные - быстрое  и точное преобразование любых  видов информации (числовой, текстовой,  графической, звуковой и др.);

-трансдьюсерные - способность  компьютера к приему и выдаче  информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

-комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

-графические - представление  результатов своей работы в  четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

-моделирующие - построение  информационных моделей (в том  числе и динамических) реальных  объектов и явлений.

Перечисленные возможности  компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда  основное обучающее воздействие  и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

Информация о работе Информационные технологии обучения