Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:27, реферат
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
Введение
1. Информационные технологии
2. Компьютеризация образования
3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Заключение
Перечень использованной литературы
Подача эталонов для
проверки учебных действий (через
учебные задания или
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В. Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий :
-повышение эффективности и качества процесса обучения;
-повышение активности познавательной деятельности;
-углубление межпредметных связей;
-увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
-развитие различных видов мышления;
-развитие коммуникативных способностей;
-формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
-эстетическое воспитание
за счет использования
-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
-развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
-формирование умений
осуществлять экспериментально–
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
-подготовка информационно грамотной личности;
-подготовка пользователя компьютерными средствами;
-осуществление
Принимая во внимание
огромное влияние современных
1 этап характеризуется следующими признаками:
-начало массового
внедрения средств новых
-проводится исследовательская
работа по педагогическому
-общество идет по
пути осознания сути и
-происходит базовая
подготовка в области
2 этап характеризуется следующими признаками:
-активное освоение
и фрагментарное внедрение
-освоение педагогами
новых методов и
-активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;
-постановка проблемы
пересмотра содержания, традиционных
форм и методов учебно-
3 этап характеризуется следующими признаками:
-повсеместное использование
средств современных ИТ в обуче
-перестройка содержания
всех ступеней непрерывного
-смена методической
основы обучения и освоение
каждым педагогом широкого
Практическая реализация
компьютерных технологий и переход
на последующие этапы
Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе–обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебного назначения.
Программные средства учебного назначения
И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН):
-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
-осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
-осуществлять самоконтроль
и самокоррекцию учебной
-высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
-визуализировать учебную информацию;
-моделировать и имитировать
изучаемые процессы или
-проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
-формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
-развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.
Обучающие программы
Обучающая программа (ОП)
- это специфическое учебное
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
-наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
-расчлененность учебной
работы на шаги, связанные с
соответствующими дозами информ
-завершение каждого
шага самопроверкой и
-использование
-индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).
При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:
-избегать монотонности
-предоставить возможность
-учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).
При работе с ОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
Обучающие программы
распространяются, как правило, на дискетах
или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие
программы применяют для
В настоящее время прослеживаются четыре пути создания обучающих программ на основе:
-прямого программирования на языках высокого уровня (в том числе на JAVA для сетевых вариантов ПСУН);
-инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием. Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты, это: ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.
-использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам;
-заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН.
Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.
Электронные учебники
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.
Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому учащемуся и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.
Несмотря на то, что пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более удобно, электронный учебник приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. Рассмотрим преимущества электронного учебника по сравнению с простым типографским.
Возможность быстрого поиска по тексту. Не всякая печатная книга обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен. Отсутствие такого ограничения - неоспоримое преимущество электронного учебника.
Организация учебной информации в виде гипертекста. Гипертекст - возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала. Термин «гипертекст» ввел в 1963 г. Т. Nelson для обозначения понятия - комбинации текста на естественном языке со способностью компьютера осуществлять интерактивный выбор следующей порции информации или динамичного воспроизведения нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным способом на листе бумаги. В.С.Токарева дает следующее определение: «гипертекст - это способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети связанных между собой узлов» Гипертекст дает возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. А затем на основе одного оформленного соответствующим образом материала моделирование «собственных» учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня подготовки, быстроты усвоения и , интересов.