Информационные технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Содержание работы

Введение
1. Информационные технологии
2. Компьютеризация образования
3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Заключение
Перечень использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по высшей школе.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Подача эталонов для  проверки учебных действий (через  учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных  информационных технологий в сферу  образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В. Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация всех  уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий :

-повышение эффективности  и качества процесса обучения;

-повышение активности  познавательной деятельности;

-углубление межпредметных  связей;

-увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности  обучаемого, подготовка индивида  к комфортной жизни в условиях  информационного общества:

-развитие различных  видов мышления;

-развитие коммуникативных  способностей;

-формирование умений  принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

-эстетическое воспитание  за счет использования компьютерной  графики, технологии мультимедиа; 

-формирование информационной  культуры, умений осуществлять обработку  информации;

-развитие умений моделировать  задачу или ситуацию;

-формирование умений  осуществлять экспериментально–исследовательскую  деятельность.

3) Работа на выполнение  социального заказа общества:

-подготовка информационно  грамотной личности;

-подготовка пользователя компьютерными средствами;

-осуществление профориентационной  работы в области информатики.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей  готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса:

1 этап характеризуется следующими признаками:

-начало массового  внедрения средств новых информационных  технологий и в первую очередь  компьютеров; 

-проводится исследовательская  работа по педагогическому освоению  средств компьютерной техники  и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;

-общество идет по  пути осознания сути и необходимости  процессов информатизации;

-происходит базовая  подготовка в области информатики  на всех ступенях непрерывного  образования; 

2 этап характеризуется следующими признаками:

-активное освоение  и фрагментарное внедрение средств  НИТ в традиционные учебные  дисциплины;

-освоение педагогами  новых методов и организационных  форм работы с использованием  компьютерной техники; 

-активная разработка  и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;

-постановка проблемы  пересмотра содержания, традиционных  форм и методов учебно-воспитательной  работы;

3 этап характеризуется следующими признаками:

-повсеместное использование  средств современных ИТ в обучении;

-перестройка содержания  всех ступеней непрерывного образования  на основе его информатизации;

-смена методической  основы обучения и освоение  каждым педагогом широкого круга  методов и организационных форм  обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход  на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью  создания компьютерных программ. Программное  обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

Компьютерные учебные  программы заявили о себе, как  о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе–обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебного назначения.

Программные средства учебного назначения

И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН):

-индивидуализировать  и дифференцировать процесс обучения;

-осуществлять контроль  с диагностикой ошибок и с обратной связью;

-осуществлять самоконтроль  и самокоррекцию учебной деятельности;

-высвободить учебное  время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

-визуализировать учебную информацию;

-моделировать и имитировать  изучаемые процессы или явления;

-проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

-формировать умение  принимать оптимальное решение  в различных ситуациях;

-развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

Перечень ПСУН на современном  этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные  лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.

Обучающие программы

Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной  работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

Программы называются обучающими, потому что принцип их составления  носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий  и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

-наличие цели учебной  работы и алгоритма достижения  этой цели;

-расчлененность учебной  работы на шаги, связанные с  соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

-завершение каждого  шага самопроверкой и возможным  корректирующим воздействием;

-использование автоматического  устройства;

-индивидуализация обучения (в достаточных  и доступных пределах).

При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:

-избегать монотонности заданий,  учитывать смену деятельности  по ее уровням: узнавание, воспроизведение,  применение;

-предоставить возможность успешной  работы с ОП и сильным, и  средним, и слабым ученикам;

-учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).

При работе с ОП большое значение имеет длительность паузы для  выполнения задания. Чтобы не ставить  учащихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.

Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного  материала. Причем необходимо учитывать  психологические возрастные особенности  учащихся, способность ориентироваться  на мыслительные задачи, требующие  конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

Обучающие программы  распространяются, как правило, на дискетах или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие  программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или  самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже попадаются обучающие программы по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность учебных пособий - разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» Не являясь чисто учебными материалами, они тем не менее могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.

В настоящее время  прослеживаются четыре пути создания обучающих программ на основе:

-прямого программирования  на языках высокого уровня (в том числе на JAVA для сетевых вариантов ПСУН);

-инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием. Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты, это: ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.

-использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам;

-заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН.

Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.

Электронные учебники

Электронный учебник  – это автоматизированная обучающая  система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.

Для того чтобы электронный  учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково  пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому учащемуся и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.

Несмотря на то, что  пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более  удобно, электронный учебник приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. Рассмотрим преимущества электронного учебника по сравнению с простым типографским.

Возможность быстрого поиска по тексту. Не всякая печатная книга  обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен. Отсутствие такого ограничения - неоспоримое преимущество электронного учебника.

Организация учебной  информации в виде гипертекста. Гипертекст - возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала. Термин «гипертекст» ввел в 1963 г. Т. Nelson для обозначения понятия - комбинации текста на естественном языке со способностью компьютера осуществлять интерактивный выбор следующей порции информации или динамичного воспроизведения нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным способом на листе бумаги. В.С.Токарева дает следующее определение: «гипертекст - это способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети связанных между собой узлов» Гипертекст дает возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. А затем на основе одного оформленного соответствующим образом материала моделирование «собственных» учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня подготовки, быстроты усвоения и , интересов.

Информация о работе Информационные технологии обучения