Инвалидность как юридическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Современное демократическое государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.
Данная работа посвящена рассмотрению системы правового регулирования социальной защиты инвалидов.

Содержание работы

Введение
1 Инвалидность как юридическая категория
1.1 Понятие инвалидности
1.2 Правовое регулирование социальной защиты инвалидов
2 Порядок установления инвалидности
2.1 Условия признания гражданина инвалидом
2.2 Причины и классификация инвалидности
2.3 Юридическое значение инвалидности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

инвалидность.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

1 Инвалидность как  юридическая категория

1.1 Понятие инвалидности

1.2 Правовое регулирование  социальной защиты инвалидов

2 Порядок установления  инвалидности

2.1 Условия признания  гражданина инвалидом

2.2 Причины и классификация инвалидности

2.3 Юридическое значение инвалидности

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

12 декабря 1993 г. на  всенародном референдуме была  принята Конституция Российской  Федерации, которая провозгласила  человека, его права и свободы  высшей ценностью.

Статья 7 Конституции  РФ определяет Российскую Федерацию  как социальное государство. В современном  понятии строй правового государства  является строем социального правового  государства.

В каждом обществе имеются  категории граждан, которые нуждаются в социальной защите. Одной из наиболее нуждающихся в социальной защите категорий являются инвалиды.

Современное демократическое  государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся  в этом граждан. Данная система функционирует  на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.

Данная работа посвящена  рассмотрению системы правового  регулирования социальной защиты инвалидов.

Исходя из изложенного, данная тема работы в современных условиях, когда происходит укрепление российской государственности, представляется достаточно актуальной.

Данная работа состоит  из двух глав. Первая глава посвящена  рассмотрению инвалидности как юридической  категории. Вторая глава посвящена  вопросам правового регулирования порядка признания лица инвалидом.

Ввиду большой динамики развития законодательства о социальной защите, учебники по праву социального  обеспечения быстро устаревают, поэтому  при написании работы использовались, в основном тексты нормативных актов, регулирующих порядок осуществления социальной защиты инвалидов.

 

1 Инвалидность  как юридическая категория

 

1.1 Понятие  инвалидности

 

Инвалидность как юридическая  категория вытекает из дефиниций  статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",  дающей определения понятия "инвалид" и основания определения группы инвалидности

Инвалид - лицо, которое  имеет нарушение здоровья со стойким  расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом  способности или возможности  осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени  расстройства функций организма  и ограничения жизнедеятельности  лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, инвалидность – это состояние лица, при котором  оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций  организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Следовательно, инвалидность является основанием для возникновения  правоотношений по социальной защите лица, являющегося инвалидом.

1.2 Правовое  регулирование социальной защиты  инвалидов

 

Основополагающие положения  о социальной защите инвалидов содержатся в Конституции Российской Федерации, которая является базисом всей российской системы права.

Социальное государство  характеризует одно из основных направлений  государственной деятельности и означает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражением ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению социальной программы, заложенной в экономических, социальных и культурных правах.

Провозглашение Российской Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека, не означает закрепления государственного патернализма с присущим ему тотальным регулированием экономики и неприятием экономической свободы и активности личности, предпринимательства и иной хозяйственной деятельности. Социальное государство не упраздняет личную ответственность человека за собственное материальное благополучие при условии, что он своим трудом или иным законным способом в состоянии обеспечить материальный достаток для себя и своей семьи. Политика социального государства направлена на создание условий -  юридических, организационных, экономических, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п.

Конституционные обязанности  в социальной сфере отличаются меньшей степенью формальной определенности, чем обязанности по обеспечению гражданских и политических прав и свобод. Здесь значительно более широк диапазон самостоятельного усмотрения законодателя и органов исполнительной власти, границы которого обусловлены состоянием экономики, уровнем безработицы, состоянием материальной базы медицинского обслуживания и прочих условий. Но эта самостоятельность также имеет юридические пределы, может и должна осуществляться в правовых формах, предусмотренных законом и с соблюдением установленных им границ. Принцип социального государства, развиваемый в экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, закрепленных в Конституции, конкретизируется в федеральном законодательстве, регулирующем порядок осуществления социальной защиты инвалидов.

Вопросы социального  обслуживания и социальной защиты инвалидов  прописаны в трех Федеральных  законах:

    1. 122-ФЗ от 2 августа 1995 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
    2. 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
    3. 178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи"

Имеются так же несколько  подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы социальной защиты инвалидов, например:

  1. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания"
  2. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"
  3. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 года № 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"

Таким образом, можно  сделать вывод, что законодательство, регулирующее порядок социальной защиты инвалидов, состоит из системы нормативных  актов различной юридической  силы, изданных органами законодательной  и исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, т.к. вопросы социальной защиты относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации.

 

2 Порядок установления  инвалидности

2.1 Условия  признания гражданина инвалидом

 

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Условиями признания  гражданина инвалидом согласно Постановлению  Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания  лица инвалидом" являются:

  1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  3. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных  выше условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. Для этого необходимо наличие совокупности всех приведенных условий.

В зависимости от степени  ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций  организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм  или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Степень ограничения  способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности  к трудовой деятельности) устанавливается  на такой же срок, что и группа инвалидности.

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в  бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Инвалидность устанавливается  до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины  инвалидности указываются общее  заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

В настоящее время  действует Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности".

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального  заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

 

2.2 Причины инвалидности

 

Причины инвалидности определяются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности".

Федеральные государственные  учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

  1. общее заболевание;
  2. инвалид с детства;
  3. профессиональное заболевание;
  4. трудовое увечье;
  5. военная травма;
  6. заболевание получено в период военной службы;
  7. заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
  8. заболевание, радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
  9. заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
  10. заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
  11. заболевание связано с аварией на ПО "Маяк";
  12. заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк";
  13. заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;
  14. заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Информация о работе Инвалидность как юридическая категория