Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о предмете административно-правового регулирования относится к числу дискуссионных. Основные разногласия сводятся к тому, на какие именно общественные отношения (производственные, идеологические, волевые и т. д.) и на что непосредственно в самих общественных отношениях может оказывать регулирующее воздействие норма права.
Некоторые авторы утверждают, что право непосредственно регулирует даже производственные отношения, разновидностью которых, по их мнению, являются имущественные отношения, лишенные какого – либо волевого содержания.3

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
Понятие и структура предмета административно-
правового регулирования ………………………………………….5
Понятие и виды методов административно-правового
регулирования …………………………………………………….15
3. Предмет и метод правового регулирования как
основания деления права на отрасли и институты ……………. 31
Заключение ………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 70.08 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  

«Российский государственный университет нефти и газа 

имени И.М.Губкина»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра финансового и административного права

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

« Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях>>

                                        

                                                           Студент: Джиргалов Утнасун Валерьевич

                                                           Группа: ЮР-11-01

                                                           Руководитель: доцент, к.ю.н.

                                                           Саранчук Ю. М.

«Допустить  к защите»

«____»  ____________ 2013 г.

Дата представления  работы: «____» _________ 2013 г.

Дата защиты:                          «____» _________ 2013 г.

Оценка: ______________

Москва, 2013 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………..3

  1. Понятие и структура предмета административно-

правового регулирования  ………………………………………….5

  1. Понятие и виды методов административно-правового

регулирования …………………………………………………….15

3. Предмет и метод правового  регулирования как

основания деления права  на отрасли и институты ……………. 31

Заключение ………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  структура предмета административно-правового  регулирования

Вопрос о предмете административно-правового  регулирования относится к числу дискуссионных. Основные разногласия сводятся к тому, на какие именно общественные отношения (производственные, идеологические, волевые и т. д.) и на что непосредственно в самих общественных отношениях может оказывать регулирующее воздействие норма права.

Некоторые авторы утверждают, что право непосредственно регулирует даже производственные отношения, разновидностью которых, по их мнению, являются имущественные отношения, лишенные какого – либо волевого содержания.3

Из поведения людей, их различных и многочисленных поступков  складываются индивидуальные или, как  принято говорить, конкретные общественные отношения, которые в свою очередь образуют в качестве «равнодействующей» систему общественных отношений. В ней совокупность производственных . отношений составляет основу любой социальной формации. Важно выяснить, что же подвергается непосредственному правовому регулированию: отдельные конкретные отношения, виды конкретных отношений или вся совокупность общественных отношений в целом.

Правовые нормы прямо  предусматривают сравнительно непосредственные результаты человеческой деятельности, а не ее конечный объективно складывающийся итог, поскольку эти нормы определяют тот или иной вариант поведения при соответствующих условиях и обстоятельствах. Поэтому, непосредственным предметом нормативно – административно-правового регулирования являются конкретные общественные отношения, а не вся их совокупность.

Так, конституционное право  непосредственно регулирует конкретные отношения, складывающиеся в области организации и деятельности органов государственной власти. Одновременно оно устанавливает ряд принципиальных положений, которые служат юридической базой всего российского законодательства. В частности, Конституция РФ закрепляет факт защиты в нашей стране всех форм собственности. Исчерпывается ли этим правовое опосредствование отношений собственности? Разумеется, нет. Указанное положение Конституции РФ носило бы декларативный характер, если бы не было его детализации в текущем законодательстве, непосредственно регулирующем отношения собственности.

Вместе с тем, юридические  нормы представляют собой правила общего характера, имеют в виду не единичное, поведение людей во всем его своеобразии и неповторимости, а лишь типичные варианты поведения; регулирующее воздействие оказывает в конце концов не единичная норма, а группы норм (институты, отрасли права).

Регулируя отношения купли  – продажи между отдельными гражданами, нормы гражданского кодекса определяют наиболее типичные особенности этих отношений в обществе, отнюдь не имея в виду во всех случаях казуистически устанавливать содержание договоров, время и форму их заключения, срок исполнения обязательств и другие моменты, отличающие любой данный акт купли – продажи от другого. Из этого следует, что предметом нормативно – административно-правового регулирования являются определенные виды конкретных общественных отношений. В самом деле, предметом регулирования норм административного права является вид конкретных общественных отношений, образующихся в сфере исполнительно – распорядительной деятельности государственных органов, – управленческие отношения, предметом регулирования гражданского права – конкретные имущественные отношения, образующиеся в сфере действия закона стоимости, и т. п.4

Регулируя те или иные виды конкретных общественных отношений, законы и другие нормативные акты отражают в конечном счете потребности всей существующей системы производственных отношений и оказывают на всю совокупность этих отношений обратное воздействие, охраняя экономический базис, создавая условия для его укрепления, способствуя развитию о народного хозяйства.

Обратное воздействие  права на способ производства опосредствуется  в регулировании отдельных видов конкретных общественных отношений, которые законодатель способен активно упорядочивать и вводить в определенные рамки.

В реальной жизни конкретные отношения находятся в теснейшей  взаимосвязи и взаимозависимости, органически между собой переплетены. Нужна была огромная сила научной абстракции, чтобы суметь выделить из этой массы отношений те, которые являются определяющими. Только объяснение всего многообразия общественных отношений характером производственных отношений, а этих последних – уровнем развития производительных сил позволило определить развитие общественных формаций как естественно – исторический процесс, не зависящий от того, сознают его люди или нет, желают они этого развития или предпочитают сохранение старого, порядка отношений. Определенные виды конкретных общественных отношений в своей совокупности образуют экономический базис общества, другие – его надстройку.

Механизм административно-правового  регулирования идеологических отношений  достаточно ясен, коль скоро эти  отношения зависят от волевого поведения  людей. Воздействуя на сознание и  волю их участников, право организует развитие идеологических отношений в направлении, угодном народу и государству.

Есть общественные идеологические отношения, которые возникают непосредственно в связи с правовым регулированием и исчезают при прекращении действия той или иной правовой нормы. В существовании таких отношений непосредственно определяющую роль играет государственно–правовое регулирование, хотя и эти отношения в конечном счете должны отражать существующие экономические отношения, должны быть так. или иначе связаны с фактическими отношениями, органически присущими данному способу производства, иначе они теряют свой смысл и свое значение.

Надстроечные отношения  зависят от базиса, но все же обладают известной самостоятельностью. Это  дает сравнительно широкие возможности  для правового воздействия, ибо здесь объективно возможны весьма разнообразные варианты волевых действий и поступков людей.

Очевидно, что в государственно организованном обществе имеется большое число надстроечных отношений, которые иначе как в правовой форме существовать не могут (например, определенная часть административно – правовых отношений и процессуальные отношения) и, следовательно, в значительной мере непосредственно зависят от характера административно-правового регулирования, хотя они и не могут быть оторваны от своей материальной основы.

Следует согласиться с  теми, кто указывает на существование двух видов юридических отношении: правоотношений, опосредствующих существовавшие до них фактические отношения, и таких отношений, которые иначе как в правовой форме существовать не могут.

В первом случае юридические  отношения обычно не исчерпывают  опосредствуемых ими фактических  отношений, во втором –отношения выступают не иначе как в виде правовых отношений.

Не следует думать, пишет  М. С. Строгович, что общественные отношения всегда существуют сами по себе, а нормы права лишь оформляют уже существующие отношения. Есть идеологические отношения, которые существуют только как правовые отношения.

Это не значит, что во втором случае правоотношения вытекают только из правовой нормы, что предметом  административно-правового регулирования  оказываются сами юридические отношения. Для возникновения второго вида правовых отношений необходимо, помимо юридических норм, существование  определенных жизненных потребностей и фактов, опираясь на которые государство  создает новые правового характера  отношения.

Сложнее обстоит дело с  уяснением механизма административно-правового  регулирования экономических отношений.

Экономические отношения, складывающиеся как непосредственно в процессе производства, так и в процессе распределения и обмена, являются отношениями материальными. Материальный характер экономических отношений  определяется тем, что их содержанием  является деятельность по производству и распределению материальных благ, которая непосредственно зависит  от уровня развития производительных сил и обусловленного им характера  разделения труда. Экономические отношения представляют собой форму деятельности человека, направленную на поддержание своего существования.

Совокупность экономических  отношений не зависит от воли людей. Каждый участник производственной деятельности вынужден считаться с теми условиями производства, какие сложились при данном уровне орудий труда и навыков трудовой деятельности и к которым он неминуемо должен приспособиться, чтобы поддерживать свое существование. Он не может полностью осознать тех общественных результатов, к которым приведет то или иное совершенствование техники производства, т. е. не может предвидеть всех общественных результатов своей деятельности. Это не означает, что человек не в состоянии осознать существующих производственных отношений, что ни при каких условиях нельзя сознательно регулировать производственную деятельность, что люди не могут понять экономические законы развития общества и направить свою деятельность на изменение материальных условий своего существования. Но поддерживая и развивая способ производства материальных благ, будучи от него зависимыми, люди не в состоянии отменить закономерностей производства и организовать его по своему произволу, вне зависимости от достигнутого уровня развития общественных производительных сил.

Система производственных отношений, покоящаяся на определенном уровне развития производительных сил, объективно обусловлена, но отдельное экономическое отношение, выступающее как отдельный акт объективного процесса производства, распределения или обмена, необходимо связано с волей участников этого отношения. Вне конкретных волевых актов людей процесс производственной деятельности, распределения и обмена неосуществим.

При воздействии норм права  на волю индивида, участвующего в конкретном экономическом отношении, возникает  в целом ряде случаев специфическая  форма, опосредствующая это отношение, – юридическое отношение, Это отношение отнюдь не исчерпывает существующего фактического отношения ни с точки зрения его экономического содержания, ни даже с точки зрения всех волевых действий его участников. Возникающее при правовом регулировании экономических отношений новое общественное отношение идеологического характера (отношение юридическое) лишь опосредствует определенные стороны производственной деятельности. Производственные отношения регулируются в направлении, предопределенном объективными экономическими законами. В результате такого урегулирования материальные (экономические) отношения полностью сохраняются, но облекаются в новую форму – форму идеологического (правового) отношения7.

При правовом регулировании  конкретных экономических отношений возникают правоотношения как форма, обволакивающая общественно – производственные отношения, но не сливающаяся с ними по своему непосредственному содержанию. Воздействуя непосредственно на отдельные волевые акты участников производства и обмена, на конкретные экономические отношения, нормы права воздействуют тем самым и на всю систему производственных отношений, обеспечивая ее охрану и способствуя ее совершенствованию.

Таким образом, предметом  административно-правового регулирования  являются отдельные виды конкретных общественных отношений как идеологического, так и экономического характера.

Вместе с тем следует  отметить, что правовое регулирование имущественных (конкретных экономических) отношений имеет более жесткие объективные рамки, нежели регулирование иных общественных отношений.

Система производственных отношений, покоящаяся на определенном уровне развития производительных сил, объективно обусловлена, но отдельное экономическое отношение, выступающее как отдельный акт объективного процесса производства, распределения или обмена, необходимо связано с волей участников этого отношения. Вне конкретных волевых актов людей процесс производственной деятельности, распределения и обмена неосуществим.

Информация о работе Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях